Партнерские миграции: юристы уходят из "ильфов" в Китай
Звучавшие несколько лет назад прогнозы некоторых специалистов об усилении присутствия российских юридических фирм на рынке КНР фактически не оправдались, считает управляющий партнёр S&K Вертикаль Сергей Слагода : "Остается интерес, продолжаются попытки, но специфика региона играет свою роль". Крупные юрфирмы прилагают усилия, чтобы заполучить азиатских клиентов, число которых увеличивается, отмечал ранее в комментарии Право.ру Ярослав Кулик, партнер Art de Lex. Но о замещении европейских клиентов азиатскими речи нет, признавал он.
По словам Елизаветы Серединой, менеджера отдела развития бизнеса Chinese Desk Пепеляев Групп - подразделения, занимающегося правовым сопровождением китайских инвесторов в России, а также российских инвесторов, ведущих бизнес в Китае - в стране по-прежнему продолжает существовать большое количество небольших фирм, обслуживающих клиентов по принципу «быстро и дешево». При этом профессионализм таких консультантов имеет второстепенное значение, признает Середина. "Такое положение дел – наследие предшествующего периода, когда к услугам юристов прибегали крайне редко", - объясняет она.
У россиян сохраняются сложности при работе с китайскими юридическими консультантами. Елизавета Середина упоминает о двух распространенных проблемах. "Одна из них – сохранение тенденции образования крупных юридических компаний за счёт присоединения аффилированных офисов, не несущих ответственности за деятельность друг друга. Вторая существенная проблема - низкий показатель успешных проектов по исполнению в КНР решений судов других юрисдикций" - говорит она.
Но на фоне того, что Китай становится всё более открытым для бизнеса и международного сотрудничества, что сопровождается изменением масштаба проектов, растет и потребность и в высоком уровне экспертизы консультантов. "Существенное количество значимых китайских юридических компаний сталкивается с необходимостью развития сотрудничества с иностранными юридическими фирмами. Возможны два основных сценария: либо совместная работа над проектами, либо присоединение к иностранным юридическим фирмам в качестве их китайских офисов или подразделений," - рассказывает Середина.
При этом на территории Китая местный юрбизнес набирает обороты. Сергей Слагода отмечает, что рынки таких юрисдикций, как Сингапур и САР Гонконг, традиционно наполнены разнообразными «игроками» - местными и международными. Но привлекательность материкового Китая растет.
Юридический рынок материкового Китая по-прежнему имеет большое количество представительств международных юридических фирм, однако национальные юрфирмы развиваются очень динамично и в полной мере используют свои конкурентные преимущества и преимущества, предоставленные законодательством.
Это подтверждается и результатами исследования The Asian Lawyer, касающегося перехода партнеров на китайском юррынке.
Китайские компании борются за кадры
В начале 2019 года китайская юридическая фирма Fangda Partners переманила партнера по недвижимости Марию Ванг из шанхайского подразделения американской Morrison & Foerster. Переход мог показаться не таким уж и примечательным в эпоху, когда партнеры постоянно мигрируют между компаниями - но Ванг стала уже шестым партнером Fangda в 2018 году, отказавшейся от должности в крупной глобальной фирме.
Fangda - лишь одна из нескольких элитных китайских фирм, которые набирают на работу ведущих юристов из международных компаний, отмечает Law.com. В течение 2018 года девять китайских юрфирм наняли 22 партнеров, которые в последнее время работали в глобальных компаниях/ Это втрое больше, чем за предыдущие два года.
Найм стал более амбицизоным. Так, если все семь партнеров, пришедших в 2015-16 годах в китайские компании из международных, сделали шаг к партнерству с более низкой позиции, то сегодня национальные компании стали нанимать более дорогих сотрудников: половина из 22 нанятых за последний год партнеров уже занимали аналогичную позицию на момент перехода. Сегодня крупные юрфирмы в Китае готовы инвестировать в более опытных сотрудников по мере роста, чтобы конкурировать с глобальными игроками за более дорогостоящую юридическую работу.Активнее всего нанимают Fangda, Han Kun Law Office, Jingtian & Gongcheng и Commerce & Finance (Tongshang) - они уже имеют как хорошую репутацию на рынке, так и финансовую возможность привлечь кадры. Другим преимуществом таких фирм является более короткий путь партнерства - хотя сегодня они готовы инвестировать в более опытных сотрудников.
Частью азиатской экспансии является развитие жизнеспособной практики в Гонконге. В прошлом году 13 из 22 китайских партнеров, нанятых из числа международных фирм, работали именно в этом регионе (в 2015 году таких было только двое).
Из Америки - в Китай
Больше всего партнеров в китайские фирмы приходит их конкурентов из США; Shearman & Sterling, например, потеряли шестерых юристов, включая двух партнеров, в пользу Fangda, Jingtian and Tongshang. Количество юристов, переходящих в американские фирмы, напротив, сократилось. В прошлом году 55 юристов покинули британские фирмы, но только 15 из них - это 27,2 %, стали партнерами американских компаний. В 2015-16 годах этот показатель составлял 45%.
Даже те, кто покинул американские фирмы, реже переходили в компании того же региона. Из 117 юристов, ушедших их юрфирмы США, к другим "американцам" на должности партнеров перешли 46% - по сравнению с почти 60% в 2015 году. В то же время, 16,2 % из тех, кто ушел из фирм США, стали партнерами британских фирм в прошлом году; этот показатель практически не изменился, три года назад он составлял 15%.*The Asian Lawyer классифицировал фирмы по регионам в соответствии с тем, где у компании больше всего юристов. Таким образом, такие фирмы, как Hogan Lovells, Norton Rose Fulbright, Reed Smith и DLA Piper, были отнесены к американским, несмотря на их сильные британские корни. А Eversheds Sutherland и Bryan Cave Leighton Paisner были признаны британскими, несмотря на значительное присутствие в США. Впрочем, результаты исследования существенно не меняются, даже если исключить эти шесть фирм. 13 из 51 переходов (25,5%) из британских юридических фирм в прошлом году приходилось на американцев по сравнению с 42% в 2015 году. И 15 из 94 переходов (15,5 %) из американских фирм закончились в британских фирмах - почти так же, как три года назад (14 %).Американские юридические компании, пришедшие на азиатский рынок позже британских коллег, сначала перенанимали специалистов у них, по мере того, как первые осваивали новые практики. По мере замедления роста рынка все больше американских фирм переориентируются на органический рост, говорит Лаура Чжао, гонконгский юридический рекрутер. "Сейчас они больше заботятся о сохранении прибыли и меньше заинтересованы в инвестициях, тем более, что экономика Китая замедляется", - сказала она.
Мириам Люнг, возглавляющая команду частной практики рекрутера Aquis Search, отметила, что за последние три года партнеры из американских фирм уходят и в компании другого региона -
Американские фирмы могут платить больше, но ожидают большей эффективности, и партнеры склонны переходить в британские фирмы во время спадов на рынке для более твердой поддержки и более низких ожиданий по сравнению с элитными американскими компаниями в отношении привлечения клиентов.
Подавляющее большинство сотрудников в прошлом году были юристами по сделкам слияний и поглощений - причина во всплеске листинга в Гонконге и США. Менее 23 % из 228 переходов составили специалисты по урегулированию споров. Но, по словам Люнг, в 2019 году ситуация может измениться на фоне снижения числа сделок. "На более медленном рынке фирмы будут стремиться к диверсификации, добавляя или расширяя практику разрешения споров", - сказала она.
"Четверка" наступает
В прошлом году в Азии также наблюдался взрывной рост числа юридических подразделений аудиторских фирм "большой четверки". В общей сложности аффилированные с аудиторами юридические практики наняли 11 партнеров по всей Азии, включая семерых из британских и американских фирм.
EY, Deloitte и PricewaterhouseCoopers либо открыли новые азиатские юридические практики, либо активно развивались в Гонконге и Сингапуре в 2018 году. А в начале 2019 года КПМГ также открыла гонконгскую юридическую фирму, состоящую из девяти юристов, и планирует открыться и в Шанхае.
Эксперты ожидают продолжения экспансии юридического ответвления "большой четверки" в Азии в 2019 году. По мнению Люн, одним из факторов, сделавших усилия "Четверки" по набору персонала успешными, является то, что юристы в Азии более открыты для новых идей.
Однако последнее больше характерно для Китая, Гонконга или Сингапура. Что касается рынков других азиатских стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то значительных изменений в динамике их развития наблюдать не приходится, отмечал в комментарии для Право.ру Сергей Слагода. "Юридические рынки Японии и Южной Кореи остаются довольно закрытыми для внешних игроков, что, на мой взгляд, обусловлено спецификой экономических рынков этих стран в целом", - говорит он.