Как оформить юридический документ красиво и понятно
Главная цель юридического дизайна (Legal Design) – донести правовую информацию так, чтобы читателям было просто и понятно. Это могут быть юристы: судьи, коллеги компании-контрагента, – а также неюристы: директора, менеджеры, клиенты розничных сервисов.
Юридический дизайн – это в первую очередь не форма выражения (таблицы, картинки и прочее), а забота о читателе. Сейчас об этом много говорят и пишут. Заботу о читателе продвигает, например, так называемый инфостиль: набор правил для авторов и редакторов любых текстов. В дизайне это называется «юзабилити». «Забота о потребителе – это главный тренд, и юристам от него никуда не деться», – констатирует Анна Нмези, дизайнер адвокатского бюро «Башилов, Носков и Партнеры».
В основе нового тренда – кажется, вечные и сами собой разумеющиеся принципы: излагать мысли четко и кратко, избегать ненужного канцелярита, писать только важное, не захламлять тексты словесным мусором и отступлениями. Последним юристы особенно грешат. Частая ошибка в процессуальных документах – избыточность информации и нагромождение бессмысленных юридических конструкций, говорит Глеб Крохмалюк, юрист LFCS Legal Support, преподаватель факультета права НИУ ВШЭ. В результате действительно ценные доводы размываются в обилии побочной информации.
Это верно не только для процессуальных документов, но и, например, для договоров, которые зачастую полны ненужных слов (ИП Иванов в лице ИП Иванова...). Они настолько затерты и повсеместны, что договор без них может показаться обывателю даже недостаточно профессиональным. Но юристы должны понимать: все эти слова-«обереги» не демонстрируют хорошую юридическую технику автора, это лишь нагромождение штампов.
Иллюстрация: Симплоер
Документы должны готовиться для людей. Потенциальному читателю должно быть легко понять смысл нормы (статьи договора) с первого раза. Если нужно перечитывать, значит, это провал автора.
Чтобы в документе было просто ориентироваться, его обязательно надо структурировать – использовать нумерацию, абзацы, списки, чек-листы. Российские юристы полюбили разное форматирование текста, но нередко злоупотребляют им. Об этом пишет в своем блоге известный юрист Роман Бевзенко.
«Первое, что обычно искренне поражает русского юриста, когда он сталкивается с документами, подготовленными его английскими, швейцарскими, голландскими или немецкими коллегами, – это аккуратность, если не сказать: изящность! – исходящих от них юридических документов, будь то меморандумы, процессуальные документы, судебные решения, – рассуждает Бевзенко. – Нумерация абзацев (для удобства ссылок), удобные межстрочные и межабзацные интервалы, разбивка на логические блоки, комфортный шрифт и прочее. Документ становится воздушным, его легко читать, он не навевает скуку».
Русские юристы пока освоили только дурную практику агрессивного использования курсивов, жирного шрифта и подчеркивания текста. Получается, честно говоря, какое-то деревенское барокко, тяжелое для глаза и трудное для понимания. Любой, кто видел исковое заявление, написанное русским адвокатом средней руки, меня поймет.
Это частая ошибка в оформлении, подтверждает Крохмалюк. Юристы хотят выделить какие-то аргументы, но не умеют сделать это правильно, а в результате получается презентация возможностей редактора Microsoft Word: курсив и полужирный, подчеркивания и цвета, различные начертания шрифтов – все идет в ход. Вряд ли это облегчит понимание: в оформлении лучше быть умеренным.
Еще один помощник в направлении Legal Design – графика. Ее задача тоже в том, чтобы облегчить усвоение сложной информации. Исследования показывают, что визуальную информацию мозг воспринимает и запоминает намного лучше: это следствие эволюции. Текстовое изложение производит на порядок меньший эффект.
По мнению управляющего партнера АБ «Башилов, Носков и Партнеры» Игоря Носкова, главная ошибка в Legal Design судебных документов – это вовсе не использовать его. «Наиболее выигрышно было бы предоставить информацию визуально, но юристы продолжают писать текст, хотя так сложнее донести информацию до суда», – отмечает Носков.
Legal Design для суда
Судебная система перегружена делами, особенно арбитражная в больших городах. В 2020 году в Арбитражном суде Москвы было рассмотрено 234 635 дел. Нагрузка на судью составила 266 дел в месяц, или почти 9 дел в день. Это едва ли не самый загруженный суд в России. В других судах ситуация лучше, но не намного. Судья суда общей юрисдикции в среднем рассматривает 46,6 дел или материалов в месяц, а судья арбитражного суда – 68 дел, показало исследование ВШЭ 2018 года. Больше половины судей перерабатывают в два раза.
В сжатом рабочем графике судьи арбитражных судов больше внимания уделяют подготовке к делу и изучению документов, а заседания обычно длятся недолго. В таких условиях Legal Design поможет акцентировать внимание судьи на основных аргументах. Само собой, это структурирование и выделение главного – в разумных пределах. Если выбросить второстепенное, это тоже поможет подчеркнуть главное. Если процессуальный документ большой по объему, пригодится оглавление. Части документа удобно называть по смыслу, например, в трех частях отзыва на исковое заявление вы заявляете и раскрываете три главных аргумента:
1. Прошел срок исковой давности.
2. Долга по поставке нет.
3. Расчет процентов неверный.
Повторять одни и те же мысли не стоит, но если текста много, может быть уместно кратко подытожить основные доводы в конце.
Можно добавить инфографику – нарисовать в графическом редакторе самостоятельно или доверить задачу профессиональному дизайнеру. В итоге основные доводы лучше воспринимаются и быстрее запоминаются, и в конце концов, документ приятно и даже интересно читать.
Иллюстрация: АБ «Башилов, Носков и партнеры»
Графики, таблицы, диаграммы уместны в большинстве процессуальных документов, поскольку там обычно рассчитываются денежные суммы и временные сроки, изучаются различные связи: корпоративные, семейные и прочие.
Сроки – например, сроки исковой давности, подачи объявлений, уведомлений, привлечения к ответственности – может быть удобно отображать на календаре или в виде различных таймлайнов.
Иллюстрация: АБ «Башилов, Носков и партнеры»Legal Design для партнера и клиента
Вместо того, чтобы выливать на клиента страницы юридического текста, можно сопроводить заключение инфографикой, саму консультацию выразить в форме презентации, а остаток текста с помощью редактора превратить в удобную для чтения статью. Часто у клиентов нет времени, квалификации или желания читать юридические заключения, написанные в стиле кассационной жалобы, говорит Крохмалюк. В пример он приводит отрывок из юридического заключения: «Мы не стали расписывать договорные последствия отправки запроса контрагенту, а представили все возможные варианты в виде майндмэпа (диаграммы связей)».
Иллюстрация: LFCS Legal Support
Дизайнерский подход пригодится и в договорах. «Бизнесмены, особенно в России, ценят устные договоренности, оставляя их оформление юристам, – делится Крохмалюк. – В результате ключевые лица бизнеса часто даже не читают договоры, которые подписывают, а подписав, отправляют их на полку, где они лежат до первого конфликта». С помощью приемов дизайна можно не только сделать договор понятным, но и «превратить его в живую инструкцию, сценарий, по которому будет проходить дальнейшее взаимодействие сторон», – продолжает Крохмалюк.
Даже простое структурирование с помощью таблиц, отступов и правильно подобранных шрифтов сделает условия понятнее. Спасибо юристу скажут не только собственники бизнеса, но менеджеры, бухгалтеры и другие сотрудники, которым придется обращаться к тексту договора.
Идея иллюстрации: Симплоер
Legal Design для потребителя
Если собственники и топ-менеджеры в России не читают договоры, едва ли этого стоит ждать от простого потребителя. И ладно, если это условия использования сервиса Google, – они неинтересны и юристам. Но многие люди не читают условия сделок, по которым они отправляют деньги. Часто компаниям все равно, изучают их договоры или нет (ведь незнание или нежелание узнать не освобождают от ответственности). А некоторым фирмам это даже на руку, если мелким шрифтом в документе они указывают невыгодные для заказчика условия.
Но часто добросовестной компании может быть выгодно разъяснить условия сделки так, чтобы человек точно прочитал и понял. Это пригодится, к примеру, если у клиентов возникают одни и те же вопросы или проблемы. Если объяснить условия заранее, то звонков и претензий в компанию станет меньше. Разработкой такого продукта для агрегатора авиаперелетов Clickavia сейчас занимаются юристы из LFCS Legal Support совместно с дизайнерами. Ниже – пример разъяснения условий оплаты.
Иллюстрация: LFCS Legal Support
Самые известные и часто встречающиеся образцы Legal Design – это памятки и разъяснения законодательства в магазинах, фитнес-клубах, больницах и т.п. Это может быть информация о правилах возврата товара или выдержка из договора добровольного медицинского страхования. Здесь часто встречаются схемы, списки, графики, а текста должно быть мало: это, по сути, формат объявления.
Есть еще такое направление юридического дизайна, как комиксы-контракты. Их придумал Роберт Де Рой, юрист из Южно-Африканской Республики. В 2014 году свой проект в виде договора-комикса Рой представил на конкурсе новаторских подходов в юриспруденции. А уже в 2016 году компания Indigo Fruit Farming, занимающаяся выращиванием плантаций и сбором урожая для продажи, стала использовать такие контракты в своей практике. В результате использования трудовых договоров с картинками Indigo Fruit Farming удалось сократить вводный инструктаж для новых сотрудников с 4 часов до 40 минут.
Иллюстрация: Creative Contracts
Примеру южноафриканского юриста последовали и другие.
А в 2018 году австралийская компания The Aurecon стала использовать иллюстрированные трудовые договоры. Это не только полезно, но и довольно мило, например, работодатель изображен в виде человечка с надписью «Это мы», а работник – другого человечка с подписью «Это вы». В виде картинок изображены условия работы, отдыха, выплаты зарплаты и так далее.
Но есть у договоров с картинками и существенные недостатки. О них на онлайн-конференции Distant & Digital поговорили Антон Пронин (директор по корпоративным программам акселерации кластера информационных технологий Фонда «Сколково»), Михаил Стеценко (старший юрист Deloitte Legal) и Мария Дорошенко (генеральный директор компании Legal Pics). Комикс-контракты и юридические документы с картинками допустимы не везде. Так, невозможно представить, чтобы человек, подписывающий договор о многомиллионной ипотеке, серьезно воспринял иллюстрированный документ. К тому же значительная часть юридического общества, а также непрофессиональные участники правовых отношений испытывают недоверие к иллюстрированным документам. Ведь они широко не используются, а у судов нет однозначной позиции по этому вопросу.
Советы дала дизайнер АБ «Башилов, Носков и партнеры» Анна Нмези.
«Рынок»: услуги и перспективы
Стоит ли юридической фирме нанимать дизайнера и предлагать услугу юридического дизайна клиентам? Об этом можно, по меньшей мере, задуматься. В бюро «Башилов, Носков и партнеры» доверители не обращаются за дизайном как за отдельной услугой, но узнав о такой возможности, соглашаются использовать его в судебных спорах, рассказывает Носков. «Это очень хороший показатель для нас», – говорит он. По его словам, судебным юристам очевидно, что дизайн полезен, поскольку они понимают, как работает суд и какие могут быть трудности в процессе. В целом в России, по наблюдениям Носкова, направление не очень развито, хотя оно очень перспективное.
В это же время за рубежом уже размещают вакансии legal designer, обращает внимание Крохмалюк. Возможно, тенденция будущего – в том, что профессиональныхе дизайнеры будут пополнять юридические команды. «Так, международные юридические фирмы уже давно держат в штате профессионалов по созданию презентаций», – делится Крохмалюк. Да и в целом, по его наблюдениям, команды со смешанными компетенциями показывают гораздо лучшие результаты по сравнению с чисто юридическими.
В любом случае, даже если вы не хотите нанимать дизайнера или идти на курсы инфографики, можно справиться стандартными офисными инструментами.
Авторы: Виктория Яшина, Евгения Ефименко.