Legal tech
13 октября 2021, 9:51

«Нулевое доверие», роботы-секретари и другие тренды LegalTech

Эксперты указывают на новые актуальные технологии: от алгоритмов для быстрого отбора релевантных кейсов и централизации финансовых операций, которая задает новые стандарты ценообразования, до программ, заменяющих переводчиков и стенографистов, и «облаков», к конфиденциальным данным в которых не смогут получить доступ даже их администраторы.

Пандемия коронавируса подтолкнула развитие LegalTech. Юридические фирмы, даже традиционно консервативные западные гиганты, были вынуждены принять новые правила игры и включить больше современных технологий в свою повседневную работу. Пока COVID-19 отступает, а бизнес, в том числе адвокатский, возвращается к нормальной работе, эксперты указывают на следующие шаги, которые предстоит предпринять юристам, не желающим оказаться в хвосте прогресса.

Активное обучение

Согласно опросу, который проводили в 2019-м в США ALM Intelligence and LexisNexis , 92% адвокатов планировали расширить применение аналитических методик в своей практике в течение следующего года. Применение искусственного интеллекта позволяет ускорить и удешевить работу с большими массивами данных.

В сфере литигации востребовано такое направление ИИ, как активное обучение (continuous active learning, CAL): алгоритмы отбирают данные для их дальнейшей сортировки, в процессе обучаясь делать это более эффективно. В отличие от ранних образцов предиктивного кодирования (predictive coding), которые требовали тщательного отбора первоначальных материалов с участием человека, чтобы машина обучилась корректной сортировке, CAL может совершенствовать распознавание прямо в процессе работы, ориентируясь на обратную связь оператора и новые массивы данных. LegalTech News указывает на несколько сфер применения для такой технологии.

Использование CAL позволяет быстро и эффективно проанализировать большой объем данных при подготовке к сложному делу. Это намного лучше простого поиска, так как алгоритм способен учитывать контекст и выдавать только релевантные результаты. Таким образом можно не только быстро подготовиться к делу, но и заранее оценить объем работы и соответствующие затраты.Алгоритм также позволяет определить источники, наиболее полезные для того или иного дела, и отсечь те, от которых, скорее всего, не будет отдачи. Для этого они анализируют речевые паттерны, метаданные и информацию о предыдущих поисках. Кроме того, аналитика предшествующих дел позволит не «изобретать колесо» заново, а вместо этого обращаться к уже успешно использованным данным в аналогичных случаях.Аналитические программы также способны отсеять приоритетные электронные документы и документацию, которая содержит персональную информацию клиента. Это позволит более быстро отбирать файлы, к которым можно открыть доступ третьим лицам и обеспечить дополнительную защиту чувствительной информации, которая иногда теряется в незначительных, на первый взгляд, документах.

Электронный биллинг

Bloomberg Law указывает на пользу от электронного биллинга при работе с внешними юрконсультантами.  Данные о счетах и оплаченных работах собираются в одном месте. Это позволяет компании-заказчику проанализировать затраты и выстроить более эффективную стратегию. Например, можно соотнести затраты в пересчете на человекочасы, которые стороннее юридическое бюро тратит на определенную задачу. Если они сопоставимы со временем, которое понадобилось бы штатному сотруднику, то использовать собственный юридический отдел эффективнее, ведь ему не придется тратить время на знакомство с делами нового клиента.

Анализ дополнительных расходов юрфирмы, ее маржинальности и сравнение стоимости ее услуг со среднерыночными ценами позволяют в автоматическом режиме сформировать альтернативное предложение, которое будет выгодно обеим сторонам. Майк Хейвен, глава юротдела Intel Corp., отметил, что юридическая сфера исторически испытывала трудности с ценообразованием; благодаря таким подходам все больше фирм переходят к формированию цен на основе сравнительной ценности услуг. Речь идет о фиксированной стоимости конкретных услуг вместо почасовой оплаты.

По мнению Хейвена, именно в этом направлении движется юридическая индустрия.

Автоматизация побочных процессов

Не менее 25% процессов, связанных с работой юриста, можно автоматизировать и ускорить, утверждает Plain Concepts. Программы распознавания речи в настоящее время могут вести протоколы заседаний с 99,9% точностью, низкое качество записи не помеха.

Такое протоколирование особенно важно в эпоху, когда все больше переговоров проходят с помощью видеоконференции, отмечает портал. Ранее юрфирме пришлось приносить извинения суду за то, что к проходившему дистанционно заседанию дали доступ постороннему стенографисту; программы могут стать эффективной и конфиденциальной заменой привлеченных со стороны специалистов.

Canadian Lawyer сообщает, что программа MT>Version позволяет снизить стоимость переводов документов, юридически значимых аудио- и видеозаписей при значительном ускорении процесса. Так, 475 записей с примерно 2,5 млн слов на трех языках полностью перевели за 10 дней.

Пока автоматический перевод несовершенен, и компания также предлагает дополнительные услуги по проверке и редактированию текста человеком.

К 2024 году до 50% процессов, которые связаны с корпоративными транзакциями, слияниями и поглощениями, могут быть автоматизированы, прогнозирует Gartner. На фоне пандемии количество сделок M&A уже возросло. В то же время в период кризиса компании стремятся сократить расходы. Согласно проведенному в 2019 году опросу, около 55% процессов, которые связаны с такими сделками, могут быть автоматизированы и не требуют участия человека.

Облачные технологии и защита данных

Эти два тренда идут рука об руку. Переход в «облако», ускорившийся благодаря пандемии и вынужденной удаленной работе в прошлом году, не только делает проще взаимодействие с клиентами и работу из любой точки, но и повышает безопасность. Как отмечает портал Legal Futures, многие юрфирмы входят в число компаний, чьи данные достаточно ценны для хакеров, но чьих собственных ресурсов недостаточно для эффективной защиты от скоординированных атак. Вместо того, чтобы хранить значимую информацию на собственных устройствах и пытаться обеспечить их безопасность, юристы могут воспользоваться защитой, которую создают разработчики облачных технологий.

При этом принципиальной становится модель Zero Trust — подход, при котором каждый пользователь и устройство должны подтверждать свою идентичность при каждом обращении к данным и никогда не получают больше полномочий, чем необходимо. Но «нулевого доверия» недостаточно: для полной надежности «облака» должны применять политику Zero Touch. Это значит, что к данным клиентов не имеет доступа вообще никто; доступные сейчас технологии позволяют автоматизировать процессы и исключить главный источник уязвимости – то есть участие людей.

Но данные в любом случае иногда покидают облачные хранилища, и в этот момент они наиболее уязвимы. Поэтому важно использовать надежное шифрование для рабочей переписки и обмена файлами с чувствительной информацией.

Человеческий фактор остается главной угрозой. Мобильные телефоны, планшеты и ноутбуки с рабочими данными нужно защищать двойной аутентификацией. Кроме того, эксперты рекомендуют ввести жесткую политику относительно паролей к корпоративной почте и другим программам; они должны соответствовать высоким стандартам надежности, иначе никакая аппаратная защита данных не будет достаточной, предостерегает Clio. Регулярные семинары по компьютерной безопасности, тренировка сотрудников и однозначные внутренние требования для всего персонала юрфирмы должны стать новой нормой.