Адвокатская реформа: первые результаты и прогнозы
В конце ноября Совет Федераций утвердил целый пакет поправок в закон об адвокатуре, разработанный группой депутатов во главе с сенатором Андреем Клишасом. Главная из них – на законодательном уровне закрепляют гонорар успеха. Речь идет про условие в соглашении с адвокатом, согласно которому размер вознаграждения юриста ставится в зависимость от результата юрпомощи. Гонорары успеха не могут применяться при оказании юрпомощи по административным и уголовным делам.
Гонорар поможет клиентам
Управляющий партнер АБ Качкин и партнеры Денис Качкин считает, что это нововведение существенно изменит не только рынок юруслуг, но и в целом повысит спрос на правосудие. Эксперт полагает, что подобная норма увеличит популярность групповых исков, которые с октября этого года можно подавать и рядовым гражданам, а не только компаниям как раньше. Если подкрепить подобные требования гонораром успеха (понемногу от каждого истца), то на свободе окажется «джин «потребительского терроризма», сразу предупреждает Качкин: «Что в общем-то и неплохо для улучшения культуры в отношениях бизнеса с потребителями». Управляющий партнер ART DE LEX Дмитрий Магоня соглашается с тем, что эта норма, в первую очередь, не для адвокатов, а для доверителей: «Для обеспечения доступа к правосудию и реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной правовой помощи».
А вот управляющий партнер АБ ЕМПП Сергей Егоров полагает, что такую новеллу вряд ли встретят в адвокатском сообществе с ликованием: «Адвокаты в целом и так прекрасно разбираются или должны разбираться в вопросах принятия вознаграждения за свою помощь». Кроме того, включение «гонорара успеха» именно в адвокатское законодательство предполагает его допустимость только для адвокатов, замечает старший партнер Intellect Роман Речкин: «Это порождает вопрос о конституционности такой "дискриминации" юристов, не имеющих адвокатского статуса.
Тесты и новые сроки
Еще одно важное изменение – появится единое тестирование с помощью автоматизированной информационной системы для претендентов на статус адвоката. Это нововведение должно пресечь практику, когда кандидаты сдают адвокатские экзамены в регионах, где сделать это по различным причинам проще. В изначальном проекте закона авторы предлагали бороться с такими злоупотреблениями еще жестче: запретить менять членство в адвокатской палате до накопления пятилетнего адвокатского стажа. А по его достижении допускать такой переход только по решению совета палаты, согласованному с ФПА. Но Минюст настоял на том, чтобы ограничиться единым тестом.
Замминистра юстиции Денис Новак подчеркнул, что единый стандарт проверки знаний для всех «отсечет» возможность «легкой» сдачи адвокатского экзамена в регионах. Правда, начнет функционировать новая система оценки лишь с 1 марта 2021 года. Ежегодно порядка 1500 адвокатов изменяют членство в адвокатской палате, причем большая часть из них вскоре после сдачи квалификационного экзамена и приобретения статуса адвоката.
Адвокат КА Юков и партнеры Анастасия Серышева приветствует именно такое решение проблемы: «Этот подход свидетельствует об осознанном и комплексном характере поправок». Речкин, соглашаясь с коллегой отмечает, что для корректного проведения адвокатского экзамена необходима четкая и прозрачная процедура проверки знаний кандидатов, а не запрет молодым адвокатам менять палату.
Предлагаемые поправки в целом никак не скажутся на работе адвокатского сообщества. За последние пять лет можно отметить только один случай, когда поправки в Закон об адвокатуре очевидным образом помогли адвокатам и сделали более эффективными их возможности в защите прав своих доверителей. Речь идет об установлении ответственности за игнорирование адвокатского запроса.
Другая позитивная новелла – сокращается до трех лет срок адвокатского стажа, необходимого для учреждения кабинета или адвокатской коллегии. Раньше он составлял пять лет. Гривцов уверен, что изменение позволит молодым активным адвокатам еще быстрее развиваться и профессионально расти. А Магоня добавляет, что благодаря уменьшению такого срока исчезнет барьер для присоединения к профессии квалифицированных команд юрконсультантов: «Именно они – та здоровая сила, которая может укрепить количественный и качественный потенциал корпорации». Только непонятно, какими критериями руководствовался законодатель, недоумевает партнер АБ Торн Сергей Токарев: "Причем, и тогда и сейчас. Почему не четыре или два года? За какой срок практики адвокат становится достаточно опытным и ответственным, чтобы позволить ему самостоятельное плавание?".
"Запрет на профессию"
Больше всего критики вызвала поправка, согласно которой адвокат, которого лишили статуса за неисполнение своих обязанностей перед доверителем, разглашение конфиденциальной информации, нарушение норм Кодекса профессиональной этики или совершение преступления, больше никогда не сможет заниматься судебным представительством. Старший партнер АБ ЗКС Андрей Гривцов объясняет, что правосудие по уголовным делам далеко не всегда носит справедливый характер, а наказания защитников оправданы: «Все мы знаем случаи преследования адвокатов за выполнение своих профессиональных обязанностей».
Учитывая это обстоятельство, неправильно говорить о том, что каждый приговора суда должен порождать для осужденного адвоката полный запрет на судебное представительство, уверен Гривцов. По его мнению, лишение права на профессию для адвоката возможно только в одном случае – предательство клиента: «И то такое решение должно приниматься всем адвокатским сообществом, находить всестороннюю поддержку адвокатов. Например, приниматься на уровне всероссийского съезда адвокатов». Иначе нельзя исключать, что эта норма будет трактоваться весьма широко и произвольно, предупреждает эксперт. Егоров тоже считает такое положение в утвержденном виде странным в силу его чрезмерной суровости.
Нововведение не лишено смысла, но его нужно скорректировать, говорит Егоров: «Как минимум, установить срок, на который лишенный статуса адвокат поражается в правах». Ведь даже уголовная ответственность в России имеет давность, подчеркивает Речкин: «По истечении определенного периода времени судимость погашается». Более того, новая мера представляет собой повторную ответственность помимо лишения адвокатского статуса, который происходит в таких случаях, отмечает Речкин. По его словам такой запрет не соответствует Конституции РФ. Токарев согласен, что эту норму могут оспорить на соответствие главному закону страны. Но цель такой нормы - дисциплинировать адвокатов, заставить их воздерживаться от дисциплинарных проступков под угрозой фактически лишения права на профессию почти полностью, подчеркивает эксперт: "Хотя некоторые опозиционно настроенные коллеги воспримут это положение как инструмент для расправы над критикующими руководство адвокатского сообщества".
Норма о запрете на судебное представительство очень спорная. Остаётся лишь надеяться, что она не станет инструментом воздействия в отношении неугодных членов корпорации.
Непростой переходный период и новые вызовы
Между тем, многие принятые изменения предложены и сформулированы уже на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме, обращает внимание Серышева. Из-за чего в процессе применения этих новелл по конкретным ситуациям будут возникать вопросы, предполагает адвокат. Поэтому она надеется, что Федеральная палата адвокатов будет оперативно реагировать на такие случаи и подготовит соответствующие разъяснения.
Вместе с тем, эксперты полагают, что адвокатская реформа не решает всех острых проблем, которые сейчас есть в корпорации. Гривцов считает, что законодателю пришло время подумать об опасной ситуации криминализации адвокатских гонораров: «Рассуждения представителей правоохранительных органов о том, что любая высокая цена по соглашению с адвокатом свидетельствует о мошенничестве последнего, становятся крайне тревожной тенденцией». Адвокат уверен – в законе стоит закрепить, что стоимость юрпомощи определяется только адвокатом и его доверителем. То есть, такую цену нельзя ограничивать никакими рамками, средними ставками или госрасценками, объясняет Гривцов: «И ни одна сумма, закрепленная в договоре, не может свидетельствовать о недобросовестности адвоката и завышении им цены, если на нее согласился сам доверитель».
Новеллы вступят в силу 1 марта 2020 года. Использование автоматизированной системы для определения адвокатов и запрет на представительство в судах адвокатам, статус которых прекращён, будут введены с 1 марта 2021 года. Использование автоматизированной системы в рамках квалификационного экзамена вступит в силу с 1 марта 2022 года.
Законопроект № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в части уточнения порядка формирований адвокатских образований и иных положений Федерального закона)».