Перезагрузка: как ильфы и рульфы пережили второй пандемийный год
Сложности, которые остались
Пандемия, как и любой кризис, стала вызовом для всех компаний и своеобразной лакмусовой бумажкой. Сильные игроки успешно адаптировались к новой реальности и только усилили свои позиции, слабые же не могут угнаться за стремительно меняющейся средой, спросом и клиентами. Так описывает ситуацию последнего года на юррынке партнер юрфирмы Инфралекс Артем Кукин.
По его словам, самым сложным моментом для всех бизнесов в коронавирусный период стал переход на дистанционку. Их команде удалось быстро адаптироваться к новым реалиями. Коронавирус показал, что работать из дома может быть даже более эффективно, чем из офиса, делится наблюдениями эксперт: «Я сейчас могу однозначно сказать, что от перехода к частично удаленному режиму работы наша фирма только выиграла».
Эпидемия подтолкнула достаточно консервативное юрсообщество к диджитализации. А развитие современных технологий делает нас более быстрыми и мобильными, подчеркивает Кукин. Но у этой «медали» есть и обратная сторона. В Пепеляев Групп тоже сразу успешно наладили все технические процессы, необходимые для качественной работы из дома. Тем не менее остается психологический дискомфорт оттого, что нельзя лишний раз собраться всей командой в офисе или очно пообщаться с клиентами, признается их управляющий партнер Сергей Пепеляев: «Не перестаем скучать по живым встречам и мероприятиям в офлайне, потому радуемся любой возможности увидеть клиентов и коллег не на экране монитора».
Особенно критично превосходство онлайн-взаимодействия над личным общением для ильфов, у которых много иностранных доверителей, а головные офисы находятся за границей. Поэтому необходимость переориентироваться на новые условия коммуникации требует от них бóльшей фокусировки. Начиная с процесса отработки правовых решений по запросам клиентов и заканчивая маркетинговыми подходами, перечисляет партнер DLA Piper Руслан Васютин.
Дистанционка усложнила адаптацию новых сотрудников. Управляющий партнер Morgan Lewis в России Григорий Мариничев объясняет, что теперь не получается очно курировать и обучать младших юристов. Хотя для их развития крайне важно наблюдать за работой старших коллег, тем самым впитывая корпоративную культуру фирмы. Кроме того, работа в таком «изолированном» режиме приводит к потере мотивации и хроническому стрессу специалистов. По словам Васютина, речь идет прежде всего про сотрудников младшего и среднего звена, работающих вне офиса. Дело в том, что за последний год задач у клиентов стало больше, а времени на принятие решений по ним — меньше. Партнер ильфа отмечает, что объем работы в таком стрессовом режиме вырос во всех практиках.
Чтобы бороться с выгоранием юристов, в DLA Piper запустили несколько специальных программ: ежеквартальные health and wellbeing апдейты, опросы сотрудников и вебинары. У них в компании есть система Smartwork, позволяющая самим сотрудникам определять дни для работы из дома. А в Taxology решили, что для младших юристов работа в офисе все же более предпочтительна, когда есть такая возможность.
Сейчас требуется больше внимания персоналу, чтобы сохранить мотивацию коллег, поддерживать качество работы и помогать адаптации новых сотрудников. С другой стороны, рентабельность бизнеса не позволяет конкурировать с зарплатами инхаусов, поэтому приходится искать непрямые решения и людей, заинтересованных в профессиональном росте даже в ущерб сиюминутному доходу.
Трудности прогнозирования
По количеству заразившихся коронавирусной инфекцией Россия занимает одно из лидирующих мест в мире. Болезнь не обходит стороной и юристов. Давно уже не редкость плохое самочувствие у сотрудников и членов их семей, говорит партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев. Из-за этого некоторые процессы могут рассматриваться очень долго. Особенно это касается судебных разбирательств с большим количеством участников, замечает управляющий партнер юрфирмы Интеллектуальный капитал Роман Скляр: «К сожалению, люди продолжают болеть и из-за этого рассмотрение дел откладывается».
Мы озаботились вопросом вакцинации еще в начале пандемии, общались с лучшими медэкспертами, вели серьезную разъяснительную работу внутри коллектива. АБ «ЕПАМ» стало первой в мире юрфирмой, организовавшей массовую добровольную вакцинацию сотрудников. Сейчас коллективный иммунитет в бюро составляет 95%. Показатель заболеваемости среди вакцинированных сотрудников остается на низком уровне — порядка 4%. И у всех из них легкая форма течения болезни.
А еще из-за роста заболеваемости время от времени вводят режимы «нерабочих» дней, который еще сильнее запутывает ситуацию. В такие периоды некоторые клиенты и контрагенты продолжают трудиться в обычном режиме, другие — удаленно, а третьи вообще пропадают, рассказывает партнер юрфирмы РКТ Иван Гулин. Ограничительные меры в одно и то же время еще и разнятся в зависимости от региона. Так что, покупая билет куда-либо и бронируя гостиницу, всегда нужно держать в голове возможность срыва или переноса поездки, констатирует управляющий партнер юрфирмы Юсконсалт Евгения Бондаренко. Неминуемо ломаются графики переговоров, деловых встреч, судебных заседаний, а в итоге — общие сроки проектов. Одним словом, невозможно ничего планировать, возмущается генеральный директор национальной юркомпании Митра Юрий Мирзоев.
Мирзоев рассказывает, что в их компании давно работает механизм взаимозаменяемости юристов в разных городах, в зависимости от нагрузки составляется и график отпусков. Речь идет об отлаженной системе, которая выстраивалась несколько лет. Пандемия внесла в нее свои коррективы. «Сегодня для важных встреч и заседаний мы всегда готовим юриста на подмену», — говорит Мирзоев. Нет конкретики и с допуском представителей на судебные процессы. Некоторые судьи смотрят сквозь пальцы на этот момент, другие жестко регламентируют («одна сторона — один представитель»), а иные ведут себя в зависимости от настроения, утверждает управляющий партнер юрфирмы Кульков, Колотилов и партнеры Максим Кульков: «Иногда пускают больше, иногда меньше людей. Мы ведем в основном сложные дела, для эффективного представительства в суде по ним нужно минимум два человека, один выступает — другой ему ассистирует. А тут приходится работать, как хирургу без ассистента: сам и операцию делаешь, сам и инструменты достаешь».
Планируешь нагрузку сотрудников для нового большого проекта — люди могут заболеть (с длительным периодом восстановления). Планируешь бюджет — суды закрылись, судебные заседания перенесены. Планируешь встречи, поездки, мероприятия — вводится локдаун. Планирование и без этого сильно условный процесс, а так уж совсем смешно получается, констатирует управляющий партнер юрфирмы Nasonov, Pirogov & Partners Алексей Насонов: «Дальше третьей недели наперед загадывать невозможно».
Свои специфические проблемы есть и у уголовных адвокатов. Посещать доверителей в СИЗО стало сложнее. Об этом говорит старший партнер Criminal Defence Firm Алексей Касаткин, приводя в пример столичные изоляторы. Появилась и другая проблема — суды стали все чаще закрываться от представителей гражданского общества под предлогом антиковидных мер. По закону судебные заседания открытые, и на них могут присутствовать, помимо участников, любые гражданские лица. Но по факту на заседания стало непросто попасть журналистам и общественникам, отмечает управляющий партнер адвокатского бюро Забейда и партнеры Александр Забейда. При этом иногда обстоятельства, связанные с коронавирусом, оказывались просто спасительными и разворачивали крайне рискованные ситуации на 180 градусов, позволяя не попасть под горячую руку силовиков и собрать необходимые для защиты доказательства, добавляет партнер адвокатского бюро Романов и партнеры Матвей Протасов. По его наблюдениям, пандемия во многом упростила и рационализировала рабочее взаимодействие со следствием и судами: многие готовы принимать документы в электронном виде или заранее согласовывать тематику допросов, чтобы избежать повторных вызовов.
Да и не все эксперты считают уместным называть перечисленные обстоятельства сложностями. По мнению Булата Жамбалнимбуева, партнера и соруководителя российской корпоративной практики Allen & Overy, корректнее говорить о новой реальности, которая наступила из-за COVID-19. Ситуация затронула весь рынок, а это всегда возможность укрепить позиции практики и показать клиентам свою эффективность.
Действительно, ряд проблем, которые возникли в первый пандемийный год, юристы решили за 2021-й. Удалось справиться с техническими задачами, подстроиться под смешанный формат работы (офис и удаленка) и настроить процессы, связанные с возможным заболеванием сотрудников, перечисляет Насонов.
Очень сильно юррынку в этом помогла диджитализация многих процессов, говорит Гулин:
— развитие системы онлайн-заседаний арбитражных судов;
— проведение собраний кредиторов в дистанционном формате;
— расширение практики видеоконференций для переговоров.
«Пандемийные плюсы»
Старший партнер адвокатского бюро S&K Вертикаль Сергей Слагода считает некорректным выделять какие-то положительные моменты во время глобальной пандемии, когда по всему миру страдает столько людей. Он подчеркивает, что такие времена помогают еще сильнее сплотиться, чтобы лучше слышать друг друга и быстрее реагировать на любые вызовы и ситуации. При этом в непростых обстоятельствах кардинально улучшились качества младших специалистов и обслуживающего персонала. На это обращает внимание руководитель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский. Мирзоев и вовсе называет единственным плюсом коронавирусной эпохи то, что их юрфирма не сократила никого из своих сотрудников.
Стираются границы между регионами и стало проще оказывать услуги удаленно, выделяет еще одну особенность новой реальности Бондаренко. Она отмечает, что даже клиенты стали лояльнее относиться к дистанционной работе: «Появилось понимание, что не для всех ситуаций требуется встреча вживую». Если раньше просили приехать и поговорить, то теперь часто предлагают созвониться через Zoom, подтверждает партнер ФБК-Право Александр Ермоленко. Теперь все гораздо оперативнее, можно организовать до десятка виртуальных встреч в день, развивает тезис коллег Кульков. Благодаря чему экономится время, потому юристам удается сделать больше за рабочий день.
Перевод встреч с доверителями и партнерами в онлайн-формат позволил больше времени уделять аналитической работе, подготовке к заседаниям, внутренним рабочим совещаниям. Появилось больше времени на анализ внутренних процессов, изучение клиентов, поиск новых решений для доверителей, подчеркивает Кюрджев.
Просьбы доверителей
На фоне пандемии меняются и запросы клиентов. Разовой работы становится меньше, а бизнес старается сокращать свои расходы на консультантов. Делается это двумя путями. Первый — как можно реже привлекать внешних юристов на простые задачи, отдавая предпочтение внутренним юридическим департаментам. Такую тенденцию заметил Кукин. Второй вариант — вместо крупных столичных юрфирм привлекать специалистов из региональных рульфов. Благодаря этому у нас задачи стали масштабнее, а количество клиентов выросло, говорит управляющий партнер нижегородской юрфирмы Nasonov, Pirogov & Partners. Подтверждает это и руководитель новосибирской юрфирмы «Юсконсалт». Бондаренко подчеркивает, что московский бизнес стал проводить тендеры среди региональных юристов.
Из-за подобной практики столичным командам приходится осваивать новые ниши. «Рынок ценных бумаг, корпоративное право, недвижимость и строительство — те новые направления наших услуг, для которых пандемия и затишье на банкротном рынке стали катализатором развития», — поясняет Гулин. У Allen & Overy в этот период выросли практики, которые связаны с сопровождением высокотехнологичных бизнес-решений. В DLA Piper потянулся российский бизнес, который собрался выходить на международные рынки сбыта. А к Morgan Lewis пришло большое число фармацевтических компаний.
Коронавирусная эпоха подтолкнула нас больше времени уделять диджитал-проектам. Конечно же, мы начали прорабатывать эту тему гораздо раньше, но именно в 2020–2021 годах нам удалось совершить прорыв и выпустить на рынок целый ряд пакетных продуктов, направленных на автоматизацию юридической функции и способных освободить руки юриста от рутинных задач, с которыми вполне может справиться машина.
Бизнес трансформируется в связи c потребностями рынка и изменяющейся регуляторной средой, рассуждает Жамбалнимбуев. Так появляются новые задачи для юридической поддержки. При этом число судебных споров не выросло. В пандемию стороны научились договариваться друг с другом мирно. Но это обращают внимание Кульков и Мирзоев. Кроме того, старые доверители стали больше привлекать консультантов для пересмотра своих планов. «Теперь доверители чаще бывают открыты к разным предложениям и решениям, которые помогают реализовывать новые стратегии и минимизировать возрастающие риски», — говорит Васютин.
В целом же в результате кризиса богатые стали еще богаче, и у них свои трудности: как грамотно юридически распределить вновь приобретенные, приумножение активы и денежную массу через различные инвестиции и сделки, объясняет управляющий партнер адвокатского бюро КИАП Андрей Корельский. А бедные стали еще беднее, и у них совсем другие запросы, преимущественно в области банкротства. Бондаренко добавляет, что к бенефициарам крупного капитала пришло понимание, что «смерть приходит неожиданно», поэтому нужно наводить ревизию и порядок при жизни. Такой подход необходим, чтобы позаботиться о работе бизнеса после ухода основателя и мирном сосуществовании наследников. В «Инфралекс» тоже все чаще обращаются с запросом на разработку наследственных планов.
За прошлый год значительно выросло количество частных клиентов. Сейчас, в период пандемии COVID-19, вопросы сохранения капитала, его управления и передачи наследниками стали еще более актуальными. Не только предприниматели, владеющие крупными активами, задумываются об эффективности организации своей имущественной сферы. Для каждого собственника стоит аналогичная задача и в 2021 году. Число проектов, связанных с семейными и наследственными отношениями, значительно возросло.
Прогнозы и коронавирусное будущее
Оптимисты надеются на продолжение цифровизации юридической сферы. Кукин уверен, что курс на LegalTech будет сохраняться еще многие годы: «Пандемия стала огромным толчком в этом процессе, но независимо от того, когда эпидемиологическая ситуация стабилизируется, диджитализация не замедлится». В долгосрочной перспективе многие традиционные формы юридических услуг, такие как очное выступление в судах и арбитражах, будут полностью заменены онлайн-инструментами, предполагает Мариничев.
Пессимисты или реалисты обращают внимание на другие тенденции. Крупный бизнес с госучастием будет укрепляться, а малый и средний — выживать. Поэтому юрфирмы, работающие с госорпорациями, будут чувствовать себя неплохо, а небольшим рульфам, консультирующим МСП, придется сильно сложнее, считает Насонов. «Если говорить о юридическом сопровождении бизнеса, мы понимаем, что без позитивных изменений в экономике, которые сейчас вряд ли представит даже самый большой оптимист, бюджеты на юридическое сопровождение будут сокращаться», — добавляет он.
Тем более последние два года, помимо пандемии, осложнились экономическим кризисом, падением курса рубля, внутренними политическими процессами, изменениями в законодательстве. По мнению Мирзоева, предполагать что-то в таких условиях крайне сложно. Зато клиенты будут идти за услугами к определенным юристам, а не в конкретные юрфирмы, уверена Евгения Червец. Потому, по ее словам, пойдет ставка на укрепление личных брендов консультантов. Приоритет на внутреннюю работу с командой, дальнейшее развитие корпоративной культуры в плане заботы о здоровье и благополучии как сотрудников, так и клиентов, — это другие тенденции предстоящего года на юррынке, предполагает Червец.
А промежуточный итог пока таков: коронавирус показал, что юридическая сфера более мобильна, чем казалось ранее. Многие отказываются от требований ежедневного присутствия работников в офисе, встречи с клиентами все чаще назначаются онлайн, и даже консервативная бюрократическая машина в лице судов и других госорганов все больше внимания обращает на цифровизацию своей работы, резюмирует партнер адвокатского бюро Линия права Алексей Костоваров. Все это — будущее юристов.