Коронавирус
16 марта 2020, 8:47

Коронавирус: влияние на юристов и рекомендации бизнесу

Охвативший мир короновирус привел к проблемам в бизнесе - в том числе и юридическом. Консалтинговая компания McKinsey опубликовала рекомендации для компаний, которые хотят свести к минимуму негативный эффект от вируса. Тем временем, юрфирмы опасаются последствий - начиная от работы с клиентами и заканчивая проблемами с наймом юристов, а суды переходят на "удаленку".

Вирус как проблема

Юрфирма Faegre Drinker Biddle & Reath закрыла все 22 своих американских офиса на день после того, как была объявлена угроза вируса COVID-19.Quinn Emanuel Urquhart & Sullivan закрыла свой нью-йоркский офис после того, как ее партнер оказался болен коронавирусом. Многие юрфирмы готовятся к тому, что им придется последовать примеру коллег. Например, проводят стресс-тесты для своих IT-сетей, которым предстоит впервые столкнуться с повышенной нагрузкой. Тестирование проводят крупнейшие компании - Hogan Lovells, Linklaters или Clifford Chance. Однако на рынке звучат опасения по поводу того, что в экстренной ситуации многим фирмам будет непросто организовать работу из дома - это касается в первую очередь фирм с низким уровнем технологий, которые привыкли работать по традиционной модели.

Даже если серверы справляются с нагрузкой, остается другой острый вопрос - о безопасности данных, пишет Law.com. Шифрование, необходимое для защиты адвокатской тайны, обходится дорого, и если защита стоит на внутренних серверах фирм, то не всегда можно с уверенностью сказать, что она распространяется и на сети юристов, работающих из дома.На первый план выходят и препятствия культурного характера: многие крупные юридические фирмы полагаются на контакт в офисе как на способ поддержания связи между различными категориями юристов и сотрудников, пишут американские издания. Младшие юристы крупных фирм могут задать вопросы партнерам в офисе - но с коммуникацией онлайн, например, по электронной почте, могут быть проблемы - как минимум, с оперативностью. Именно вертикальной коммуникации работа из дома мешает больше всего, уверены в западных компаниях.

Но для многих компаний необходимость удаленной работы - шанс пересмотреть свои подходы к работе в целом и позволить сотрудникам частично пользоваться возможностью "удаленки" в обычном режиме.

Тем временем, вирус уже сказался на другом аспекте работы юрфирм - найме новых сотрудников. Как отмечает Law.com, работодатели тянут время и не решаются набирать новичков в условиях экономической неопределенности. Мешают и более прозаичные причины - например, невозможность личной встречи работодателя и претендента. Видеоинтервью хороши только на начальном этапе отбора, в то время как на следующих стадиях кандидата приглашают в офис - что сегодня для многих компаний невозможно. Пока кандидаты не сталкиваются с категоричными отказами - скорее, вопрос о рассмотрении кандидатур ставят "на паузу", отмечает Law.com.

Суды на удалёнке

Тем временем, в США ряд судов также решили внести свой вклад в ограничение распространения вируса. Так, американский Апелляционный суд девятого округа решил проводить ряд слушаний в режиме видеоконференций. Некоторые громкие дела откладывают из-за вспышки вируса."В свете опасений, связанных с коронавирусом, суд желает, чтобы 24 марта 2020 года представители сторон явились для дачи показаний в ходе видеоконференции", - написал окружной судья США Терренс Берг (Terrence Berg) из Восточного округа штата Мичиган. - Судьи могут также явиться на видеоконференцию". Кэтрин М. Родригес, администратор связи суда при Управлении окружной исполнительной власти, заявила, что суд разрешит проведение телефонных и видеоконференций в более широком масштабе во время чрезвычайной ситуации в области здравоохранения. "Суд будет общаться с юристами до начала каждого заседания, чтобы обсудить возможные варианты рассмотрения дела", - отметила она.

Что делать: советы бизнесу

О том, как вести себя компаниям в условиях распространения вируса, рассказали консультанты. В специальном докладе компания McKinsey предложила семь мер, которые могут помочь бизнесу практически любого типа.

Рекомендации McKinsey: что делать компаниям

1. Защитите своих сотрудников. Кризис, спровоцированный коронавирусом, негативно влияет на эмоциональное состояние многих людей, меняет привычный уклад жизни. Для многих компаний ведение бизнеса в привычном порядке не самый подходящий вариант. Они могут начать с составления плана поддержки сотрудников и следования ему. Он должен быть гармонизирован с самыми стандартными рекомендациями и при этом иметь отправные точки для изменения текущей политики предприятия. Можно проанализировать опыт других фирм. В некоторых компаниях, для менеджеров простым языком составляют инструкции по тому, как справляться с COVID-19, при этом предоставляя определённую степень свободы действий, чтобы они могли оперативно справиться с любой внезапно возникшей ситуацией. Инструкции составляют на основе руководства ВОЗ и других здравоохранительных организаций и ведомств. Схема предусматривает двустороннюю связь, которая позволяет сотрудником сообщать возникающие по каким-либо причинам опасения.

2. Создайте многофункциональную кризисную команду для борьбы с COVID-19. Гендиректор должен первым получать информацию от сотрудников. Он должен отобрать из каждого отдела членов команды, которые будут ему в этом помогать. В большинстве случаев, членам команды понадобится отойти от своих ежедневных обязанностей и посвятить всё своё рабочее время решению проблем, связанных с коронавирусом.Их можно разделить на следующие сферы:1) здоровье сотрудников и возможность выполнять их функции;2) проверка финансового состояния и разработка плана экстренных мероприятий;3) мониторинг системы снабжения, быстрый ответ на вызовы и долговременная устойчивость;  4) реакция сбыта и маркетинговая реакция на шок спроса;5) координация и коммуникация с соответствующими группами клиентов.Эти подразделения команды должны определять цели на следующие 48 часов и на неделю на основе плана, а также постоянно корректировать их. Кризисная команда должна следить за тем, чтобы вся деятельность компании была направлена на достижение конкретных целей и не допускать встреч, которые не приносят никаких результатов.

3. Стабилизируйте систему снабжения. Компании должны определить степень и продолжительность воздействия системы снабжения на районы, где проживает много заражённых. Необходимо начать планировать управление поставками продукции: после возобновления нормальной работы поставок может произойти непредвиденный скачок спроса из-за стремления людей к формированию запасов. В некоторых случаях может быть гарантирована средняя и долгосрочная стабилизация, что будет означать необходимость сформировать новую стратегию планирования и продолжить оптимизацию сети.

4. Оставайтесь в контакте с клиентами. Компании, которые лучше переносят перебои, часто добиваются успеха, потому что инвестируют в своих основных клиентов и могут предсказать их поведение. Следует инвестировать в онлайн-торговлю, чтобы расширить каналы поставок. Предпочтения клиентов могут измениться настолько, что вряд ли будет возможен вариант возвращения к привычкам, существовавшим до вспышки эпидемии.

5. Отработайте план. Многие лучшие команды не тратят своё время на понимание того, что необходимо для планирование работы со сбоями пока сами не столкнутся с проблемами. Круглые столы и моделирование бесценны при проверке того, насколько хорошо работает стратегия кризисного регулирования на каждом этапе. Действия каждого, нужные для выполнения плана, должны быть ясны, а все инструменты - доступны.

6. Продемонстрируйте цель. Бизнес настолько же силен, насколько и сообщества, частью которых он является. Компании должны выяснить, как они могут помочь общим усилиям по реагированию на кризисную ситуацию -  например через предоставление денег, оборудования или экспертного мнения.

7. Убедитесь, что денег достаточно, чтобы выдержать удары. Нужно моделировать свои финансовые показатели в каждом сценарии и выявлять триггеры, которые могут существенно снизить ликвидность. Для каждого такого триггера компании должны определить шаги, которые стабилизируют процесс организации в каждом сценарии (оптимизация кредиторской и дебиторской задолженности; снижение затрат; продажи, слияния и поглощения).