Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Мнение
Павел Сергеев, юрист ЮК «ВЕДА»
10 сентября 2019, 9:07

Маркетинговые акции в B2C: привлечь клиентов и не получить штраф

Маркетинговые акции в B2C: привлечь клиентов и не получить штраф
Акции, конкурсы и розыгрыши призов в социальных сетях («ВКонтакте», Instagram и т. д.) – отличное средство продвижения товаров и услуг B2C-компаний. Как не допустить ошибок при подготовке рекламной акции, рассказывает юрист компании «ВЕДА» Павел Сергеев.

С распространением социальных сетей как никогда ранее стали популярны различные маркетинговые акции и розыгрыши призов. До 2013 года проводить их было сложнее, поскольку они регулировались положениями закона «О лотереях». В декабре 2013 года акции и конкурсы полностью перешли под регулирование ФЗ «О рекламе». Порядок их проведения стал проще, но за несоблюдение требований закона можно получить административный штраф от 100 000 до 500 000 руб. (ст. 14.3 КоАП РФ).

Требования закона для проведения маркетинговой акции

Основные положения о рекламе маркетинговых мероприятий установлены в пп. 15 ч. 3 ст. 5 и ст. 9. В рекламе должны содержаться достоверные сведения о:

  • правилах проведения;
  • сроках проведения, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие;
  • количестве призов или выигрышей;
  • сроках, месте и порядке получения призов;
  • источнике информации о мероприятии и его организаторе.

При отсутствии этой информации или наличии среди нее нерелевантных положений реклама может быть признана недостоверной по решению Федеральной антимонопольной службы.

Что нужно указать в правилах акции?

При составлении правил акции также следует опираться на требования закона «О рекламе». Помимо указанной информации также следует внести и другие положения, которые подробнее раскроют суть акции, требования к участникам и т. д. Мы рекомендуем обязательно указать в тексте правил следующие положения:

  • информацию об организаторе акции;
  • возраст аудитории, на которую направлена акция;
  • место проведения и место вручения призов;
  • полные сроки акции и сроки каждого отдельного этапа (прием заявок, «активный этап акции», выбор победителя, вручение призов, окончание акции);
  • способ формирования призового фонда (из средств организатора или партнеров акции);
  • количество призов;
  • порядок участия в акции;
  • порядок определения победителя и критерии отбора;
  • порядок получения призов;
  • права и обязанности организатора и участника.

Отдельным пунктом стоит выделить налогообложение выигранных призов. Так, в соответствии с п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ от налогообложения освобождаются только выигрыши в маркетинговых и рекламных акциях стоимостью до 4000 руб. Вне зависимости от возможной максимальной стоимости выигранных одним лицом призов это положение следует внести в правила, чтобы обезопасить себя от потенциальных претензий со стороны участников и налоговых органов.

Правила акции должны быть доступны всем. При доведении правил до сведения потребителей всегда необходимо указывать сайт, где можно ознакомиться с правилами целиком, и телефон, по которому можно задать возникшие вопросы.

Что недопустимо в рекламной акции?

В некоторых случаях акция или конкурс могут быть внешне похожи на лотерею. Например, организатор раздает бесплатные билеты, купоны, штрих-коды для последующего участия потребителей в розыгрыше призов.

В то же время такие акции не являются лотереями согласно позиции Минэкономразвития, изложенной в Письме от 07.04.2014 № Д09и-451 «О проведении стимулирующих мероприятий». Министерство со ссылкой на ст. 1063 ГК РФ определяет, что процедура стимулирующей лотереи не связана с внесением платы за участие и потому не несет в себе рисковой составляющей.

Таким образом, основным признаком лотереи является наличие имущественного риска участника – возможность потерять внесенные за право участия денежные средства.

Второй признак – прямое следствие первого, то есть способ формирования призового фонда. Если призовой фонд акции сформирован за счет выручки с продажи лотерейных билетов (в том или ином их виде), то такая акция будет признана лотереей, а за ее организацию компания получит штраф в размере до 350 000 руб. по ст. 14.27 КоАП РФ.

Рекламные акции являются отличными инструментами увеличения популярности бренда и привлечения новых клиентов. Поэтому во время их организации необходимо не только разработать акционную составляющую, но и обеспечить взаимодействие маркетологов с юристами. В ином случае увеличивается риск не только обрушить созданный имидж, но и получить штраф за нарушение законодательства.