Не совсем равенство: WSJ о переменах в статусе партнеров юрфирм
Когда-то стать партнером юрфирмы значило присоединиться к группе юристов, которые вместе вели клиентов и примерно поровну делили доход. Занятость была гарантирована, и место работы меняли редко. "Эта модель и культура, которая вокруг нее сформировалась, практически мертва", говорится в статье WSJ: от прежнего партнерства осталось только название.
Культура юрфирм существенно изменилась с тех пор, как в 1985 году издание American Lawyer начало публиковать финансовые данные компаний. Партнеры, изучающие информацию о компенсации, осознали, что они могут заработать больше денег у конкурентов, и это привело к оживлению на рынке, замечает Wall Street Journal. В то же время сами юридические фирмы продолжали расти вслед за расширением клиентского бизнеса и предлагать клиентам комплексные услуги. В конце 1960-х годов в крупнейшей юридической фирме страны Shearman & Sterling работало 169 юристов. Сегодня в 29 юридических фирмах США работает не менее 1 000 юристов. В крупнейшей юридической фирме страны, Dentons, работают 10 000 юристов из 78 стран.
Процесс изменений двусторонний. С одной стороны, юрфирмы не готовы содержать партнеров вечно, и уделяют время показателям работы. Сегодня партнерство стало нестабильным, а партнерский трек, как отмечал приезжавший в Россию партнер американской Wachtell, Lipton, походит на конкурс по поеданию пирогов - призом в котором будет еще один пирог. Получив заветный статус, работать приходится еще больше. "Фокус на данные заменил сплочённую дружбу", говорится в статье в Wall Street Journal. "Фирмы внимательно отслеживают, сколько оплачиваемых часов каждый юрист записал, какие клиенты задерживают оплату и сколько часов обычно занимает выполнение задания".
С другой стороны, сами юристы более мобильны. Работа в одной компании - не работа на всю жизнь, и они готовы переходить к конкурентам, которые предложат им лучший доход - уводя с собой как можно больше клиентов.
"Если поговорить с глазу на глаз с партнерами о том, о какой карьере они мечтали бы для своих детей, я бы удивился, если бы услышал "партнерство в крупной юрфирме", - Эллиотт Портной, исполнительный директор Dentons.
Изменения увеличили среднюю прибыль на партнера в юрфирме. В 100 ведущих фирмах США средний показатель в прошлом году составил $1,88 млн, что в два раза больше, чем в 2004 году, показывает статистика American Lawyer. В восьми юридических фирмах средний размер выплат составлял более $4 млн.
Желающие переманить лучших в отрасли есть. Наглядный пример изменений в работе компаний демонстрирует одна из наиболее доходных в мире юрфирм Kirkland & Ellis, которая заплатила $10 млн, чтобы переманить юристов-звезд у других юридических фирм. При этом компания выбрала двухуровневую систему оплаты труда партнеров, по которой "младшие" получали фиксированную зарплату, потолок которой составлял $800000, а партнеры на прибыли, соответственно, делили доход компании, исчислявшийся в куда более значительных суммах. Смена модели увеличила разрыв в оплате труда партнеров разного порядка. Разница между самыми высоко- и низкооплачиваемыми партнерами Kirkland & Ellis составляет 43 к 1. Разрыв между долевыми партнерами близок к 9:1. Это больше, чем типичный для других ведущих юридических фирм разброс зарплат партнеров, составляющий 3-4 к 1.
Стремясь удержать своих партнеров, некоторые юридические фирмы платят больше денег звездам юриспруденции и увеличивают разницу в оплате труда. В статье приводится ссылка на партнера компании Simpson Thacher & Bartlett, который сообщил, что за последние годы разница в оплате труда увеличилась с 4 до 1 до 6 к 1. В Fried, Frank, Harris, Shriver & Jacobson разница в оплате труда выросла до 13 к 1.Использование Kirkland двухуровневой системы партнерства находит поддержку у других юридических фирм. В 2000 году, по данным ALM Intelligence, 78% партнеров юридической фирмы были равноправными. В прошлом году этот показатель снизился до 56%.