10 лет практики: что поменялось на российском юррынке
Общее направление в сторону оттеснения рынка в пользу российских фирм, наметившееся уже давно, по-прежнему сохраняется.
Особенно это касается тех областей, где западные фирмы не имеют конкурентного преимущества. В первую очередь это практики разрешения споров и практики, имеющие дело с сложным локальным регулированием - такие, как антимонопольная, налоговая, таможенная, земельная и другие.
Главный результат последних 10 лет - это формирование сильных фирм "новой волны", сходятся во мнении российские юристы.
Это "рульфы", в которых работает 20-50 юристов, в том числе и фирмы из регионов. Компании строятся по моделям западных юридических фирм.
Тренды следующих 10 лет - объединения среди таких фирм с формированием фирм 100+ и реформа правой системы, прогнозирует партнер ФБК Legal Александр Ермоленко.
Экономический спад и стагнация, начавшиеся более 10 лет назад, привели к резкой смене лидирующих отраслей компаний. Обслуживание негативных ситуаций и конфликтов стало рентабельнее сопровождения сделок и инвестиций. Разрешение споров стало наиболее прибыльным и перспективным направлением в большинстве фирм. "В предыдущем десятилетии литигаторы в крупных фирмах обычно кормились крохами со стола корпоративщиков, специалистов в рынках капитала и банковских услуг", - говорит управляющий партнер "Кульков, Колотилов и партнеры" Максим Кульков.
Кроме того, уголовное право из непрестижной превратилось в доминирующую на российском рынке практику. "Десять лет назад мы были одной из немногих команд адвокатов, занимавшихся «уголовкой» в соответствии с цивилизованными западными стандартами оказания услуг. Сегодня очень сильные уголовные практики есть не только в Москве, но и в основных экономически развитых регионах. Во многом, этому поспособствовал приток в «уголовку» бывших цивилистов, корпоративщиков, а не экс-силовиков как было ранее", - говорит Кирилл Бельский, партнер АБ "Коблев и партнеры".
Наши юридические бренды быстрее приближаются к западным. Западные стандарты качества, привитые десятилетиями в этих фирмах, являются их главным преимуществом - но сегодня ведущие российские юрфирмы перенимают их и успешно конкурируют за проекты и клиентов.
Рынок стал более открытым - об этом свидетельствует в том числе растущая готовность юридических компаний принимать участие в рейтинговых исследованиях, представляя свои проекты и раскрывая финансовые показатели. С каждым годом число проектов, заявленных компаниями в Право.ру-300, стабильно увеличивается - как и количество российских юрфирм, отмеченных более консервативными зарубежными юридическими рейтингами.
Изменились не только юристы, но и клиенты. Во-первых, клиенты с каждым годом становятся всё более подготовленными - юрдепартаменты ряда крупных компаний представляют собой, по сути, "компании внутри компании", а консультантам уходит не типовая работа, а уникальные проекты.
Во-вторых, сегодня клиенты считают деньги, и выбирая юристов на проект, внимательно изучают рынок.
В этом году в России ввели профессиональную монополию юристов на суды: это первый шаг к регулированию профессии по западному образцу, считают эксперты, который приближает Россию к профессиональному представительству в судебном процессе. Пока говорить о видимом эффекте нововведений рано. Но это уже отразилось на престиже юридического образования, считает управляющий партнер "Юст" Александр Боломатов: "Дипломы о высшем образовании в этой сфере стали больше котироваться. Уверен, что через год мы почувствуем положительный эффект."
У процесса есть и негативная сторона: например, это лишает стажеров возможности помогать адвокатам в процессе и сокращает число стажировок в юрфирмах. Вопрос можно решить корректировкой закона, считает Андрей Корельский, управляющий партнер "КИАП": необходимо допустить к технической судебной работе и людей без диплома, а работу с процессуальными документами и выступление в суде оставить дипломированным специалистам.