По мере роста числа заболевших коронавирусом спрос на юристов падает
Обращения пошли на спад
В связи с ростом числа заболевших COVID-19, в марте резко сократилось число новых обращений в юридические фирмы – более чем на 30% по сравнению с первыми пятью неделями 2020 года, более чем на 40% по сравнению с самыми высокими средненедельными показателями за год. Данные по США представила компания Clio. Согласно результатам другого опроса, 56% юристов отмечают значительное снижение количества обращающихся к ним за юридической помощью, а 53% утверждают, что число дел на работе у них заметно снизилось.
Данные, полученные от десятков тысяч респондентов, показывают четкую корреляцию между ростом количества случаев заболевания коронавирусом и падением количества новых юридических вопросов. Когда ВОЗ официально объявила COVID-19 глобальной пандемией (11 марта), а президент США Дональд Трамп сообщил о чрезвычайном положении в стране (13 марта), число новых вопросов резко сократилось.
Отложенный спрос
49% опрошенных утверждают: если бы у них сейчас был правовой вопрос, они хотели бы отложить обращение за юридической помощью до тех пор, пока пандемия коронавируса не утихнет.
При этом 22% клиентов – пятая часть опрошенных – отмечают: они думали, что большинство юристов вообще не работают в пандемию. Такое же количество опрошенных думало, что в период эпидемии качество юридических услуг ниже, чем обычно.
60% клиентов отмечают, что они все равно будут обращаться за юридической помощью, а не решать проблему каким-то другим способом. 13% ожидают возникновения правовых проблем, связанных с коронавирусом.
«Положительная сторона сегодняшней ситуации в том, что в целом это отсрочка предоставления юридических услуг, а не отказ от них», – Джек Ньютон, CEO компании Clio.
Новые стандарты работы
Ситуация оказала значительное влияние на самих юристов и практику, говорится в исследовании. 75% юристов говорят, что повседневная работа их фирм существенно поменялась (о том, как поменялась ситуация на российском юррынке и чего ждут юрфирмы, – в материале «Поймать дно»: как российский юррынок реагирует на пандемию»). «Мы будем свидетелями структурных изменений в практике оказания юридических услуг, – сказал Ньютон. – В том числе значительного перехода от стационарных офисов к более гибким моделям».
Вслед за переменами приходит беспокойство. 67% юристов говорят, что они гораздо больше тревожатся об успехе своей практики, а 57% волнуются о том, как заработать на жизнь в ближайшие несколько месяцев. 75% юристов сообщают о более высоком уровне стресса и тревоги, а почти 50% из них говорят, что их больше беспокоит финансовое будущее, чем личное здоровье. При этом начались увольнения. 11% фирм заявило, что уже уволили сотрудников. Еще 15% ожидают увольнений в ближайшие три – шесть месяцев.
Не все фирмы пессимистичны. Опрос выявил, что 23% юристов не заметили значительного снижения количества новых дел, а 14% сообщают о значительном увеличении количества людей, обращающихся за юридической помощью.
Технологический толчок
Коронавирусный кризис заставил юристов и потребителей изменить свои взгляды на технологии, говорится в докладе Clio. 69% юристов видят, что пандемия спровоцировала рост значимости технологий применительно к их фирмам. 83% говорят, что облачная технология необходима для выживания компании. 2/3 юристов считают, что новые практики работы сохранятся и после пандемии.
Клиентов тревожит онлайн
Среди клиентов 58% утверждают: если бы им пришлось нанимать юриста в ближайшие два месяца, они предпочли бы встретиться по видео-конференц-связи, а не лично. Тем не менее онлайн-суды пока вызывают у них недоверие.
69% говорят, что они предпочли бы работать с юристом, который мог бы обмениваться документами через веб-страницу, приложение или онлайн-портал.
Однако 38% полагают, что если бы им пришлось обратиться в суд, то дистанционные слушания отрицательно сказались бы на результатах.