Юррынок
16 июля 2020, 9:22

Число корпоративных расследований в бизнесе растёт

Половина действующих на территории США компаний каждый год сталкивается не менее чем с полусотней потенциальными расследованиями каждый год, а для пятой части фирм это число превышает сотню. По данным последнего исследования Above The Law, бизнес ждет роста числа корпоративных расследований в наступившем году. Причины - внутренние нарушения и активность регуляторов. Бизнес готов потратиться на расследования. Ответственные за всё в большинстве случаев - юристы.

Психологи утверждают, что только 10% населения никогда не совершат правонарушение. В компаниях об этом знают не понаслышке: нарушения сотрудников - одна из частых причин, которые приводят к затяжным корпоративным расследованиям. Виновата часто не жажда наживы - так называемый «треугольник корпоративного мошенничества» включает давление внешних обстоятельств, реальную возможность остаться безнаказанным и оправдать себя. Так что при определённых обстоятельствах пойти на нарушение может фактически любой. Но есть и другая проблема - растущая активность регуляторов. Всё вместе приводит к явной тенденции: увеличивается число внутренних расследований в компаниях, свидетельствуют результаты исследования, проведенного Above the Law.

Почти половина респондентов заявили, что их компании сталкиваются с более чем 50 потенциальными расследованиями различного рода в год, 22% сказали, что число таких проверов превышает 100. 

При этом они отмечают, что цифры растут.

Говоря о причинах восходящей тенденции, почти две трети указывают на два основных фактора: рост бизнеса с одной стороны и ужесточение регулирования - с другой.

Когда респондентов спрашивают о том, с какими видами расследований чаще всего сталкиваются их компании, они в подавляющем большинстве случаев выбирают расследования, проводимые сотрудниками/на рабочем месте - это указали 43% опрошенных. За расследованиями такого рода следуют расследования "со стороны" - спровоцированные или проводимые регуляторами/правительственными органами, их отметила почти четверть респондентов - 24%. 

Помехи и риски

Затраты и нехватка ресурсов - наиболее распространенные препятствия для проведения расследования. Самые большие трудности, по мнению респондентов, связаны с нехваткой ресурсов и недостаточной внутренней координацией для их устранения. Учитывая ожидаемый рост числа расследований, проблема может оказаться критичной, как и еще один фактор - стоимость. Но последнее решить оказывается легче, чем найти способы эффективно и действенно управлять действиями в этой области, отмечают респонденты.

Расследование несет не только бонусы от результата, но и риски: репутационный ущерб, потенциальные штрафы или другого рода негативные эфекты для бизнеса.  Первое больше всего волнует при внутренних расследованиях в отношении нарушений на рабочем месте и "белых воротничков" - 43% и 44% соответственно. При проведении расследований регулирующими органами больше внимания уделяется потенциальным издержкам, связанным с ущербом или штрафами - на это указали 42% опрошенных.

Что провоцирует расследования

Респонденты рассказали, что обычно предшествует расследованию. Большинство из них - 67% - отметили, что их компании проактивно следят за сетями и электронными данными на предмет подозрительной деятельности. Но это не самый распространенный триггер для начала расследования - он приводит к реальным действиям только в 14% случаев. Основным фактором оказалась оказалась частная или публичная жалоба потребителя, сотрудника или конкурента. 

На что идут деньги

Больше всего денег, выделенных на расследования, уходит на оплату услуг сторонних консультантов - в том числе юристов, хотя, судя по ответам в исследовании, подавляющее большинство привлекают в первую очередь собственных сотрудников. Технология анализа была выбрана в качестве второй по величине области расходов на проведение расследования: 59% респондентов включили ее в тройку самых крупных статей расходов. 

Одним из факторов, повышающих стоимость современных расследований, стало наличие значительного объема данных, хранящейся в электронном виде (ESI). Эти данные могут представлять собой доказательства. Большинство респондентов сказали, что сохранение и сбор данных происходит более чем в 25% их расследований, особенно если речь идет о компаниях из медицинской или финансовой отраслей.

У большинства опрошенных фирм есть те, кто занимается расследованиями на постоянной основе. 64% респондентов отметили, что в их компании есть отдел или группа, специально созданная для проведения или руководства корпоративными расследованиями. При этом большинство из них отчитывается перед юридическим отделом, на втором месте - отчет перед комплаенс-специалистами.

Что расследуют

Компании могут столкнуться с расследованиями целому ряду направлений - от нарушений со стороны сотрудников и до массовых расследований в области нормативно-правового регулирования. Когда респондентам задают вопрос о том, что именно становится предметом действий, они в подавляющем большинстве случаев указывают на расследования в отношении сотрудников/относящиеся к работе  - об этом сказали 43% опрошенных. На втором месте с большим отрывом - расследования по инициативе регуляторов и органов власти. Респонденты, представляющие финансовый/банковский сектор - высоко регулируемую отрасль - чаще всего в первую очередь ссылаются на расследования, проводимые регуляторами (48%). Расследования в сфере кибербезопасности оказались внизу списка. 

По мере роста доходов компании растет и число респондентов, которые назвали регулятивные расследования наиболее часто встречающимся видом расследований.

Компании также рассказали, как они выявляют ключевые документы, которые будут использованы в процессе. Самым частым методом для идентификации основных документов оказался поиск по ключевым словам (31%). За ним следует ручной отбор доказательств (28%). 17% используют технологические инструменты аналитики, 12% прибегают к помощи искусственного интеллекта. Чем богаче компания - тем больше автоматизирован процесс. 

Говоря о самых больших вызовах, с которыми приходится столкнуться, респонденты выделили четыре главных проблемы: расходы на расследования и штрафы, которых компания при этом пытается избежать, отказались проблемой номер один. На втором месте - недостаточные технологические ресурсы внутри компании, которые помогли бы сделать процесс более эффективным и менее затратным, на третьем месте - сложности взаимодействия между департаментами в процессе расследования, на четвертом - реакция третьих лиц. В последнем случае речь идет и о негативном восприятии внутри фирмы, так и реакции со стороны.