Вирус на пользу: какие практики юрфирм выиграют от пандемии
Пока никто не решается говорить о перспективах развития ситуации и реальных масштабов ее влияния на бизнес, в юридическом мире с уверенностью готовы сказать одно: ситуация приведет к увеличению спроса по большому количеству практик. "Всякий раз, когда в мир приходит дискомфорт и неопределенность, юристы от этого выигрывают", - говорит рекрутер Скотт Лав, основатель Attorney Search Group.
За рубежом ряд компаний уже указали на своих сайтах возможности их юристов работать с проблемами, так или иначе вызванными последствиями коронавируса - например, об этом сказано на сайте Mayer Brown. Это понятно: по данным Financial Times, с учетом вопросов, связанных с коронавирусом и его экономическими последствиями, число клиентских запросов в последние недели выросло на 25%.
Кто в выигрыше
Сокращение производства во многих секторах экономики из-за карантинов, дистанционной работы сотрудников, а порой и вовсе полной приостановки деятельности компаний уже сказывается на работе консультантов, признает Андрей Корельский, управляющий партнер KIAP. По его словам, самой популярной работой в последние недели стали запросы на консультации по вопросам неисполнения обязательств из-за коронавирусного форс-мажора. "Через пару месяцев эти вопросы перекочуют в суд, так как не все стороны готовы принять такую ситуацию как форс-мажор, где-то в контрактах это могло быть и вовсе никак не урегулировано. В ближайшее время мы увидим массовые споры по этим обстоятельствам, как в государственных судах, так и коммерческих арбитражах", - говорит Корельский. Тенденция уже четко обозначилась на западных рынках - в предыдущие недели запросы касались контрактов с китайскими фирмами, но охват расширяется по мере распространения вируса и карантинных мер на новые территории.
Наплыва вопросов от клиентов ждут в страховых практиках, пишет Law.com. Это связано с большим числом отмененных мероприятий и других прерванных бизнес-процессов и попытках фирм определить ответственность и минимизировать потери. "Сегодня мы говорим о сочетании работы, связанной с исками в этой области, и работы на опережение - консультаций бизнесу о страховых активах и разработке сценариев реагирования на кризисные ситуации", - говорит Митчел Долин, со-председатель глобальной практики по страхованию компании Covington & Burling. Но на фоне быстрого развития событий круг вопросов ширится еще больше, и работающим в страховой практике юристам приходится взаимодействовать с коллегами по трудовому праву, юристами в области здравоохранения и судебными юристами. По словам Долина, для многих насущный вопрос - закрывать ли бизнес, поскольку при добровольном закрытии о страховых выплатах обычно говорить не приходится. Если закрытие происходит на фоне распоряжений властей, возможны варианты.
Юристы рассчитывают на рост числа проектов, связанных с трудовым правом. По словам Елены Кожемякиной, управляющего партнера юридической фирмы BLS, коронавирус привел к трем новым проблемам для работодателей и юристов. Первая – как перевести сотрудников на удаленную работу в рамках закона. Трудовой кодекс не предусматривает напрямую работу из дома. Но в любом случае надо как-то реализовать и требование Правительства и проявить заботу о своих сотрудниках, защищая их здоровье. Вторая история – многие работники сейчас остались без реальной работы, так как просто нет возможности для работы, замечает Кожемякина. Нет возможности ездить к клиентам, обслуживать в ресторанах, принимать зрителей в кино. У большой части бизнеса просто не стало клиентов. И с точки зрения юридических практик начнутся темы экономии бюджета, изменения форм оплаты труда и даже простоя персонала. С этим связан и третий момент. "Вирус подорвал бизнес, а когда случает кризис – начинают сокращать затраты. И я полагаю, что вновь поднимутся вопросы о перестройке и оптимизации структур компаний и связанные с этим правовые проблемы о массовых или больших увольнениях. Корпоративным юристам и внешним консультантам придется большей частью работать по этим направлениям", - говорит Елена Кожемякина.
Коронавирус поменял картину мира. Сейчас невозможно и не нужно прогнозировать. Максимальная концентрация в моменте, быстрая реакция, сильное лидерство – в этом залог успеха. Для юриста важно знать, что меняется в законодательстве, каковы приоритеты бизнеса и быть рядом с клиентом.
"Побочный эффект" от карантина и удаленной работы - вопросы кибербезопасности и приватности. Перевод сотрудников на работу на дому для фирм может означать не просто выдать сотруднику ноутбук и отправить его домой. Партнер Baker & Hostetler Линн Сешнз говорит, что в последнюю неделю клиенты часто обращались к нему с вопросами о кибербезопасности на удаленке. Специалисты в этой области ожидают параллельного роста угроз в этой области - злоумышленники могут воспользоваться ситуацией, чтобы получить доступ к данным фирм. По его словам, даже распространяемые в сети карты с распространением коронавируса могут содержать вредоносные программы.
Партнер фирмы Duane Morris Дельфин О'Рурк также наблюдает рост запросов по темам, связанным со здравоохранением. Фокус главным образом на готовности к ситуации медучреждений. В России, где уровень распространения инфекции пока ниже, запросы клиентов, связанные с медициной, пока не изменились, комментирует Александр Аронов, управляющий партнер компании Аронов и партнеры. Тем не менее, в фирме ожидают роста числа проектов в этой отрасли на фоне очевидной неготовности государства и медицинских учреждений к пандемии.
"Приведу пример. Анализ готовится 6 дней. Через 6 дней к доверителю приехала Скорая помощь с полицией. Полиция никак не защищена - нет масок, и никаких иных средств защиты. Они зашли в дом к доверителю и, конечно, во все иные жилые помещения таких пациентов, и риск их заражения огромный. То есть они потенциально являются распространителями. Госпитализировали в медицинское учреждение, которое раньше не заявлялось, как специализированное инфекционное учреждение. По моему, это говорит о том, что три основных инфекционных стационара уже переполнены, и данные о количестве заболевших не соответствуют действительности", - считает Аронов.
Сергей Кислов, партнер КА Ковалев, Тугуши и партнеры, отмечает, что в связи с пандемией многие юридические фирмы обратили большое внимание на практику Compliance акцентом на необходимость приведения локальных нормативных актов в соответствие с новыми распоряжениями по ограничению в связи с пандемией и соблюдению этих актов. Дополнительно разрабатываются внутренние положения по недопущению распространения вируса по инициативе самих работодателей.
Традиционный значительный рост, как и всегда в кризисные времена, ждет банкротную практик - но не сразу. "Премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести в срок до 1 апреля 2020 года в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, обеспечивающий возможность введения моратория на подачу заявлений о банкротстве», - напоминает руководитель правового бюро Олевинский, Буюкян и партнеры Эдуард Олевинский. Марк Каретин, партнер Юков и партеры, полагает, что практики банкротства ждет подъем в среднесрочной перспективе. "Прямо сейчас уровень общения с клиентами существенно снизится, вплоть до полной остановки. Всех ждет затишье, мы перешли на удаленную работу", - говорит он.
В случае, если последуют сколько-нибудь значимые меры по экономической поддержки компаний со стороны властей - например, налоговые каникулы или стимулирующие пакеты для отраслей, которые уже пообещали бизнесу ряда стран, работы прибавится и у налоговых юристов.
Слияния и поглощения - практика, которую в очередной раз ждет затишье - бизнес в лучшем случае берет паузу, в худшем - отказывается от сделок. Значительного числа новых сделок на рынке не ждут - тем не менее, в текущий момент юристы за рубежом указывают на рост запросов почти на четверть, что в основном связано с проблемами со сделками. "Не думаю, что прямо сейчас будет желание заключать новые сделки. Что касается уже подписанных контрактов, действительно сложно внести в них изменения, необходимые сегодня. Фактически речь идет о том, что выйти из них мы не можем даже из-за короновируса, если негативное влияние последствий эпидемии не повредит конкретной фирме больше, чем другим участникам рынка", - говорит Джон Райсс, глобальный глава практики M&A компании White & Case. Тем не менее, ситуация вызвала подъем в продуктовом ритейле на фоне ажиотажного спроса, в фармотрасли и онлайн-сервисах: от доставки до он-лайн игр, обручающих платформ и он-лайн кинотеатров. По словам Андрея Корельского, по этим направлениям фирма ожидает рост числа сделок и новые экспансии на рынке, где без работы юристов никак не получится. "По законам природы если в одном месте убыло, то в другом обязательно прибудет, поэтому хорошие юристы точно не останутся без работы, пусть и на удаленом доступе", - замечает он.
Естественный отбор для юристов
Тем не менее, пандемия может выкосить и часть юридического рынка. На фоне углубляющегося кризиса у бизнеса, несмотря на возросшее число поводов для юридической работы, в перспективе стимулов тратить деньги на услуги консультантов может стать меньше. То, что можно переложить на плечи корпоративных юристов, будет решаться внутренним ресурсом компаний.
Ситуация станет очередным тестом на прочность и гибкость для ведущих фирм. Выживут сильнейшие - наиболее подготовленные профессионально и готовые подстроиться под нужды клиента. Сейчас время «универсальных бойцов», способных обрабатывать любую задачу, уверен председатель совета партнеров Адвокатского бюро S&K Вертикаль Константин Крутильников.
Главное - создать для клиента удобную платформу и качественный сервис, а также доводить сложные задачи до конца, формальный по сути вопрос практик не так важен. Отношения с клиентами это всегда вопрос экспансии, либо клиент устанавливает вектор отношений и «ведёт» их, либо компетенции юристов позволяют формировать повестку, которой следуют клиенты.
В сложные времена одни юристы продолжают падать по цене и в итоге теряют все, а другие улучшают свои ценностные предложения и забирают банк, справедливо отмечает Крутильников. Согласна с таким подходом и Оксана Балаян, член глобального совета Hogan Lovells M&A Leadership и глава корпоративной / M&A практики в России. По ее словам, проблем у крупных компаний меньше - они давно применяют режим удалённой работы, тестируют работу служб в кризисных ситуациях, создают онлайн-решения для обслуживания клиентов – их трудно застать врасплох. Остальным тоже стоит видеть в проблемах новый шанс. "Кризисная ситуация – это всегда и окно возможностей. Открываем его пошире – и смело вперёд", - говорит Балаян.