Как прошел карантин: взгляд младших юристов
Столкнувшись с эпидемией, юрфирмам пришлось ускоренно адаптироваться к ситуации. Как меняются процессы и как приняли этот вызов младшие юристы, выяснила зарубежная исследовательская компания Major, Lindsey & Africa и портал Above the Law.
В исследовании, затронувшем такие темы, как прозрачность коммуникации, технологические ресурсы, культура компании и потенциальные долгосрочные эффекты на профессию в целом, приняли участие более 1300 человек. Половина из опрошенных заняты в литигационной практике, 28% - в корпоративной. 58% респондентов работают в крупных компаниях численностью более 500 человек. 14% приходится на компании, в штате которых от 200 до 500 юристов, столько же - на небольшие фирмы численностью менее 50 юристов.
Гарантии и деньги
Основной повод для беспокойства ассоциатов - гарантии на работе. Для 52,9% это безопасность работы в целом, для 21,26% - сокращение зарплат. На третьем месте в списке тревожащих юристов факторов оказалось психическое здоровье - на него указали 10% опрошенных. На четвертом - тревоги, связанные с биллингом.
Один из главных моментов, который волнует младших юристов - прозрачность коммуникации в компании. 77% участников опроса отметили, что внутри их фирмы юристы стали больше между собой общаться. Большинство продолжали использовать электронную почту для общения с коллегами, на втором месте - телефон, на третьем - видеосвязь.
Почти 60% младших юристов указали, что партнеры в компании не требовали включать изображение во время конференц-коллов: оказалось вполне достаточно общения голосом. Что касается переговоров с клиентами и судами, оно также по большей части происходило по почте, а доля видео была хоть и больше обычного, но меньше, чем при внутреннем взаимодействии в компании.
Больше половины респондентов указали, что чувствуют достаточно высокий уровень включенности при работе в команде, пусть и удаленно. Тем не менее, речь шла главным образом о работе в собственной группе - связи в фирме в целом уже не выглядят так же стабильно. О достаточной вовлеченности в коммуникацию между сотрудниками заявили только 26% опрошенных. При этом младшие юристы понимают, что руководство в большинстве случаев делает всё возможное, чтобы сохранить командный дух - так считают 74% респондентов.
Ясность и биллинг
Ответы на вопрос, чего еще хотели бы младшие юристы от руководства, сконцентрировались главным образом вокруг прозрачной коммуникации. Ясность нужна в первую очередь по вопросу о вероятном сокращении рабочих мест, зарплат, бонусов, по требованиям о набилленных часах.
Подавляющее большинство - 93,5% - указали, что требования по биллингу для них не поменялись, несмотря на тот факт, что компании объявили о сокращении зарплат и у ряда практик упал объём работы. Младшие юристы указывают на необходимость изменить целевые показатели по часам работы в соответствии с сегодняшней ситуацией - это стало основным требованием к руководству в компаниях.
Работать из дома юристам понравилось. Сложнее ожидаемо оказалось тем, у кого есть семья - 61% ассоциатов, которые заботятся о ребенке или членах семьи, отметили, что работать из дома сложно по сравнению с 34% в группе тех, у кого такой обязанности нет. В гендерном срезе это 48% женщин, указавших на сложность удаленки, по сравнению с 39% мужчин.
Есть и разброс по практикам: тем, кто занят в литигации, дистанционная работа далась сложнее, на трудности указали почти половина юристов. Проще всего перемены дались юристам из практик недвижимости, корпоративной и налоговой. Что касается нагрузки, то ее рост констатировали банкротные юристы и те, кто занят в практике здравоохранения. О сокращении объемов работы заявили в практике недвижимости, корпоративной, налоговой и практике интеллектуальной собственности - падение, по оценкам младших юристов, составило примерно 40%. В практике литигации указали, что работы стало меньше примерно на треть.
Дело техники
Большинство работодателей постарались обеспечить сотрудников всем необходимым - запросы в основном касались мониторов, принтеров, сканеров и компенсации затрат на технологические решения. Многие указали, что им пришлось самостоятельно находить для этого ресурсы и указали, что компаниям следовало бы это компенсировать.При этом 85% респондентов указали, что оборудования для работы из дома им хватает.
Большинство респондентов уверены, что перемены, произошедшие с юрфирмами в кризис, сохранятся и дальше. Перемены ждут правила удаленной работы (94.94%), отношение к использованию технологий и технологические ресурсы (82.49%) и обустройство офисов (56.75%).