Персональные данные и льготы для IT: важные бизнес-законы 2021 года
Официальная удаленка на года
Дистанционная работа урегулирована в главе 49.1 ТК еще с 2013 года. Раньше предполагалось, что удаленный сотрудник всегда трудится вне офиса. Но коронавирус и локдаун заставили законодателя по-новому взглянуть на ситуацию. С 1 января 2021-го в Трудовом кодексе появились еще два вида дистанционки:
временная — например когда работника отправляют домой на пару месяцев;комбинированная — если, к примеру, три дня в неделю сотрудник работает из офиса, а два — из дома.«Обычная» дистанционная работа фигурирует в Трудовом кодексе уже больше восьми лет, многие работодатели пользовались ей и раньше, отмечает Елизавета Фурсова, старший юрист практики разрешения споров Lidings. Коронавирус подтолкнул к этому и тех, кто раньше не признавал удаленку. Такая форма останется популярной и после окончания пандемии, уверена эксперт.
Новые нормы очень полезны не только в условиях продолжающейся пандемии, но и в целом. Они предоставляют работодателям и работникам больше возможностей для сотрудничества на дистанционной основе с более понятными условиями регулирования труда.
Не стоит забывать, что перевести на дистанционную работу работника без его согласия можно только в исключительных случаях (ст. 312.9 ТК), напоминает юрист. К примеру, на время всероссийских или региональных нерабочих дней. В большинстве случаев перевод на удаленку — это изменение условий трудового договора, которое возможно только с согласия работника, заключает Фурсова.
Щадящие проверки бизнеса
С 1 июля 2021 года вступил в силу новый закон «О государственном контроле». Впервые устанавливается приоритет профилактических мероприятий над контрольными. Из семи видов профилактических мер часть привычные, например консультирование и информирование. А есть такие, как «стимулирование добросовестности» — некое «нематериальное поощрение» для добросовестных предпринимателей. В законе это понятие не расшифровывается. Пример такой меры можно найти в Стандарте комплексной профилактики нарушений обязательных требований: выдвижение представителей подконтрольных субъектов в общественные и экспертные органы при контрольно-надзорном органе.
Из контрольных мероприятий в законе указаны контрольная или мониторинговая закупка, «выборочный контроль», инспекционный визит или рейдовый осмотр, документальная или выездная проверка. Выездные проверки будут только в исключительных случаях согласно п. 3 ст. 73. Перечень контрольных мероприятий тоже исчерпывающий, и это в интересах бизнесменов, уверен Дмитрий Фесько, партнер Alliance Legal Consulting Group . В целом новый закон снижает давление на бизнес и сужает границы субъективного усмотрения контролеров, считает юрист.Закон ориентирован на новые технологии в контрольной деятельности, в частности на электронное взаимодействие. Это сужает коррупционную составляющую.
Новые нормы лучше защищают права бизнесменов, но гарантии нужно развивать и дальше, уверен юрист. К примеру, хорошо бы учесть новые обстоятельства, которые могут изменить характер и методы контрольной деятельности. Так случилось, когда из-за коронавируса региональные власти повсеместно вводили режим повышенной готовности. Тогда большую часть проверок просто отменили.
Благодаря этому закону в России впервые появился риск-ориентированный подход для определения подконтрольных юрлиц и критерии для оценки категории риска, добавляет Станислав Румянцев, старший юрист юрфирмы Городисский и Партнеры. Это поможет компаниям оценить шансы на попадание в план проверок. Как специалист по работе с персданными, Румянцев замечает, что Роскомнадзор уже публикует такие перечни организаций. Теперь регулятор должен проверять операторов за 10 рабочих дней, а не за 30 календарных. Это правило касается как документарных, так и выездных проверок. Но есть и минусы: теперь госорган может прийти с инспекционным визитом без предварительного уведомления на целый день.
Активная защита персданных
С 1 марта 2021-го вступила в силу ст. 10.1 закона «О персональных данных». Она заменила понятие общедоступных персданных термином «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения». Передавать другим такую информацию можно, только если у компании есть отдельное согласие на это. Требование к нему Роскомнадзор утвердил в приказе от 24.02.2021 № 18. Теперь обрабатывать общедоступные персданные можно только с согласия человека. Это касается, например, информации из соцсетей и опубликованных в интернете резюме, говорит Румянцев. Люди могут определять условия и запреты на обработку своих данных неопределенным кругом лиц, а размещающий эти данные оператор должен публиковать эти условия и запреты. Правда, неясно где именно, замечает Румянцев.
Пока больше вопросов, чем ответов. Как сайту с миллионами пользователей технически обеспечить обработку данных на индивидуальных условиях? Новые требования к согласию рассчитаны только на интернет-ресурсы и не учитывают, что распространять данные можно еще и на бумаге. Пока компании и надзорные органы осмысливают новые нормы, правоприменительной практики нет.
Новые нормы повышают уровень гарантий для людей, чьи данные обрабатывают компании, признает Анна Лапшина, юрист Eversheds Sutherland. Но такое регулирование может негативно отразиться на аналитике данных и замедлить темпы развития IT-сектора, добавляет она. Этим компаниям для тестирования своих разработок часто нужны большие объемы персданных, которые раньше считались общедоступными.
Для IT-компаний все не так уж и плохо. В 2021-м появилось новое основание для обработки обезличенных персданных — теперь это можно делать в «регуляторных песочницах». Раньше наиболее подходящим основанием для обработки обезличенных персональных данных были исследовательские цели, рассказывает Лапшина. Но под ними понималась в первую очередь некоммерческая деятельность научных организаций, поэтому коммерческому сектору было очень сложно монетизировать результаты своей аналитики. Новое регулирование позитивно отразится на бизнесе участников экспериментальных правовых режимов, но есть и потенциальные минусы. Такие компании могут нарушить права лиц, чьи данные обрабатывают, считает Лапшина.
Единых требований к обезличиванию персданных нет. Приказ Роскомнадзора от 05.09.2013 № 996 распространяется только на государственные и муниципальные органы. В экспериментальных правовых режимах будут участвовать IT-компании с вычислительными мощностями и разными технологическими решениями. Поэтому риск обратной идентификации по обезличенным персданным остается.
С 27 марта 2021 года существенно ужесточилась ответственность за отдельные нарушения в области персональных данных (ст. 13.11). К примеру, появилось наказание за повторную незаконную обработку чужих данных. За это юрлицам грозит штраф до 500 000 руб. А с 22 июня компанию могут оштрафовать на 200 000 руб. за разглашение персданных по ст. 13.14 КоАП. Для директора это может закончиться дисквалификацией на три года. Этим штрафам далеко до европейских, признает Румянцев, но и такое ужесточение ответственности приветствует. «Это обеспечивает право граждан на приватность и помогает бороться с массовыми утечками данных, о которых регулярно сообщают СМИ. Бизнес должен понимать: персональные данные не только ценный актив, но и источник правовых рисков», — объясняет эксперт.
Еще одна новая тенденция — активное регулирование персданных на подзаконном уровне, отмечает Лапшина. К примеру, за короткое время появилось несколько актов по обработке биометрической информации: Постановление Правительства РФ от 15.10.2021 № 1753 и № 1754, от 20.10.2021 № 1799, от 23.10.2021 № 1815 и приказ Минцифры от 10.09.2021 № 930. Урегулировать биометрию нужно, соглашается юрист. Но когда нормативных актов слишком много, бизнесу и гражданам сложно пользоваться ими. Чем больше источников, тем выше риск противоречия. В таком случае какие-то из них просто не получится исполнить, предупреждает Лапшина.
Налоговый мониторинг поближе, ЕНВД подальше
С 1 июля 2021-го снизился порог входа в налоговый мониторинг — это когда инспекция смотрит документы онлайн и почти не приходит с проверками. Условия перехода на налоговый мониторинг закреплены в п. 3 ст. 105.26 НК, пороговые значения снизились в три раза:
общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов — не меньше 100 млн руб., раньше было 300 млн руб.; доходы — как минимум 1 млрд руб., раньше — не меньше 3 млрд руб.; балансовая стоимость активов — от 1 млрд руб., раньше — от 3 млрд руб.Раньше в налоговом мониторинге участвовали только крупные компании, теперь это возможно и для некоторых субъектов среднего предпринимательства, говорит Мелков. Изменения направлены на автоматизацию и цифровизацию налогового контроля, снижение издержек и трудозатрат при контрольных мероприятиях, объясняет он.
Плюсы налогового мониторинга — это прогнозируемость налоговых последствий, снижение налоговых рисков и давления, добавляет Екатерина Болдинова, партнер Five Stones Consulting. Но и минусов немало. Предполагается постоянный налоговый контроль и полное раскрытие хозяйственной деятельности, говорит Болдинова. Растет и риск утечки конфиденциальной информации. А еще для перехода на мониторинг нужно существенно потратиться: придется внедрять информационные системы для взаимодействия с инспекцией.
Другое существенное налоговое изменение — отмена Единого налога на вмененный доход, который перестал применяться с 1 января 2021 года. Размер налога был фиксированным, что выводило из «серой» зоны небольшой бизнес.
Больше всего от отмены ЕНВД пострадал розничный бизнес, а также компании, который оказывали бытовые услуги и занимались автомобильными грузоперевозками. В результате налоговая нагрузка на них сильно возросла.
У отмены ЕНВД никаких плюсов для бизнеса, уверен Александр Беляев. А вот Михаил Бегунов, управляющий партнер Tax Compliance, с ним не согласен. Если посмотреть на рынок в целом, можно заметить, что налогообложение станет более справедливым и создаст условия для развития конкурентной среды, объясняет юрист.
После ЕНВД налогоплательщикам нужно было либо переходить на общий режим налогообложения, либо выбирать из альтернативных специальных режимов — упрощенная система налогообложения или патентная. «По моим наблюдениям, в основном переходили на УСН», — рассказывает Беляев.
Маркировать приходится все больше товаров
Маркировка отдельных товаров началась в России с 2019-го. График для разных категорий устанавливает распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. В этом году начали маркировать молочные продукты, а БАДы, пиво и антисептики помечали в порядке эксперимента. К 2024 году обещают маркировать все товары. Когда начинается маркировка новых товаров, бывают сбои в программном обеспечении, рассказывает Павел Сухолинский, советник практики административного права и законотворчества АБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры. Цеха работают с перебоями, немаркированный товар может испортиться. Есть минусы и для потребителей, добавляет Павел Барышников из той же компании. Когда растут расходы производителя, поднимается цена на товар, да и перебои в поставках вряд ли обрадуют покупателей.
В то же время у предпринимателей появляется эффективный способ борьбы с контрафактом и «параллельным импортом», дополнительные возможности отследить движение своих товаров и оптимизировать логистические цепочки, маркетинговую политику, системы доставки к потребителям.
Главный плюс для потребителей — подтверждение оригинальности товара. Немало преимуществ маркировка дает и государству. Например, позволяет держать под контролем запасы лекарств.
Чем еще порадовал 2021 год IT-компании
С 1 января 2021-го заработал «налоговый маневр» для IT-отрасли. Для отдельных компаний ставка по налогу на прибыль снизилась с 20 до 3%, а страховые взносы — с 30 до 7,6%. До сентября 2021-го было неясно, в какой именно IT-деятельности применяется льгота, отмечает Геннадий Тимоничев, руководитель практики налогового планирования МЭФ PKF.
В общих чертах льготная деятельность очерчена в п. 1.15 ст. 284 и подп. 3 п. 1 ст. 427 НК базовыми понятиями: разработка, адаптация, модификация, установка, тестирование, сопровождение программ для ЭВМ и баз данных. Но не всегда очевидно, как толковать эти термины в конкретных ситуациях.
Только осенью появились письма Минцифры с разъяснениями от 07.09.2021 № П11-2-05-200-38749 и от 11.10.2021 № П11-2-05-200-44970. В этих документах министерство учло позицию бизнес-сообщества, говорит Тимоничев.
Льготу можно получить, если одновременно соблюдаются три условия:
организация получила госаккредитацию как работающая в сфере информационных технологий;больше 90% дохода компания получает от IT;среднесписочная численность работников — от 7 человек.Новый налоговый режим освобождает дополнительные деньги для реинвестирования в бизнес, объясняет Денис Храмкин, старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia). За границей тоже есть приятные налоговые режимы для айтишников, например в Ирландии и на Кипре. Но наши льготы могут убедить IT-компании остаться под российской юрисдикцией, полагает юрист. Если в России будет благоприятный инвестиционный климат, такой налоговый режим может привлечь к нам и иностранные IT-компании, рассуждает эксперт.
Главная же проблема таких льгот в том, что многие участники IT-рынка не могут воспользоваться ими из-за ограничений. А если предприниматель решит выделить под разработку ПО отдельную организацию, ФНС может обвинить его в дроблении бизнеса, предупреждает Храмкин (письмо ФНС России от 21.01.2021 № СД-4-2/561@).
Пока что окончательно неясно, можно ли считать разработчиком ПО компанию, которая не создает его с нуля, а покупает и потом модифицирует. Минцифры в письме от 11.10.2021 № П11-2-05-200-44970 разрешает таким IT-компаниям применять льготы. Непонятно, насколько нужно доработать ПО в этом случае.
С 1 апреля 2021-го на всех гаджетах, которые потом продаются в России, производители должны устанавливать отечественное ПО. Предполагалось, что от этого выиграют российские IT-компании и государство. Перечень обязательных российских программ установлен в распоряжении Правительства РФ от 31.12.2020 года № 3704-р. В частности, туда попали «Яндекс.Браузер», почта mail.ru, «ВКонтакте», «Одноклассники» и антивирус Kaspersky. Программы из этого списка, по идее, получили шанс увеличить аудиторию, но не факт, что это сработало. Большинство пользователей новых смартфонов или не заметили, или плохо запомнили способы выбора предустановленных приложений на Apple и Samsung, пишет «Коммерсант» со ссылкой на исследование Telecom Daily.
С 28 января вступил в силу закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций». ЭПР — это выгодные условия для развития определенной технологии, которые государство временно может установить по инициативе ее автора. В реестре таких режимов, который ведет Минэкономразвития, пока нет ни одного ЭПР, зато много предложений от частных компаний. Например, «Медицинские скрининг системы» хотят создать нейронную сеть, которая поможет врачам принимать решения. Пока в реестре всего 40 предложений, поэтому у инициативных IT-компаний есть шанс, что их идею заметят.