International
16 апреля 2021, 9:23

Нервный, злобный и смущенный: как судьи оценивают свидетелей

В Канаде судьям официально позволяют определять достоверность показаний свидетелей в том числе по их невербальному поведению. В первой инстанции могут брать в расчет «паузы в ответах, смену выражения лица, злой, смущенный или озабоченный вид». Апелляция обычно даже не вправе это пересматривать. Но научный сотрудник университета Монреаля Венсан Дено (Vincent Denault) считает, что у судей слишком много предрассудков, чтобы правильно оценивать невербальные сигналы.

Паузы в ответах, движения тела, уклончивые или злые взгляды, смущение, тревога – выражения лиц свидетелей важны в суде. Доверие к словам свидетелей может зависеть от их невербального поведения.

Послания передаются не только через слова, но и другими способами, например, через мимику или жесты. Множество других факторов (внешний вид, дистанция между людьми, прикосновения) тоже имеют значение. О роли невербальной коммуникации писало немало ученых по всему миру. С 1960-х годов насчитываются тысячи отрецензированных статей на эту тему.

Как указывает Верховный суд Канады, вопрос надежности [достоверности] показаний затрагивает большинство процессов и в самом широком варианте порой приводит к решению о виновности или невиновности. В отсутствие других доказательств, таких как видео, фото и документы, судье приходится решать, чьей информации дать больше или меньше веса. Это решение порой зависит и от правдивости слов того или иного свидетеля.

Но как определить эту достоверность? Невербальное поведение иногда играет здесь важнейшую роль.

Судьи учитывают невербальные сигналы

Верховный суд Канады разрешил судьям первой инстанции брать в расчет «заметные паузы в ответах, смену выражения лица, злой, смущенный или озабоченный вид». Судья учитывает мимику или жесты свидетеля, иными словами, они могут существенно повлиять на оценку правдивости показаний.

Более того, согласно разъяснениям ВС, «апелляционному суду не следует вмешиваться в подобную оценку, если речь не идет об исключительных ситуациях», в частности, потому, что апелляция не видит и не слышит свидетелей.

На практике учет невербального поведения свидетелей в первой инстанции вызывает вопросы. Например, как писал автор этого текста в 2015 году, «внимание, которое этому уделяют ответственные лица, недостаточно связано или вообще не связано с научно подтвержденным и признанным знанием».

Вдобавок к этому в различных исследованиях из рецензируемых журналов пишут об ошибочных взглядах, которые присущи не только населению в целом, но и профессионалам в области права, таким как полицейские, прокуроры и судьи. К примеру, если человек отводит взгляд, это обычно ассоциируется с ложью. Тем не менее ни это, ни любое другое невербальное поведение не может точно указывать на то, что свидетель говорит неправду.

Но судья бывает искренне убежден: тот, кто избегает смотреть в глаза, – нечестный. А тот, кто смотрит прямо, – обязательно искренний. В итоге честного человека безосновательно принимают за лжеца и наоборот.

Хуже того, если поведение, которое ошибочно считают подозрительным, будет в начале процесса и исказит оценку доказательств, которые предоставят в дальнейшем, со всеми серьезными последствиями. Еще одно заблуждение судей – что по мимике получится определить, раскаивается ли человек. Как указывает заслуженный доктор юридических наук Сьюзан А. Бэндс [Susan A. Bandes], «пока не доказано, что чувство сожаления можно оценить по выражению лица, языку тела или другому невербальному поведению».

Первое впечатление оставляет свой отпечаток

Учет невербального поведения судом вызывает вопросы, но это не единственное место, где свобода или жизнь человека порой зависят от мимики или жестов.

Например, в ходе расследования, в самом начале процесса, который может привести к суду, некоторые техники допроса идут вопреки науке по пути оценки невербальной коммуникации и определения лжи.

Метод опроса, основанный на анализе поведения (Behaviour Analysis Interview (BAI) method), – это первый шаг процедуры, известной как техника Рейда. Как говорят те, кто ее продвигает, это позволяет определить, когда подозреваемый лжет, а когда говорит правду, в частности, исходя из его реакций на определенные вопросы. На втором этапе процедуры подозреваемого уже могут подвергнуть допросу с психологическим принуждением с целью получить признание. В книге, которая ссылается на BAI, движения рук и позиция тела перечислены среди невербального поведения, которое указывает на ложь. 

Тем не менее наука стоит на своем. Как пишет заслуженный профессор психологии Джинни Харриган (Jinni A. Harrigan), «в отличие от некоторых выражений лица, есть очень мало движений тела, которые можно расценить однозначно, если они вообще есть».

Но если следователь ошибочно решит, что обвинения имеют под собой основание, он может тоже по ошибке перейти ко второму этапу техники Рейда. В итоге даже невиновный рискует попасть на психологически тяжелый допрос, который склонит слабого человека к ложному оговору.

К счастью, несколько ученых изучили техники опросов и допросов и несколько профессиональных инициатив оказались воплощены в доказательных практиках, например, дорогостоящем научном исследовании допросов задержанных.

Назад в Средние века

Ситуация с судебными допросами другая – они не так хорошо исследованы учеными, как следственные. Неудивительно, что иногда субъективная оценка достоверности показаний имеет с наукой не больше общего, чем в Средние века, когда суды были основаны на духовных или религиозных верованиях. В Средневековье, например, вину человека могли определять по тому, как заживала его рука после прижигания раскаленным докрасна металлом.

Сейчас нервозность и нерешительность иногда ассоциируются с враньем, хотя те, кто говорит правду, тоже могут быть нервными и нерешительными. Раскаленная краснота металла кажется страшнее, но и последствия заблуждений о невербальном поведении свидетелей тоже бывают значительными, независимо от категории дела – уголовного, гражданского, семейного.

Действительно, как напоминает американский профессор психологии Маркус Боккачини (Marcus T. Boccaccini), «показания свидетелей – это часто самая важная часть судебного разбирательства». Настало время уделить им надлежащее внимание и в обязательных университетских программах.

Перевод статьи Furtive looks, nervousness, hesitation: How nonverbal communication influences the justice system.