Юррынок
2 июня 2021, 9:21

Шесть вопросов для тех, кто хочет свою юрфирму

Уйти из найма и стать самому себе начальником – заветная мечта многих работников, и юристы не исключение. Одних эта идея смущает и пугает, другие просто не знают, с чего начать. Автор американского издания ABA Journal Виктор Ли узнал у юристов и других экспертов юридического рынка США, о чем надо помнить, открывая свой бизнес. Мы частично перевели статью и добавили мнения профессионалов из России. Они рассказали, кому стоит попробовать уйти в свободное плавание, обязательно ли арендовать офис и как нанять работников в новую фирму с ограниченным бюджетом.

Мнения американских юристов взяты из статьи 50 startup tips to get your practice off the ground.

1
Надо ли вам это вообще?

Вы стрессоустойчивы? Вам нравятся бизнес-аспекты работы юрфирмы, помимо права, такие как руководство, управление, финансы, продажи, маркетинг? Хватает ли вам денег и выносливости? Если на эти вопросы вы отвечаете «да», то, может, вам стоит открыть свою практику – Гуи Цалакис, AttorneySync.

Если мысль вас донимает, и вам так и хочется пуститься в свободное плавание – дерзайте. Если вы уже серьезно обдумываете эту перспективу, стоит попробовать. Те, кому этого не хочется или кому это не понравится, не обдумывают – Меган Савьер, Zavieh Law.

Если вы любите работать по заданным схемам и правилам, это говорит о том, что вам не понравится управлять своей фирмой. А если вы – как и я - обожаете придумывать свои схемы и правила, вам могут понравиться взлеты и падения в собственном бизнесе – Инти Мартинез-Алеман, Ceiba Fôrte Law Firm.

«Есть ли у меня клиенты и команда единомышленников, которые пойдут за мной? Есть ли у меня ресурсы на администрирование и финансирование своей деятельности, чтобы не обмануть ожидания клиентов и команды?» На эти вопросы должен ответить любой профессионал. Он обязан уметь «склеивать» команду, которая стремится разбежаться. Должен уметь работать 24/7 и быть способным закрыть все дыры в управлении и производстве – без «мое–не мое, буду–не буду» – Евгений Шестаков, управляющий партнер Intellect.

2
Нужен ли офис?

Мне кажется, что надо смотреть с точки зрения клиентов. Например, как им удобно с вами общаться, заполнять/подписывать документы, платить? Очевидно, что ответы будут разные, поэтому приготовьтесь дать клиентам выбор. А если ваша маркетинговая стратегия во многом рассчитана на набор клиентов, пользующихся местным поиском (например, картами в телефоне), это само по себе может быть достаточной причиной арендовать офис – Гуи Цалакис.

Возможности удаленной работы стали лучше. Как минимум вам нужен юридический адрес, куда можно отправить письма. Плюс к тому понадобится место, где можно физически встретиться с клиентами и не только. Если работать из дома сложно, нужен офис, где вас не побеспокоят. Многие юрфирмы «ужались» в размерах, и у них есть рецепция и доступ к офисной технике – Джим Каллоуэй, глава программы помощи в управлении Ассоциации юристов Оклахомы.

Знаю успешные фирмы без офиса вообще, например, «Чернышов, Лукоянов и партнеры». Возможно, это будущее для многих. Кому-то, конечно, нужно помещение в самом представительном бизнес-центре (к примеру, международным фирмам с огромным числом глобальных клиентов). А так офис – это больше для комфорта сотрудников, фирмы ведь конкурируют и на рынке талантов – партнер юрфирмы «Савельев, Батанов и партнеры» Сергей Савельев.

Опыт удаленной работы нашей команды в период локдауна в 2020 году показал, что нам офис нужен. Там создается рабочая атмосфера и чувствуется движение вперед. Если долго обходиться без него, снижается мотивация и продуктивность, нет живого общения – важного источника энергии. Хотя, надо сказать, что я сам часто люблю поработать утром из дома, а в офис прихожу уже после, для менее напряженных дел – Роман Пирогов, управляющий партнер Nasonov, Pirogov & Partners.

Если вы собираетесь стать частнопрактикующим юристом, то некоторое время без офиса можно обходиться (если нет команды, клиенты приходят только через сарафанное радио и так далее). С появлением команды у офиса появляется другой смысл – профессиональное общение, которое хорошо сказывается на работе. Остановите выбор на месте, куда удобно добираться и клиентам, и коллегам. Не надо выбирать и крайности: исключительно красивый офис в промзоне или ужасное помещение в самом центре – Семен Кирьяк, партнер юрфирмы «Кирьяк и партнеры».

3
Как определиться с размером фирмы?

Размер практики будет зависеть от области, в которой вы хотите специализироваться. Оцените, насколько популярны эти услуги там, где вы хотите работать. Возьмите в расчет, хотите ли взять несколько «дорогостоящих» клиентов или больше клиентов с более низкими ценами на услуги. Может, вам и не понадобится большой штат – Джек Ньютон, CEO и сооснователь, Clio.

Для кабинетов или маленьких фирм разрастаться – необязательно нанимать новых юристов. Зачастую виртуальные ассистенты и юристы-внештатники – это лучшая альтернатива. Они пригодятся для тех времен, когда работы много и от них можно отказаться в худшие времена – Джим Коллоуэй.

Мы всегда принимаем решение об увеличении количества сотрудников, когда это позволяет доход от абонентского обслуживания клиентов. Если брать человека ради роста, когда этого еще не позволяет постоянный поток работы, то он начинает работать не на прибыль, а на свою зарплату – Семен Кирьяк.

На первоначальном этапе важно сформировать ядро фирмы. Это может быть один человек, но который будет разделять ценности партнеров, видеть возможность развиваться. Он поможет разгрузить партнера или партнеров, высвободив их время для развития фирмы – Роман Пирогов.

4
Как продвигать себя экономно?

Многие юристы, которые запускают свои фирмы, забывают об очевидном – уже существующих связях! Соберите контакты, которые у вас есть, и оповестите всех о своем открытии. Вы можете не получить столько просмотров, как при первом объявлении, так что не упускайте эту возможность – Джаред Коррейа, CEO Red Cave Consulting.

86% потребителей начинают с Google, когда ищут юриста онлайн, говорится в одном из исследований. Юристы, которые знают, как люди пользуются поисковиками, могут получить заметное внимание и новых клиентов – Джек Ньютон.

Ваше уникальное предложение – это ваша история. Это то, что отличает вас от юриста на соседней улице. Когда вы формируете маркетинговую стратегию или пишете биографию, возьмите еще десять текстов своих конкурентов, удалите имена, дайте посмотреть близкому человеку и попросите выбрать, где написано про вас. Если он не сможет легко угадать, то вы еще не нашли свою уникальную историю – Билли Тарашо, Modern Law.

Эффективный маркетинг начинается с бюджета. Он должен включать время и деньги. Если у вас мало денег, будьте готовы тратить больше времени. Но даже если денег много, все равно будьте готовы тратить время на маркетинг. Ведь юрбизнес – это по-прежнему во многом про человеческие отношения и репутацию – Гуи Цалакис.

Действительно, подход «человек к человеку» решает, даже если это B2B. И что я еще понял за четыре года существования своей фирмы: видимо, каждый должен слить бюджет на неэффективный маркетинг, чтобы понять, что нужно, а что нет – Роман Пирогов.

Маркетинг ценен тогда, когда он постоянен. Вложить много денег в один инструмент, а потом год не делать ничего – это неправильно. Поэтому я советую таким же молодым юристам-предпринимателям использовать партизанский маркетинг – бесплатные или почти бесплатные способы продвижения (получать рекомендации от клиентов–лидеров мнений, писать блоги, предлагать инфоповоды СМИ, использовать коллаборации и кросс-продажи) – Семен Кирьяк.

5
Как конкурировать за кадры с более известными работодателями?

Талантливые сотрудники с легкостью пойдут в начинающую фирму, если им предложить нечто отличающееся от предложений состоявшихся фирм, к примеру, другой формат работы (это может быть не традиционная фирма, а некая платформа), иной уровень вовлеченности в проектную работу – партнер юрфирмы «Савельев, Батанов и партнеры» Сергей Савельев.

Конкурировать за кадры с громкими брендами, у которых больше денег, сложно. Поэтому мы используем нематериальные стимулы: возможности быстрого роста, более интересные задачи на начальном этапе, дружественную атмосферу и, как бы странно это для юрбиза ни звучало, атмосферу стартапа. У нас многие вопросы управления проектами и фирмой в целом обсуждаются совместно, младшие коллеги понимают мотивацию партнеров при принятии управленческих решений – Семен Кирьяк.

У нас всегда хорошо складывались отношения с лучшими студентами последних курсов. Они смотрят в будущее с энтузиазмом и романтикой, продолжают профессионально расти с нами – это очень сильный драйвер. Мы всегда честны на собеседованиях: у человека должна быть возможность отказаться, если ему что-то не подходит – Роман Пирогов. 

6
К чему надо быть готовым?

Работать самостоятельно – это как американские горки из эмоций. Один день потрясающий, второй ужасный. Иногда эти чувства следуют друг за другом в пределах часа. Скоро у вас появится опыт, и вы сможете лучше управлять эмоциями. Я, к примеру, работаю уже семь лет. И когда наступает четверг, а у меня нет новых клиентов, накатывает тревога. Я начинаю думать, что бы мне еще сделать в плане маркетинга – Стэнли Тейт.

Начать свою практику – большой шаг. У вас будут неудачи, к которым надо быть готовым. Пока вы не знаете, какие именно, все же можно подстелить соломки: узнать, как вы можете перезагрузиться и что вам поможет в грустное время, а еще – иметь партнера, который вас подстрахует – Меган Савьер. 

Для меня неожиданностью стало выгорание на фоне очень насыщенного событиями старта. Здесь важно бороться со стрессом и уметь балансировать между делом и личными потребностями – Роман Пирогов.

Трудиться придется больше, чем в найме. Свой бизнес в сфере профессиональных услуг – это круглосуточная работа. Если вы не пишете документ или не идете в суд, то вы думаете о маркетинге, продвижении, управлении командой и так далее. Это подходит лишь некоторым – Семен Кирьяк.