Новость
3 октября 2017, 9:37

Актуальные законоинициативы и предложения в уголовно-правовой сфере

1. Верховный суд РФ в порядке законодательной инициативы внес в ГД РФ проект федерального конституционного закона о создании структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

В настоящее время судьи верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов наделены полномочиями по рассмотрению одних и тех же дел как в апелляционном, так и в кассационном порядке, а в некоторых случаях указанные суды рассматривают дела и в первой, и в апелляционной инстанции.  Что соответственно приводит к нарушениям закона, в частности, к не соблюдению принципов независимости судей и объективности при осуществлении правосудия.

Во избежание совмещения функций по рассмотрению дел различными судебными инстанциями в рамках одного и того же субъекта РФ, и тем более в рамках одного и того же суда, предлагается построение судебной системы с четким разделением функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке между двумя самостоятельными звеньями судебной системы.

Идея создания структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, не связанных рамками территориального деления субъектов РФ, по мнению авторов законопроекта, позволит решить указанные проблемы, а также повысить эффективность реализации основополагающих принципов правосудия.

Согласно положениям законоинициативы, кассационный суд общей юрисдикции будет действовать в пределах территории соответствующего судебного округа и в соответствии с установленной подсудностью будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществлять иные полномочия. Предусмотрено создание в Российской Федерации девяти таких судов.

Апелляционным судам общей юрисдикции будет передана часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке судов областного звена и часть функций ВС РФ. В результате такого изменения компетенции судебных инстанций, с одной стороны, будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. С другой стороны, из ведения ВС РФ будет исключено рассмотрение дел по жалобам (представлениям) на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов. Предусмотрено создание в Российской Федерации пяти апелляционных судов общей юрисдикции.

2. Примиритель как возможный участник в уголовном процессе.

В целях внедрения в РФ инновационных медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, а также в обеспечение возможности создания условий для развития и социализации детей, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы, и других трудных подростков, разработана Концепции развития сети служб медиации до 2017 года.

В рамках данного документа предлагается внесение в УПК РФ поправок, касающихся введения в уголовный процесс нового участника – примирителя.

Как следует из положений законопроекта примиритель – это «лицо, обладающее специальными познаниями, допускаемое наряду с законными представителями, защитниками к участию в производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, в целях примирения несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с потерпевшим».

Предполагается, что примиритель сможет участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого по его ходатайству или ходатайству его законного представителя или защитника. Также примиритель будет допускаться к участию в уголовном деле на основании постановления следователя или дознавателя и с согласия законного представителя и потерпевшего или его представителей. При этом такое лицо сможет делать заявления и представлять доказательства, а также знакомиться с материалами дела по окончании предварительного расследования.

Предусмотрено также и участие примирителя в заседаниях судов первой и апелляционной инстанций, в которых он сможет заявлять ходатайства и отводы, давать показания и предоставлять доказательства. При этом указывается, что суд вправе допросить примирителя по вопросам, касающимся проведения процедур примирения между несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, подсудимым и потерпевшим.

Между тем анализ возможных изменений вызывает ряд вопросов, в том числе, касающихся статуса лица, а именно какими знаниями, навыками и опытом должен обладать данный специалист, и не приведут ли подобные изменения к дублированию отдельных функций педагога, психолога. Кроме того, не регламентирован вопрос в части сохранения конфиденциальности информации, сообщенной несовершеннолетним специалисту в рамках процедуры примирения, в частности, того объема, который компетентное лицо должно сообщить в рамках судебного допроса.

3. Уголовно-правовая охрана официальных документов (документооборота).

МВД России выступило с законоинициативой об ужесточении ответственности за преступление, связанное с подделкой, использованием, приобретением и сбытом подложных документов.

На взгляд авторов законопроекта, действующие положения ст. 327 УК РФ не регулируют такую область сопутствующих использованию подложных официальных документов правоотношений как деяния, связанного с приобретением, хранением, транспортировкой в целях использования или сбыта заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения, иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков. В то время как названная противоправная деятельность не только посягает на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, но и нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Вместе с тем, на наш взгляд, подобное ужесточение ответственности является нецелесообразным, поскольку данные правоотношения в должной мере урегулированы действующими положениями уголовного закона, кроме того, согласно статистическим данным наблюдается снижение количества совершаемых преступлений.

Также законопроектом предлагается внести в статью 171 УК изменение, согласно которому незаконным предпринимательством предлагается признать осуществление предпринимательской деятельности без аккредитации в случаях, когда такая аккредитация обязательна.

Учитывая, что в настоящее время получила широкое распространение практика создания нелегальных сетей по продаже сертификатов, протоколов соответствия не имеющими аккредитации лицами, которые не проводят необходимых испытаний и исследований продукции, это не только негативно отражается на качестве продукции, но и отрицательно влияет на импортозамещение, поскольку недобросовестные товаропроизводители, приобретая импортную продукцию вносят изменения в ее упаковку и техническую документацию, а впоследствии получают сертификаты соответствия как на продукцию, произведенную в Российской Федерации.

Тем не менее, маловероятно, что криминализация подобных деяний позволит повысить эффективность борьбы с неправомерными действиями. Данная проблема требует принятия иных мер, не обязательно связанных с ограничениями конституционных прав граждан. 

Кроме того, учитывая, что приоритетным направлением в уголовной политике в настоящий период выступает гуманизация уголовного законодательства, подобное ужесточение ответственности является, на наш взгляд, нецелесообразным. 

4. Усиление роли прокуратуры при расследовании уголовных дел.

Федеральная палата адвокатов РФ, на основе аналитических материалов экспертов «Новой адвокатской газеты», сформировала правовые позиции в целях их учета при разработке проекта поправок в законодательство, связанного с усилением роли прокуратуры в процедуре расследования уголовных дел.

В частности, ФПА РФ предложила закрепить в ст. 37 УПК РФ право прокурора на возбуждение  уголовных дел по определенным категориям преступлений в отношении определенной категории лиц. Речь шла о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних и иных социально незащищенных групп граждан; преступлениях в сфере предпринимательской деятельности; преступлениях, совершенных в отношении неопределенного круга лиц; преступлениях, совершенных спецсубъектами. Кроме того, такое право возбуждать уголовное дело предлагалось предоставить прокурору при выявлении скрытого преступления, по факту незаконного привлечения к уголовной ответственности, а также при отмене незаконных постановлений следователя или дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Было предложено наделить прокуроров правом итоговой юридической оценки действий подозреваемого или обвиняемого на всех этапах досудебного производства, с правом корректировки квалификации, сделанной органами следствия или дознания; с правом на самостоятельное составлении обвинительного заключения; с правом прекращать уголовное дело либо уголовное преследование.

Кроме того, ФПА РФ предложила ввести обязанность следователя уведомлять прокурора о продлении сроков расследования, а при продлении свыше 12 месяцев согласовывать такое ходатайство с прокурором. Для повышения эффективности прокурорского надзора за применением мер пресечения предлагается закрепить в УПК РФ положение об обязательном направлении прокурору постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения и о продлении срока ее действия. При этом должно быть предусмотрено право прокурора отзывать ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении ее сроков.

Предложено установить в ст. 37 УПК РФ право прокурора разрешать отводы, заявленные следователю, и отстранять следователя от дальнейшего производства расследования при нарушении им требований УПК РФ.

Помимо этого, Федеральная палата адвокатов РФ обратила внимание на необходимость введения судебного или прокурорского надзора над проведением оперативных экспериментов и проверочных закупок для предотвращения провокационных действий со стороны оперативников и проведения ОРМ без законных на то оснований.

Также отмечена важность создания нового института «специального прокурора», избираемого из числа авторитетных представителей юридического сообщества, которому могут быть  предоставлены особые полномочия, обеспечивающие его полную независимость и широкие права в проведении полномасштабных расследований по обстоятельствам, получившим особый резонанс в обществе, имеющим политическую окраску, и в отношении ряда высших должностных лиц.

По итогам заседания был согласован проект резолюции, в который вошли в том числе и предложения ФПА РФ. По завершении детальной проверки и доработки экспертами совета при профильном комитете СФ планируется подготовить проект федерального закона, отражающего принятые в ходе рабочего совещания решения.