ВТБ нашел новых юристов, которые будут представлять его интересы в США
Ford O’Brien Landy — новая юрфирма, которая будет представлять интересы ВТБ в суде в США по иску родственников американца Куина Шансмана, погибшего при крушении малазийского Boeing MH17 в 2014 году. Об этом 25 августа написало агентство Reuters. Семья Шансмана подала иски к ВТБ, Сбербанку, Moneygram и Western Union в 2019 году. Родственники погибшего считают, что эти организации могли оказывать банковские услуги повстанцам, которые, по мнению истцов, в 2014 году воевали на стороне ДНР и могли быть причастны к крушению самолета. Закон разрешает родственникам американцев, погибших в результате терактов, подавать в суд на организации, которые оказывают материальную поддержку терроризму.
Партнер Ford O’Brien Landy Роберт Лэнди заявил, что юрфирма приветствует возможность сотрудничества с ВТБ. По его словам, система правосудия «не может функционировать, если все стороны не могут в ней участвовать».
ВТБ начал искать юристов после того, как крупная международная фирма Latham & Watkins весной отказалась от сотрудничества на фоне санкций США и ЕС против ВТБ из-за специальной военной операции на Украине. В Latham & Watkins работают больше 2700 человек в странах Европы, Ближнего Востока, Азии и в США.
В начале мая судья Габриэль Горенштейн согласился удовлетворить ходатайство Latham & Watkins и указал, что ВТБ должен найти новых юристов, которые будут представлять организацию со 2 июня.
Впоследствии адвокаты нью-йоркской фирмы Brafman & Associates выразили готовность заняться этим делом, но не смогли найти банк для расчетов. Два банка отказались обрабатывать платежи из России, еще один банк заявил, что фирма слишком маленькая, чтобы быть их клиентом. Юристы Brafman & Associates неоднократно разговаривали с должностными лицами Управления по контролю за иностранными активами Минфина США, которое осуществляет надзор за санкциями. По их словам, ведомство указывало, что выплаты юрфирме за представление интересов ВТБ не нарушат закон, несмотря на рестрикции США. Это возможно, поскольку банк фигурирует в федеральном иске. Представители Brafman & Associates пытались объяснить эту позицию одному из банков, но тот все равно им отказал из-за своих внутренних правил работы.
Представитель Ford O’Brien Landy отказался комментировать финансовые детали сотрудничества с ВТБ и не уточнил, столкнулась ли фирма с теми же проблемами, что и юристы из Brafman & Associates.
Зарубежные юристы не в первый раз отказываются сотрудничать с подсанкционным ВТБ. Так, в апреле на фоне санкционной политики юридическая фирма Freshfields отказалась представлять банк в Высоком суде Лондона по иску к Мозамбику. Процесс связан с финансовым скандалом вокруг выданного банку кредита на проект по промыслу тунца в 2013 и 2014 годах. Разбирательство по этому делу назначено на 2023 год.
Официально британским адвокатам не запрещается представлять россиян. А если речь идет о попавших в санкционные списки гражданах России, то юристам достаточно получить специальную правительственную лицензию. Но по факту из-за сложившейся «культуры отмены» иностранные юрфирмы ушли из России и сами отказываются обслуживать крупных российских клиентов.
Рейс MH17, который следовал из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение над Донецком в июле 2014 года. Никто из 298 пассажиров и членов экипажа не выжил, на борту находились граждане 10 государств. И Сбербанк, и ВТБ отрицают, что они способствовали переводу денег людям, которые якобы причастны к этой трагедии.