Жизнь юриста
30 июля 2021, 9:03

Оптимист или пессимист: кем лучше быть юристу

Как показывают исследования, при прочих равных условиях оптимисты большего добиваются в профессии. Но когда речь идет о юриспруденции, верно обратное, считают несколько зарубежных специалистов. Ведь суть профессии юриста – это предвидеть негативные сценарии и защищать от них клиента. Российские юристы, наоборот, предпочитают оптимизм. Но они вкладывают в него другое значение: не чрезмерная уверенность в себе, а воля к борьбе и упорство в отстаивании выбранной позиции.

Мартин Селигман из Университета Пенсильвании, который изучает позитивную психологию, утверждает: если взять двух одинаково одаренных людей, оптимиста и пессимиста, – оптимист добьется большего.

Но если эти люди – юристы, все наоборот. Селигман опросил студентов юрфака Университета Вирджинии и обнаружил, что пессимисты учатся лучше и с большей вероятностью пройдут все испытания и получат лучшие предложения о работе.

В юриспруденции пессимист – значит благоразумный. 

Мартин Селигман

А как пишет юрист Кейт Ли в своем блоге,  для хорошей карьеры нужен «стержень» и нацеленность на развитие, а не способность слепо следовать за мечтой. «Оптимизм может внушить чрезмерную уверенность в своей позиции. Вы не узнаете, какие факты могут ей противоречить, и будете избегать изучения всех аспектов дела. А в юриспруденции это все не ценится и не приветствуется».

Пессимизм как преимущество

Юрист Дженнифер Уоррен, которая сейчас работает на юридическом факультете Университета Оклахомы, говорит, что «защитный пессимизм» сподвиг ее усерднее заниматься, когда она еще училась.

«Там, где уверенный в себе оптимист может не видеть необходимости что-то выучить, более пессимистичный студент может иметь больше мотивации тщательно подготовиться, потому что они видят, что это единственный путь достичь своей цели», – отмечает Уоррен. По ее мнению, пессимизм также помогает по-настоящему ценить представленные возможности и достижения, потому что пессимист не будет ждать, что где-то выиграет или одержит верх.

Колумнист Джейн Риардон  в своей статье цитирует мнение, что «различные негативные эмоции, такие, как гнев, цинизм и фрустрация, играют важную роль в работе юриста. Эти чувства укрепляют и помогают эффективно работать и защищать интересы доверителей».

«Юристы должны предвидеть худшие варианты развития событий и предпринимать действия, чтобы снизить риски для клиентов, – продолжает Риардон. – Философия «полупустого стакана» может выгодно выделить юриста среди коллег. Им как раз и платят за их скептическое отношение».

Защитный пессимизм как стратегия

Исследователи предположили, что защитный пессимизм помогает неспокойным людям управлять своей тревожностью, пишет Фьюша Сиройс из Университета Шеффилда. Главное в таком подходе – это занизить ожидания от результата какого-то действия или ситуации. А затем представить, что именно может пойти не так. Это дает возможность составить план: какие действия надо предпринять, чтобы это плохое не случилось», – пишет Сиройс.

Защитный пессимизм помогает и в работе, считает она и цитирует исследование о плохом настроении. Пессимистам дали решить словесные загадки. Когда они были в хорошем настроении, результат был так себе. Но когда их настроили на плохое – то есть попросили представить, как плохо они могут справиться – они сделали задание гораздо лучше.

Профессор Селигман описал пессимизм и как отличный инструмент адаптации практикующего юриста, и как один из факторов, которые способны его деморализовать. Поэтому тут надо найти баланс – пользоваться пессимизмом для достижения целей, но не давать ему утянуть себя на мрачное дно.

Вольный перевод статьи Is it best to hire a pessimistic lawyer?

О пессимизме и оптимизме российских юристов

Адвокат Елизавета Насртдинова из МКА Князев и партнеры согласна с зарубежными коллегами: «Я убеждена, что юристы по своей природе пессимисты. В этом и заключается наша работа – наперед думать о плохом и предупреждать своих клиентов о последствиях, к которым могут привести их действия. Если наши прогнозы не сбываются – мы рады. Если сбылись – ничего нового, мы же предупреждали».

По ее словам, ведя дело в суде, юристы всегда готовятся к худшему, «пессимизм судебников можно умножать на 10».

В то же время, есть такая вещь, как «юридическая удача», говорит Насртдинова.

Ты уже чуть ли не клиенту говоришь «ну мы тут 100% проиграем» и планируешь уходить из профессии. И тут какое-то новое обстоятельство или оппонент ошибается, или посещает озарение – неважно, что, главное – что решение выносят в вашу пользу. Это та самая «юридическая удача».

Елизавета Насртдинова, МКА «Князев и партнеры»

Право.ru опросило нескольких юристов, пессимисты они или оптимисты, и к какой категории, в основном, относятся их коллеги. Большинство оказалось оптимистами, окруженными оптимистами. Только советник МКА Муранов, Черняков и партнеры Ольга Бенедская, оптимист, сказала, что ее коллеги в основном пессимисты. А вот Павел Желновод, руководитель судебной практики Mikhailov, разделяет свои «ипостаси»: «Как человек я оптимист, но как практикующий адвокат – где-то посередине».

Правоприменительная практика в России иногда оставляет желать лучшего, особенно в уголовном праве: обвинительный уклон, низкое число оправдательных приговоров и так далее. «От уныния в голове будет только уныние в делах, – говорит Павел Желновод, руководитель судебной практики Mikhailov. – Поэтому я ушел из уголовной ниши и специализируюсь на арбитражных спорах». 

Но многие адвокаты выбрали другой подход, они не теряют оптимизма. «Большинство коллег, которых я знаю, безусловно, испытывают давление и определенную усталость от сложившейся ситуации», – признает Яков Гаджиев КА Юков и партнеры. Но те, кто фанатично верит в свою позицию и имеет терпение ее долго доказывать, добиваются результата, отмечает Гаджиев.

Я считаю, что без веры в успех невозможно оказывать юридическую помощь.

Александр Гурин из МКА «Талион»

Гурин убежден, что печальное состояние правоприменительной практики по уголовным делам в России должно возбуждать не пессимизм, а, наоборот, желание борьбы и поиска новых возможностей защиты интересов своего доверителя или подзащитного.

Поток новостей о непроработанных законах, постоянные изменения в судебной практике по различным вопросам, коррупция – это все, что ежедневно влияет на юриста, перечисляет Семен Кирьяк из юрфирмы «Кирьяк и партнеры».  «Если нет понимания – зачем я развиваю юридическую практику, какое позитивное воздействие это окажет, не ценить «малые дела», то пессимист в профессии долго не задержится», – заключает Кирьяк.