Коронавирус: влияние на юристов и рекомендации бизнесу
Вирус как проблема
Юрфирма Faegre Drinker Biddle & Reath закрыла все 22 своих американских офиса на день после того, как была объявлена угроза вируса COVID-19.Quinn Emanuel Urquhart & Sullivan закрыла свой нью-йоркский офис после того, как ее партнер оказался болен коронавирусом. Многие юрфирмы готовятся к тому, что им придется последовать примеру коллег. Например, проводят стресс-тесты для своих IT-сетей, которым предстоит впервые столкнуться с повышенной нагрузкой. Тестирование проводят крупнейшие компании - Hogan Lovells, Linklaters или Clifford Chance. Однако на рынке звучат опасения по поводу того, что в экстренной ситуации многим фирмам будет непросто организовать работу из дома - это касается в первую очередь фирм с низким уровнем технологий, которые привыкли работать по традиционной модели.
Даже если серверы справляются с нагрузкой, остается другой острый вопрос - о безопасности данных, пишет Law.com. Шифрование, необходимое для защиты адвокатской тайны, обходится дорого, и если защита стоит на внутренних серверах фирм, то не всегда можно с уверенностью сказать, что она распространяется и на сети юристов, работающих из дома.На первый план выходят и препятствия культурного характера: многие крупные юридические фирмы полагаются на контакт в офисе как на способ поддержания связи между различными категориями юристов и сотрудников, пишут американские издания. Младшие юристы крупных фирм могут задать вопросы партнерам в офисе - но с коммуникацией онлайн, например, по электронной почте, могут быть проблемы - как минимум, с оперативностью. Именно вертикальной коммуникации работа из дома мешает больше всего, уверены в западных компаниях.
Но для многих компаний необходимость удаленной работы - шанс пересмотреть свои подходы к работе в целом и позволить сотрудникам частично пользоваться возможностью "удаленки" в обычном режиме.
Тем временем, вирус уже сказался на другом аспекте работы юрфирм - найме новых сотрудников. Как отмечает Law.com, работодатели тянут время и не решаются набирать новичков в условиях экономической неопределенности. Мешают и более прозаичные причины - например, невозможность личной встречи работодателя и претендента. Видеоинтервью хороши только на начальном этапе отбора, в то время как на следующих стадиях кандидата приглашают в офис - что сегодня для многих компаний невозможно. Пока кандидаты не сталкиваются с категоричными отказами - скорее, вопрос о рассмотрении кандидатур ставят "на паузу", отмечает Law.com.
Суды на удалёнке
Тем временем, в США ряд судов также решили внести свой вклад в ограничение распространения вируса. Так, американский Апелляционный суд девятого округа решил проводить ряд слушаний в режиме видеоконференций. Некоторые громкие дела откладывают из-за вспышки вируса."В свете опасений, связанных с коронавирусом, суд желает, чтобы 24 марта 2020 года представители сторон явились для дачи показаний в ходе видеоконференции", - написал окружной судья США Терренс Берг (Terrence Berg) из Восточного округа штата Мичиган. - Судьи могут также явиться на видеоконференцию". Кэтрин М. Родригес, администратор связи суда при Управлении окружной исполнительной власти, заявила, что суд разрешит проведение телефонных и видеоконференций в более широком масштабе во время чрезвычайной ситуации в области здравоохранения. "Суд будет общаться с юристами до начала каждого заседания, чтобы обсудить возможные варианты рассмотрения дела", - отметила она.
Что делать: советы бизнесу
О том, как вести себя компаниям в условиях распространения вируса, рассказали консультанты. В специальном докладе компания McKinsey предложила семь мер, которые могут помочь бизнесу практически любого типа.
1. Защитите своих сотрудников. Кризис, спровоцированный коронавирусом, негативно влияет на эмоциональное состояние многих людей, меняет привычный уклад жизни. Для многих компаний ведение бизнеса в привычном порядке не самый подходящий вариант. Они могут начать с составления плана поддержки сотрудников и следования ему. Он должен быть гармонизирован с самыми стандартными рекомендациями и при этом иметь отправные точки для изменения текущей политики предприятия. Можно проанализировать опыт других фирм. В некоторых компаниях, для менеджеров простым языком составляют инструкции по тому, как справляться с COVID-19, при этом предоставляя определённую степень свободы действий, чтобы они могли оперативно справиться с любой внезапно возникшей ситуацией. Инструкции составляют на основе руководства ВОЗ и других здравоохранительных организаций и ведомств. Схема предусматривает двустороннюю связь, которая позволяет сотрудником сообщать возникающие по каким-либо причинам опасения.
2. Создайте многофункциональную кризисную команду для борьбы с COVID-19. Гендиректор должен первым получать информацию от сотрудников. Он должен отобрать из каждого отдела членов команды, которые будут ему в этом помогать. В большинстве случаев, членам команды понадобится отойти от своих ежедневных обязанностей и посвятить всё своё рабочее время решению проблем, связанных с коронавирусом.Их можно разделить на следующие сферы:1) здоровье сотрудников и возможность выполнять их функции;2) проверка финансового состояния и разработка плана экстренных мероприятий;3) мониторинг системы снабжения, быстрый ответ на вызовы и долговременная устойчивость; 4) реакция сбыта и маркетинговая реакция на шок спроса;5) координация и коммуникация с соответствующими группами клиентов.Эти подразделения команды должны определять цели на следующие 48 часов и на неделю на основе плана, а также постоянно корректировать их. Кризисная команда должна следить за тем, чтобы вся деятельность компании была направлена на достижение конкретных целей и не допускать встреч, которые не приносят никаких результатов.
3. Стабилизируйте систему снабжения. Компании должны определить степень и продолжительность воздействия системы снабжения на районы, где проживает много заражённых. Необходимо начать планировать управление поставками продукции: после возобновления нормальной работы поставок может произойти непредвиденный скачок спроса из-за стремления людей к формированию запасов. В некоторых случаях может быть гарантирована средняя и долгосрочная стабилизация, что будет означать необходимость сформировать новую стратегию планирования и продолжить оптимизацию сети.
4. Оставайтесь в контакте с клиентами. Компании, которые лучше переносят перебои, часто добиваются успеха, потому что инвестируют в своих основных клиентов и могут предсказать их поведение. Следует инвестировать в онлайн-торговлю, чтобы расширить каналы поставок. Предпочтения клиентов могут измениться настолько, что вряд ли будет возможен вариант возвращения к привычкам, существовавшим до вспышки эпидемии.
5. Отработайте план. Многие лучшие команды не тратят своё время на понимание того, что необходимо для планирование работы со сбоями пока сами не столкнутся с проблемами. Круглые столы и моделирование бесценны при проверке того, насколько хорошо работает стратегия кризисного регулирования на каждом этапе. Действия каждого, нужные для выполнения плана, должны быть ясны, а все инструменты - доступны.
6. Продемонстрируйте цель. Бизнес настолько же силен, насколько и сообщества, частью которых он является. Компании должны выяснить, как они могут помочь общим усилиям по реагированию на кризисную ситуацию - например через предоставление денег, оборудования или экспертного мнения.
7. Убедитесь, что денег достаточно, чтобы выдержать удары. Нужно моделировать свои финансовые показатели в каждом сценарии и выявлять триггеры, которые могут существенно снизить ликвидность. Для каждого такого триггера компании должны определить шаги, которые стабилизируют процесс организации в каждом сценарии (оптимизация кредиторской и дебиторской задолженности; снижение затрат; продажи, слияния и поглощения).