Morgan Stanley загоняет юристов в офисы: реакция и комментарии
Финансовый холдинг Morgan Stanley сообщил юрфирмам, с которыми работает, что «ожидает полного возвращения их сотрудников в офисы в ближайшее время». По мнению компании, удаленная работа может снизить их эффективность. Позиция крупного клиента может помочь западным юрфирмам вернуть сотрудников на рабочие места – пока они вынуждены разрешать хоть бы частичную «удаленку», чтобы не потерять партнеров. Тем временем российские юридические компании в большинстве уже вернулись в офисы, рассказали опрошенные Право.ru эксперты. При этом многие российские юристы считают, что удаленная работа не обязательно снижает качество услуг, но в коллективе работать веселее.
«Возвращайтесь в офисы»
Глава юридического отдела Morgan Stanley Эрик Гроссман потребовал, чтобы юрфирмы, с которыми сотрудничает компания, вернулись с «удаленки». В письме, с которым ознакомился портал Law.com, Гроссман беспокоится, что юридические компании не спешат отказаться от удаленной работы и даже заявляют о возможном переводе значительной части своих функций в удаленный режим.
Но представитель Morgan Stanley против этого. Он признал, что в ходе пандемии юристы достигли замечательных результатов в режиме удаленной работы, но убежден, что со временем этот потенциал будет снижаться. Фирмы, которые первыми вернутся к традиционному офисному формату, получат преимущество и продемонстрируют более впечатляющие результаты, чем их коллеги на «удаленке», говорится в письме.
Кроме того, Morgan Stanley не планирует проводить важные встречи по Zoom, подчеркнул Гроссман. Сотрудники самой компании в абсолютном большинстве уже вернулись в офисы, и стало очевидно, что «гибридные» встречи, на которых часть участников присутствует только виртуально, проблематичны. «Хотя мы используем преимущества некоторых из инноваций, которые вошли в обиход за прошедший год с небольшим, я уверен, что личные встречи наиболее продуктивны», – заявил Гроссман. Он также опасается, что удаленный формат работы угрожает ценностям юридической профессии и даже способен ее погубить, если растянется надолго.
В тот же день глава Morgan Stanley Джеймс Горман заявил, что ожидает возвращения в офисы и собственных юристов компании. Он вспомнил, что на него самого как профессионала оказали огромное влияние атмосфера на рабочем месте и общение с опытными коллегами.
Юристы не рады возвращению в офисы
Опрошенные Law.com представители рынка отметили, что сейчас юридические фирмы ищут баланс между требованиями нанимателей и пожеланиями сотрудников. Письмо такого крупного клиента, как Morgan Stanley, даст руководству фирм дополнительные аргументы за возврат в офис. Компания работает с десятками юрфирм, включая крупнейшие в США.
Одна из них – Greenberg Traurig. Ее юристы уже возвращаются в офисы. Ричард Розенбаум, исполнительный председатель Greenberg Traurig, заявил Bloomberg Law, что в компании получили письмо Гроссмана и глубоко ценят длительное сотрудничество с Morgan Stanley и другими клиентами, у которых такая же позиция. Как отметил Розенбаум, главные ценности фирмы – доверие, работа в команде, образование, уважение, личные отношения и клиентский сервис.
Большинство из нас понимают, что наилучшим образом реализовать ценности фирмы мы можем вместе и в личном общении, насколько это возможно.
Глава юридического отдела Greenberg Traurig Мартин Кауфман стал одним из авторов рекомендаций по возвращению в офисы, которые выпустила Ассоциация адвокатов штата Нью-Йорк в мае. Тогда карантинные меры еще не позволяли большинству юрфирм в штате работать в традиционном формате. Даже после открытия офисов рабочая группа с участием Кауфмана рекомендовала ограничить личные встречи «по крайней мере, на определенное время».
Но разнарядка возвращаться в офисы может столкнуться с сопротивлением сотрудников. Практика показала, что работники могут уйти из-за слишком жестких требований. Так, в мае фирма Paul Hastings заявила о намерении вернуться к полностью офисной работе, но месяц спустя указания по этому вопросу стали гораздо более мягкими. По данным Law.com, в этот период юристы Paul Hastings значительно чаще искали новые места работы.
Поэтому работодатели вынуждены идти на компромиссы. Многие компании остановились на требовании проводить в офисе хоть бы три рабочих дня в неделю.
...А другие рады
Большинство опрошенных Право.ru российских юристов рассказали, что давно вернулись к постоянной работе в офисе. Многие фирмы переходили на «удаленку» только в период максимально жестких ограничений во время первой волны коронавируса прошлой весной.
Так, фирма Дювернуа Лигал одной из первых в Санкт-Петербурге вернулась к офисной работе сразу же после завершения локдауна. «В коллективе работать всё-таки веселее», – объясняет партнер фирмы Александр Арбузов. АБ Яблоков и партнеры вообще не переходило на «удаленку», рассказал его управляющий партнер Вячеслав Яблоков. Бюро взяло «тайм-аут» на время локдауна, а уже в мае прошлого года вернулось к полноценной работе в традиционном формате. Партнер INTELLECT Максим Лабзин также сообщил, что фирма уже около года назад вернулась к офисной работе: так проще обеспечить взаимодействие между членами команды.
А главное, личное общение поддерживает нужный психоэмоциональный фон.
Бюро Григорьев и партнеры также вернулось к обычной офисной работе в июле прошлого года и не планирует переходить на «удаленку», если этого не потребуют власти, рассказала партнер бюро Дарья Борисова. Однажды постановление Правительства потребовало перевести не менее 30% сотрудников на удаленную работу. Но даже тогда эти изменения коснулись преимущественно помощников юристов, младших юристов и бухгалтерию. Никто не хотел переходить на «удаленку» добровольно, подчеркнула Борисова. Сотрудники «первого эшелона» продолжали работать из офиса.
GRATA International предложила сотрудникам после окончания локдауна «действовать по собственному убеждению», поделилась партнер фирмы Александра Левенкова. И уже к июню 2020-го практически все вернулись в офис. «На рабочем месте классно, да и текущие вопросы гораздо быстрее решаются лично», – говорит Левенкова.
COVID-19 придал гибкости
Иные фирмы не разделяют опасений главы юротдела Morgan Stanley и разрешают юристам трудиться удаленно. Так, сотрудники юрфирмы Вестсайд при необходимости или по желанию могут работать удаленно, чего до коронавируса не было, рассказала партнер Наталья Водолагина. При этом в целом юрфирма вернулась к офисной работе. Несколько сотрудников Дювернуа Лигал тоже предпочли работать удаленно, сообщил Арбузов. Руководство не против, так как все необходимые технические возможности для такой работы есть.
Партнер TAXOLOGY Алексей Артюх рассказал, что в фирме нет жесткого деления на работу в офисе и «удаленку», действует гибкий график. Сотрудники могут работать из дома один-два дня в неделю по желанию. Лишь младший персонал просят больше времени проводить в офисе – ведь это еще и обучающая среда.
Управляющий партнер BMS Law Firm Алексей Матюхов отметил, что пандемия выявила разные типы сотрудников. Некоторые дистанционно работают не хуже, и им нужно только обеспечить для этого технические условия, а другим для эффективной работы требуется присутствовать на рабочем месте. Сейчас половина сотрудников фирмы работает удаленно, а остальные – в офисе, который стал поменьше.
В Petrol Chilikov с мая прошлого года действует свободный режим посещения офиса, рассказала партнер фирмы Олеся Петроль. По ее словам, это не повлияло ни на продуктивность, ни на качество работы. Предполагаемые недостатки «удаленки» при хорошем коллективе не играют особой роли, говорит Петроль.
С ней согласен Владимир Шалаев, партнер ООО «Правовая группа». По его мнению, офисная работа для многих опытных юристов стала пережитком прошлого. В офисе должна быть команда обеспечивающих специалистов, но остальным сотрудникам нет нужды туда ходить, если нет встреч и совещаний. «Правда, я иногда приезжаю в офис, когда там никого нет, для работы с документами», – признается Шалаев.
Клиенты все-таки любят онлайн-встречи
Пандемия и «удаленка» многое изменили во взаимодействии с клиентами. Стало намного меньше личных встреч, а серьезные обсуждения сместились в мессенджеры и веб-конференции, говорит Алексей Артюх.
Онлайн – это не всегда удобный формат, но экономит кучу времени, если нужно оперативно обсудить текущие рабочие моменты.
Если до пандемии в 95% случаев общение с клиентами подразумевало встречи в офисе, то сейчас в половине случаев оно проходит онлайн, рассказала Борисова. Причем не столько из-за угрозы коронавируса, сколько потому, что это удобно, как убедились клиенты за время пандемии. Менеджеры среднего звена активно используют и любят мессенджеры, а вот руководители высшего звена все еще предпочитают встречаться лично, уточняет Борисова. Наметилась тенденция ставить задачи юристам через голосовые сообщения, хотя пока это редкость.
В GRATA International с приходом пандемии тоже стали гораздо чаще пользоваться инструментами для удаленной работы, в том числе с клиентами, отмечает Левенкова.
Артем Чекотков, адвокат МКА Князев и партнеры, отметил, что востребованность дистанционного формата зависит и от специализации фирмы. Обсуждать удаленно уголовные дела мало кто решится – как из адвокатов, так и из их доверителей. Поэтому коллегия не уходила на «удаленку» полностью, а большинство встреч все еще проходило в офисе.
Юристы подчеркивают, что соблюдают самые строгие меры безопасности в том, что касается офисной работы. Например, около 80% сотрудников Вестсайд уже вакцинировались от коронавируса, поделилась Наталья Водолагина. Большинство работников Petrol Chilikov тоже уже получили прививку.