Юррынок
25 января 2021, 8:57

Юррынок труда: переходы партнеров в 2020 году

Кризисный 2020 год оказался богатым на переходы партнеров. Несмотря на то, что компании в коронавирусное время держались за лучших сотрудников и стремились сохранить команду, из целого ряда юрфирм ушли ключевые юристы. Некоторые решили продолжить карьеру в других консалтинговых организациях, остальные отправились в свободное плавание. Вспоминаем главные изменения на юррынке в ушедшем году.

Кризисная динамика

В разгар пандемии большинство юрфирм заявило о том, что их основной ресурс – команда. Каждый пытался продемонстрировать, что держится за лучших сотрудников и не готов сокращать штат. Казалось бы, число переходов в турбулентный период будет небольшим, но очередной кризис дал толчок кадровым перестановкам. С одной стороны, это может быть связано с «зачисткой рядов»: следуя западному тренду, российские компании пытаются избавиться от менее эффективных партнеров, не стесняясь заявлять об этом в пресс-релизах. Например, именно в таком контексте сообщила о смене партнерского состава компания Forward Legal. «Есть понимание, кто является обязательным активом, а кто – отягощением. От балласта будут постепенно избавляться. Как активно это будет происходить, зависит исключительно от дальнейшей загрузки», – говорила некоторое время назад карьерный консультант Елена Баринова.

С другой стороны, партнеры сами видят в меняющейся ситуации на рынке возможность выйти в открытое плавание. И здесь реакция компании, которую они покидают, может быть разной: от понимания и поддержки со стороны коллег до полного отсутствия информации об «исчезновении» партнеров в публичном поле.

Уйти правильно

Вопрос о том, как уходить из компании правильно, спровоцировал обширную дискуссию среди юристов в интернете. Телеграм-канал «Ильфы, рульфы, инхаусы» собрал точки зрения как партнеров, так и ведущих маркетологов по этому вопросу. Общее мнение – открытая позиция лучше информационного вакуума, и все, что вы ни скажете, может быть использовано против вас.

Маркетолог Елена Успенская, ранее работавшая в ЕПАМ и ПМЮФ, считает, что кроме общей невозмутимости по поводу перехода, компании стоит иметь заготовленную и согласованную «неофициальную» версию. Она поможет распространить «правильные слухи». Мнение по поводу ухода партнера всегда будет, и лучше им управлять, чем пустить на самотек. Должна быть как минимум согласованная позиция ответов на вопросы, которые возникнут и у клиентов, и у юрсообщества. Но даже если компания решила отмолчаться, «самое главное, как и в любом деле, понимать, зачем, что и как ты делаешь», говорит Успенская.

Управляющий партнер известной финансово-правовой компании O2 Consulting Ольга Сорокина согласна, что если партнеры разошлись без конфликта, стоит согласовать стратегию распространения этой новости в публичных источниках. Следует обдумать и то, как об этом оповестят клиентов и коллег. В том числе, надо согласовать перечень и содержание потенциальных вопросов-ответов по ситуации. «В части информирования клиентов очень важно подумать над тем, что необходимо сделать, чтобы пояснить все необходимые детали, ответить на вопросы и главное – обеспечить комфорт и уверенность клиентов в том, что этот уход не повлияет на ведение дел фирмой и на качество экспертизы»,  – отметила Сорокина. 

Сотрудникам тоже важно объяснить причины перемен и происходящие в этой связи изменения, чтобы сохранить мотивацию и стабильность команды. Самое главное – публичные сообщения. Открытый и дружественный диалог создает пространство доверия как внутри индустрии, так и в бизнес-среде, подтвердила Сорокина. Таких примеров на рынке все больше, один из них – недавнее сообщение об уходе из КИАП партнера Алексея Сизова и его собственный пост-благодарность коллегам. 

Новые практики, новые фирмы

Хотя в коронавирусный год юрфирмам пришлось преодолевать финансовые трудности, многие из них открыли новые практики. Во второй половине года популярными оказались направления, связанные с IT. Так, Пепеляев Групп объявила о создании практики правовой защиты информации, а у Рустам Курмаев и партнеры появилось «Разрешение IT & IP споров». Выросла популярность семейных споров – практику по этому направлению открыли в АБ КИАП.

Несмотря на период турбулентности, партнеры крупных юрфирм не боятся создавать свои компании. Один из недавних примеров – уход из АБ  ЗКС одного из именных партнеров Алексея Касаткина и партнера Алексея Новикова, которые вместе с еще двумя партнерами создали новую фирму с уголовной специализацией – Criminal Defense Firm. Ранее от Art de Lex отделилась часть команды антимонопольщиков, создав узкоспециализированную бутиковую фирму Kulik & Partners.

Часть юристов выбирают для перехода инхаус. Судя по количеству вакансий, размещаемых на фейсбуке в группе Legal Talents (крупнейшее рекрутинговое онлайн-сообщество для юристов в России), рынок труда сильно оживился во втором полугодии, говорит рекрутер Ольга Демидова. «Видимо, после первого локдауна работодатели поняли, что новая реальность никуда не денется, а работать кому-то нужно. В среднем публиковалось от 50 до 70 вакансий в месяц. В основном это были поиски юристов начального и среднего звена, чаще всего в консалтинге. Специализации – суды, банкротства, недвижимость, интеллектуальная собственность». 

Традиционными для кризиса оказались два формата вакансий. Во-первых, вакансии в сфере разрешения иностранных споров и сложных корпоративных реструктуризаций из-за пандемии и финансового кризиса. Во-вторых, конфиденциальные поиски директоров по правовым вопросам. 

Ольга Демидова, юридический рекрутер

Второй случай связан с ситуацией, когда нужно было оперативно найти замену сотруднику, который не справился с руководством своей юридической, комплаенс или GR-функцией в пандемийный период, говорит Демидова. Некоторые работодатели пользовались этой причиной для «чистки» команды от тех, к кому давно были претензии, но не было официального повода распрощаться, поясняет она.

Юристы тоже активно меняли компании. Так, перемены происходили в крупнейшем российском АБ ЕПАМ. В первой половине года компанию покинул партнер Дмитрий Дякин и еще несколько сотрудников, которые перешли в Рыбалкин, Горцунян и партнеры. Там открылась новая арбитражная практика. Во второй половине года из фирмы ушел партнер Андрей Воробьев (недвижимость и строительство). В ЕПАМ же пришел из Dentons известный адвокат по уголовным делам Константин Третьяков со своей командой (уголовно-правовая практика). Точечные переходы были и в других фирмах. Собрали их в таблицу: