Новость
21 июня 2018, 15:11

Новые правила заключения специальных инвестконтрактов: что изменилось для инвесторов

Что такое специальный инвестконтракт

С помощью специальных инвестконтрактов (СПИК) государство поддерживает инвесторов, которые хотят создать или модернизировать производство в России. Они тратят на это деньги, а публичная сторона (Российская Федерация, регион) в ответ предоставляет льготы и преференции согласно соответствующим законам. Их действие и стабильность гарантируются на весь срок инвестконтракта.

Пример таких бонусов – это налоговые льготы, прямо предусмотренные Налоговым кодексом, или преференции в госзакупках, в том числе возможность получить статус единственного поставщика в упрощенном порядке. Кроме того, на срок действия договора инвестор сохраняет налоговые и регуляторные льготы/преференции, которые он получил до заключения СПИК. Минимальная величина инвестиций для федерального специального инвестконтракта составляет 750 млн руб. Для регионального она определяется по местным правилам – например, в Калужской области минимальный порог инвестиций снижен до 300 млн руб., а в Московской области – наоборот, повышен до 1 млрд руб.

Федеральный специнвестконтракт действует пять лет со дня выхода проекта на операционную прибыль, но не более 10 лет в сумме.

Изменения с 18 июня 2018 г.

Деньги, ранее вложенные в инвестиционный проект, можно зачесть в общую сумму инвестиций (минимум 750 млн руб.)

Многие потенциальные инвесторы сталкивались с вопросом, можно ли вложить в инвестиционный проект меньше 750 млн руб., если часть средств уже была потрачена таким инвестором на данный проект до даты подписания СПИК. Согласно консервативному подходу, считались лишь те деньги, которые потрачены в период действия контракта.

Нормы новой редакции Правил дают ответ на этот вопрос в пользу инвестора. Если он подает заявление на заключение контракта до 31 декабря того года, в котором стартовал инвестиционный проект (или самый дорогостоящий его этап), то он может зачесть в счет минимальной суммы инвестиций (750 млн руб.) те средства, которые он вложил в проект в течение этого года и вплоть до даты заключения СПИК.

Вводится понятие «этап инвестиционного проекта». Это дает инвестору возможность заключить СПИК на новый этап уже идущего проекта, либо (если уже идет последний этап проекта или невозможно разделить проект на этапы) на уже идущий проект без привязки к какому-либо этапу. При этом в обоих случаях заключение СПИК возможно только в том случае, если инвестиционный проект (или новый этап проекта) начал реализовываться в том же году, в котором инвестор подает заявление на заключение СПИК. Кроме того, стоимость нового этапа (если СПИК заключается в его отношении) должна составлять не менее 50% от стоимости всего проекта.

Затраты на приобретение объектов интеллектуальной собственности можно зачесть в минимально допустимую сумму инвестиций (750 млн руб.)

Инвесторам нередко мешала неопределенность, можно ли зачесть в минимально допустимую сумму инвестиций затраты, которые непосредственно не связаны со строительными работами, покупкой недвижимости и оборудования. Чаще всего вопросы вызывало приобретение исключительного права, права использования объектов интеллектуальной собственности (или прав на конструкторскую/техническую документацию), а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Они часто требуются при создании и модернизации производства, но в текущей редакции Правил не упоминаются.

Новые Правила прямо позволяют включать затраты на интеллектуальную собственность и НИОКР в состав минимально допустимых 750 млн руб. При этом данные затраты не должны превышать 25% от общей суммы инвестиций, запланированных в рамках проекта.

Новые органы власти, которые могут заключать специнвестконтракты

СПИК теперь можно заключать не только с Минпромторгом, но и с Минсельхозом или Минэнерго, если производство относится к одной из отраслей, которая находится в их ведении.

Новые ограничения для инвесторов

Новые Правила прямо разрешают иностранному лицу заключить специальный инвестконтракт, но и вводят ограничения. СПИК не смогут заключать лица, которые зарегистрированы в офшорных зонах (либо контролирующие лица которых зарегистрированы в офшорных зонах), и лица, которые находятся в процессе реорганизации. Стороной подобного контракта может быть лишь один инвестор, уточняют новые Правила.

Определение понятия «проектная операционная прибыль»

День выхода проекта на проектную операционную прибыль имеет важное значение для инвестора: согласно Правилам, срок действия СПИК не может составлять более пяти лет после 31 декабря года, в который инвестор впервые достиг положительного значения проектной операционной прибыли (при этом срок действия СПИК в любом случае не может составлять более 10 лет с момента его заключения).

Новые Правила содержат более четкие и детальные инструкции по расчету проектной операционной прибыли. В частности, необходимо учитывать средства бюджетов бюджетной системы РФ, которые предоставлены не только инвестору и привлеченным лицам, но и тем, кто имеет право получить более 20% чистой прибыли инвестора (привлеченных лиц) и (или) обеспечил более 20% общего объема финансирования инвестиционного проекта. При этом в зачет идет сумма дополнительных доходов и экономии, которые возникли у каждого из этих лиц в связи со СПИК.

Получается, проект будет выходить на проектную операционную прибыль быстрее. Ведь при ее расчете будут учитывать прибыль мажоритарных акционеров и лиц, которые финансировали проект.

Уточнены требования к бизнес-плану проекта

Инвесторам придется более детально описывать проект в бизнес-плане и приложениях к заявке. Им нужно будет анализировать риски реализации проекта и оценивать потенциальный спрос на продукцию, указывать сведения об объектах интеллектуальной собственности, которые будут использоваться при реализации проекта, и т.д. При этом бизнес-план нужно актуализировать максимум за 3 месяца до подачи заявления о заключении СПИК.

Новые требования по раскрытию информации

Подавая заявление на заключение специнвестконтракта, инвестор и привлеченные лица будут обязаны раскрыть своих акционеров / участников, конечных бенефициаров, а также «заинтересованных лиц», например, тех, кто дает более 20% общего объема финансирования инвестиционного проекта (за исключением финансовых организаций и институтов развития). Нужно будет указать основных поставщиков материалов и комплектующих, если они известны на момент подачи заявления.

Стал ли федеральный специнвестконтракт привлекательнее для инвесторов?

В целом, новые Правила могут повысить привлекательность федерального специнвестконтракта как инструмента господдержки потенциальных инвесторов. Даны ответы на целый ряд вопросов, которые касаются процедуры заключения и даже самого предмета договора.