Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Мнение
Артём Каракасиян, адвокат, руководитель практики Уголовного права и процесса юридической фирмы «Инфралекс»
12 июля 2021, 13:17

Предъявите документы: риски уголовной ответственности за подделку QR-кода

Предъявите документы: риски уголовной ответственности за подделку QR-кода
С 28 июня для посещения московских ресторанов, баров и клубов необходимо предъявлять QR-код. Представители Департамента информационных технологий Москвы (ДИТ) заявили, что их фальсификация будет преследоваться по ст. 327 УК (Подделка, изготовление или оборот поддельных документов). С учетом широкого распространения фальшивых QR-кодов эта угроза может коснуться тысяч людей. Но обоснованность подобной квалификации вызывает сомнения у адвоката Артёма Каракасияна, руководителя практики Уголовного права и процесса «Инфралекса».

Что такое QR-код? 

QR-код – это машиночитаемая маркировка с возможностью записи до 7089 цифр или 4296 символов. Закодировать можно текст, гиперссылку, геометку, электронную визитку и так далее.

В России QR-коды активно применяются для удостоверения подлинности документов: кассовых чеков, полисов ОСАГО и нотариальных актов. Все больше магазинов переходят на QR-коды для онлайн-оплаты покупок.

Как работает система пропусков в Москве? 

В третью волну пандемии Правительство Москвы решило использовать QR-коды в качестве виртуальных пропусков. Указом Мэра от 22.06.2021 № 35-УМ предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, проводящие развлекательные и зрелищные мероприятия не вправе допускать в свои заведения граждан, у которых нет специальных QR-кодов.

Получить их можно через интернет-порталы и мобильные приложения либо в регистратуре поликлиники (Порядок оформления QR-кодов утвержден распоряжением ДИТ от 24 июня 2021 года № 64-16-265/21).

Показывая на входе в ресторан QR-код, посетитель дает ссылку на страницу сайта immune.mos.ru или gosuslugi.ru, содержащую информацию о его «ковидном» статусе. Прежде чем разрешить проход, сотрудник ресторана должен сличить инициалы и дату рождения в открывшейся странице браузера с паспортом (иным документом, удостоверяющим личность) входящего.

Для обхода такой системы появились сервисы, генерирующие фейковые QR-коды со ссылками на сайты-двойники официальных порталов с ложной информацией о посетителе.

Что такое официальный электронный документ?  

Если бумажные сертификаты вакцинации или справки о ПЦР-тестах несомненно являются официальными документами, то в отношении QR-кодов ситуация выглядит не такой однозначной.

По смыслу положений п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон об информации) и п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2020 № 43 для целей применения ст. 327 УК официальный электронный документ должен: (1) содержать документированную информацию; (2) восприниматься человеком при использовании ЭВМ; (3) быть пригодным для передачи через интернет или обработки в информационных системах; (4) создаваться, выдаваться либо заверяться уполномоченным органом (лицом); (5) удостоверять юридически значимый факт; (6) предоставлять права или освобождать от обязанностей.

Можно ли считать QR-код документом? 

Рассмотрим признаки официального электронного документа применительно к QR-кодам.

Восприятие человеком при использовании ЭВМ. QR-код воспринимается с помощью специализированных программ-дешифраторов, которые переводят черные и белые точки в воспринимаемые человеком символы. Современные смартфоны, которые представляют собой портативные ЭВМ, обладают функциями распознавания QR-кодов. В случае с QR-кодом вакцинированного москвича закодированной является гиперссылка на страницу официального сайта.

Передача через интернет или обработка в информационных системах. Как сам QR-код в графическом виде, так и закодированная гиперссылка могут быть переданы через интернет. Более того, без доступа к сети виртуальный пропуск становится бесполезен, так как проверяющий не сможет получить доступ к информации на государственном интернет-портале.  

Создание, выдача либо заверение уполномоченным органом. Оформление QR-кода происходит в автоматическом режиме путем обращения к государственным информационным системам. Конкретного чиновника, который заверяет и выдает QR-код нет, но можно сказать, что он исходит от уполномоченного органа власти.  

Удостоверение юридически значимого факта. QR-кодом подтверждается наличие сведений об одном из фактов: полной вакцинации; выздоровлении от COVID-19 в течение последних шести месяцев; сдаче ПЦР-теста в аккредитованной лаборатории (п. 1.1.9 Порядка оформления QR-кода).

Предоставление прав или освобождение от обязанностей. QR-код подтверждает выполнение санитарно-эпидемиологических правил и дает право на посещение заведений общепита и других общественных мест, соблюдающих антиковидные ограничения.

По приведенным критериям QR-код соответствует официальному электронному документу. Осталось рассмотреть последний, но самый существенный признак – характер информации.

Официальный электронный документ должен содержать информацию документированную, то есть с определенными реквизитами (п. 11 ст. 2 Закона об информации).

Определение понятия «реквизит» можно найти в ГОСТе по делопроизводству и архивному делу (ГОСТ Р 7.0.8-2013., утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст), согласно которому это элемент оформления документа, к которым относятся подпись (в том числе электронная), заголовок, дата, а также всевозможные грифы согласований, резолюции и т.п.

Едва ли в QR-кодах, используемых Правительством Москвы, можно обнаружить подобные элементы. В них нет информации о владельце, его личных данных и вакцинации (перенесенной болезни, тестировании). Есть только гиперссылка на страницу в интернете.

Можно ли рассматривать фальшивый QR-код в совокупности с фейковым сайтом в роли некоего составного поддельного документа? Вероятно, в существующем виде (сайт содержит только первые буквы имени и фамилии, день рождения и срок действия) оснований для этого также нет.

Вместе с тем QR-код может содержать документированную информацию и выступать электронным документом.

Например, в Европейском союзе система «ковидных паспортов», также представленных в виде QR-кодов, реализована иначе. В самом QR-коде уже закодированы полные имя и дата рождения человека, а также информация о заболевании, прививке или лабораторных анализах. Вся данные защищены от подделки электронным ключом. Проверка такого QR-кода проводится с помощью специализированного приложения и не требует подключения к интернету.  

Если бы у нас система была организована аналогичным образом, то QR-код следовало бы признать официальным документом.

Что в итоге? 

QR-код для доступа в общественные места Москвы содержит только ссылку на сайт immune.mos.ru или gosuslugi.ru, что не позволяет считать его официальным электронным документом. Соответственно, ни создание, ни использование фейкового QR-кода не должно повлечь ответственность по ст. 327 УК.

Посещение публичных мест по фальшивому QR-коду скорее можно расценивать как невыполнение требований по санитарно-эпидемиологическому контролю, то есть административное правонарушение по ст. 6.3 КоАП.

Но противодействие подделкам приобрело сильный политический оттенок, поэтому нельзя исключить попытки правоохранителей проявить излишнюю изобретательность и квалифицировать проход по фейковому QR-коду как использование заведомо подложного официального документа, что порождает соответствующие риски.