Юррынок
17 сентября 2021, 8:57

Гуру рейтингов и личных брендов: итоги премии юрмаркетологов

Сейчас без работы маркетолога сложно представить работу юрфирмы. Они делают личные бренды юристов узнаваемыми, а проекты и практики — известнее и, следовательно, прибыльнее. Право.ru организовало первую национальную премию в области юридического маркетинга. Гуру рейтингов и лучшие эксперты в продвижении получили свои награды 16 сентября.

Best Law Firm Marketing — национальная премия в области юридического маркетинга, аналогов которой нет в России. В 2021 году она проходит впервые. Сами маркетологи отнеслись к идее профессиональной премии положительно. «Еще до объявления премии мы обсуждали с коллегами, как было бы классно, если бы маркетологов тоже выделяли и награждали. Потому что мы бойцы невидимого фронта, но всегда на передовой», — поделилась Екатерина Сапова, PR-директор КА Delcredere. С ней согласна и Анастасия Махнева, партнер и директор по развитию ЮФ INTELLECT.

Мы всегда делаем очень много, чтобы наши юристы получали различные награды и премии. И вот, наконец, награда появилась и у нас.

Анастасия Махнева

То, что подобная премия для маркетологов была необходима, считает и Семен Калин, пресс-секретарь Стрижак и партнеры. «Есть даже ощущение у самих маркетологов, что мы какие-то ненужные. Если ты внутри фирмы организуешь мероприятия, то славу получают твои юристы», — объяснил Калин. Теперь же и маркетологи могут посоревноваться в компетенциях и получить заслуженную награду за работу. «Это [победа в премии] должно войти в KPI [ключевые показатели] всех маркетологов», — уверен Калин. 

Заявки на первую премию для юрмаркетологов можно было подать до 15 августа. Дальше проекты проверяли в два этапа: сначала их оценивал оргкомитет и только потом экспертный совет. Предварительный отбор кейсов гарантировал соответствие заявленной номинации и одинаково высокий уровень всех проектов. А жюри, анализируя работы участников, уже оценивало их значимость, креативность, эффективность и соответствие замысла и результата. Экспертный совет состоял из 20 специалистов в различных областях: партнеры юрфирм — те, кто заказывает маркетинговые услуги, инхаус-юристы — те, на кого направлены маркетинговые активности юрфирм, и представители СМИ, которые ежедневно помогаюет юридическим фирмам создавать уникальный контент. Эксперты премии оценивали только те проекты, что относятся к зоне их профессиональной компетенции.

Всего было 8 номинаций. Они касались как построения личного бренда, так и продвижения отдельных направлений или услуг, благотворительности и нативных, то есть полезных для аудитории, проектов. «Мы постарались описать все активности юридического маркетинга и рады, что на каждую номинацию поступило большое число проектов», — рассказал Алексей Отраднов, коммерческий директор Право.ru. В первый же год премии участники направили 143 заявки. Такой активности от рынка юридического маркетинга не ожидали даже организаторы. 

Единственный победитель и рейтинговые гуру

Лучшим внешним консультантом стала Елена Успенская. Она представила сразу несколько успешно реализованных проектов, в том числе «Антимонопольный форум — 2021» для «Ассоциации антимонопольных экспертов» и «Клуб выдающихся кредиторов» для АБ «Забейда и партнеры» и ЮК Сотби. Это площадка, на которой можно обсудить, как обстоят дела с банкротством контрагентов, рассказать о личном опыте. Успенская напомнила, что около года назад она ушла во фриланс, и эта награда подтверждает, что сделала это не зря. Более того, Успенская оказалась единственным победителем в номинации. 

Лично для меня премия — очень важный знак. Уходить на фриланс было страшно, а оценить результаты своей работы внешнему консультанту еще сложнее, поскольку у него обычно нет доступа к полной картине. Награда показала мне, что я все делаю правильно, и сильно меня вдохновила!

Елена Успенская, консультант по юридическому маркетингу и продвижению 

«Рейтинговыми гуру» признали Светлану Демичеву, руководителя по маркетингу и связям с общественностью Dentons. Еще один победитель в этой номинации — Анастасия Махнева, партнер и директор по развитию ЮФ INTELLECT. Участие в рейтингах она считает серьезным внутренним проектом, которым компания занимается уже больше 10 лет. Для этого у фирмы есть своя команда, выработанные методики. Сразу три человека трудятся только над заполнением анкет. Такая усердная работа дает свои плоды: каждый второй юрист компании удостоен личных рекомендаций в международных или национальных рейтингах. 

Получить новые награды в рейтингах и удержать уже занятые позиции удалось КА Delcredere благодаря PR-директору Екатерине Саповой. По ее словам, направление рейтинговой работы — одно из основных дня нее. Она полагает, что маркетолог всегда должен видеть проекты фирмы, собирать их в течение года. У Delcredere для этого есть специальная таблица, которую заполняют юристы. Потом из списка выбирают самые сильные кейсы и выдвигают их в рейтинги. Важно не только подобрать действительно интересное дело, но и правильно его презентовать. «Нужно выбирать из проекта «самое вкусное» и продемонстрировать это в описательной части», — рассказала Сапова.

Личный бренд и маркетинговая стратегия

Сапова стала лучшей и в другой номинации — «Построение личного бренда юриста». Она занималась развитием бренда партнера Анастасии Тараданкиной. Юрист модерировала множество юридических мероприятий и выступала на них, в частности, на форуме «Юга России» от Право.ru, и давала комментарии для СМИ. В результате эксперта впервые отметили юррейтинги, она расширила клиентскую базу и заключила несколько агентских договоров. 

При правильной PR-стратегии герой фирмы сможет добиться результата: выйти в более широкое инфополе, стать заметным для юридического рынка и быть желанным гостем на мероприятиях.

Екатерина Сапова

Награду получил и Сергей Блохин, менеджер по связям с общественностью BLS. С экспертным советом он поделился, как повышал узнаваемость управляющего партнера юрфирмы Елены Кожемякиной. За два года ему удалось увеличить число публикаций с упоминанием эксперта почти в три раза. Внушительных результатов удалось добиться и Элине Собакарь, операционному директору BGP Litigation, которая развивала личный бренд партнера Виктории Дергуновой. В 2020-м юридическая фирма объявила об открытии практики семейного права, которую возглавила Дергунова. Перед операционным директором стояла задача — повысить узнаваемость всей компании через позиционирование руководителя новой практики, чтобы Дергунова ассоциировалась с семейным правом и защитой детей. В итоге индекс ее заметности с 2019 по 2020 год вырос больше чем в четыре раза.

В номинации «Бизнес-челлендж» эксперты премии оценивали успешность развития маркетинговой стратегии юрфирмы в целом, запуск новой практики или услуги. По словам организаторов, это оказалась самая конкурентная номинация, поступило 23 заявки. Ирина Загорская из АБ ЗКС представила проект деловой бизнес-игры «Откройте, полиция!». В игре участники проживают все ужасы «атаки» силовиков и вырабатывают стратегию защиты своего бизнеса и сохранения личной свободы. 

За два последних года бюро провело две подобные игры, в каждой участвовало порядка 20 человек. Как результат — прирост числа корпоративных клиентов и количества запросов на корпоративные тренинги уголовного-правового характера от экспертов фирмы. Жюри удостоило этот проект первого места. Второе получило АБ «Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов», которое в 2020 году создало «Международный клуб инхаус-юристов». На третьей строчке оказалась Татьяна Лаптева, директор по маркетингу ЮК Taxology , которая рассказала о запуске новой услуги «Налоговые льготы». Фирма занималась контент-продвижением, в частности запустила свой телеграм-канал. В итоге инвестиции в маркетинг, по словам Лаптевой, окупились на 3 480% — внедрение увеличило выручку компании в целом.

Проекты и благотворительность 

Еще одна номинация «Нативный контент» — оценивалось создание контента любого типа на любых площадках. Первое место взяла Алена Бачинская, советник АБ S&K Вертикаль. Она представила проект «Корпоративные войны». Команда бюро совместно с Право.ru готовит его ежегодно с 2017 года. Это своеобразный рейтинг самых значимых корпоративных споров года. В 2021-м в подборку вошли корпоративные конфликты, отягощенные уголовным преследованием. Бачинская поделилась пока промежуточными результатами проекта, его просмотрели более 24 000 человек.

Церен Савгуров, директор по маркетингу и развитию бизнеса, и Анна Грищенкова, партнер АБ КИАП, рассказали, как бюро подготовило книгу под названием «Арбитраж в Азии». «В последние несколько лет наши доверители все чаще обращались к нам за консультациями по вопросам арбитража в Азии. Учитывая практически полное отсутствие информации об арбитраже в Азии на русском языке и опыт команды международного арбитража, мы решили подготовить книгу, чтобы ответить на возникающие вопросы наших клиентов», — объяснили участники премии. В итоге их проект занял вторую строчку. 

В следующей номинации «Спонсорство» оценивались проекты по продвижению услуг через спонсирование событий и мероприятий. Лучшей признали работу Елены Швецовой из ЮФ Арбитраж.ру. Она организовала спонсорство ассоциации специалистов по банкротству и управлению проблемными активами «Банкротный Клуб». В клубе исследуют актуальные вопросы отрасли, тенденции и самые яркие кейсы из практики. Лучшим в «Благотворительности» жюри признало проект по сохранению объектов культурного наследия ЮФ «Городисский и Партнеры», который реализовали под руководством Венеры Кануковой. 

А гран-при получили организаторы благотворительного забега юристов Legal Run. С 2014 года он объединяет представителей профессионального сообщества юристов всего мира в поддержку подопечных благотворительного фонда «Подари жизнь» и нескольких региональных фондов. За все время было собрано больше 20 млн руб. 

В 2014 году этот проект был придуман, но реализовали его вы все. Это проект уже не КИАП и не мой, он уже наш общий.

Андрей Корельский, управляющий партнер КИАП

Последними награды получили победители номинации Best Law Firm Website, их определяли в трех категориях. Лучшими сайтами юрфирм признали порталы Land Law Firm,Patentus, КА Delcredere. Вторая номинация — «Лучший дизайн». Победителем стал АБ Asterisk со своим сайтом, который создает иллюзию личного общения с клиентом. Вторую по счету награду получила страничка Land Law Firm, которая стала финальным этапом смены визуального образа после ребрендинга, проведенного в 2021 году. Внимание заслужил и минималистичный сайт Lidings. А самыми эффективными жюри признало порталы ЮК «Центральный округ», АБ Казаков и Партнёры и самой большой юркомпании Белоруссии (согласно информации на сайте) АБ «REVERA».

Полный список победителей премии Best Law Firm Marketing представлен ниже.