Юррынок труда — 2021: главные переходы и тенденции
«Оживший» рынок труда юристов
В 2020-м многие юридические фирмы были дезориентированы, никто не мог точно предсказать развитие ситуации, объясняет Николай Власов, генеральный директор компании РКТ. А прогнозы экспертов были самые полярные: от «коронавирус не страшнее ОРВИ» до «мы все умрем», напомнил Андрей Корельский, управляющий партнер АБ «КИАП».
Некоторые сокращали команду. Опрос Право.ru показал, что четверть юристов во время ограничительных мер остались без работы. Число заказов упало, поэтому «просел» ряд практик. Подводя итоги прошлого года, мы писали, что снизилось число слияний и поглощений, меньше стало работы у таможенных юристов и специалистов по недвижимости.
В 2021 году юррынок оживает.
После холодного душа пандемии 2020 года на кадровом рынке наконец-то дали теплую воду в 2021-м.
Денис Саушкин, управляющий партнер АБ «ZKS», говорит, что в итоге юррынок свыкся с новыми правилами игры: бизнес подстроился под ситуацию, а консультанты стали предлагать новые продукты. «Работы стало больше, и нужно увеличивать штат», — объясняет Саушкин. С этим согласен Антон Коннов, управляющий партнер Allen & Overy в России, который отмечает «постепенное восстановление спроса на юридические услуги». Кроме того, в 2021-м сотрудников стали активно вакцинировать, а работодатели поняли, как нужно работать удаленно, добавляет Евгения Червец, управляющий партнер московского офиса КА «Регионсервис».
В московском офисе «Регионсервиса» штат сотрудников вырос в два раза. Приступили к работе пять новых юристов, двое из которых советники — мы усилили практику недвижимости и строительства и практику уголовно-правовой защиты бизнеса.
Всплеск количества M&A проектов и финансовой активности на рынке обусловил повышенный спрос в корпоративной практике, M&A, практике финансового права, говорит Дмитрий Прокофьев, основатель компании Norton Caine. Туда активно ищут юристов младшего и среднего уровня как в инхаус, так и в консалтинг. Особенно, по словам Прокофьева, «горит» сектор M&A: переживает бум и дефицит кадров, оплаты там растут.
Кроме корпоративного права и сделок слияний и поглощений, чаще всего ищут экспертов по интеллектуальной собственности, персональным данным и судебных юристов, рассказывает Екатерина Котова, старший консультант направления «Юриспруденция» рекрутинговой компании Hays. По ее словам, обычно приглашают на новые ставки сотрудников junior-to-mid и middle уровней, ведь нехватка ресурса в первую очередь связана с исполнением и реализацией проектов. При этом старший состав в некоторых фирмах тоже расширился, ведь прирост в объеме проектов требует грамотного управления и верной стратегии. Но новых вакансий здесь было меньше, поскольку на этом уровне позиции часто закрывают путем повышений, объясняет Котова.
Кроме того, возрос спрос и на специалистов по банкротствам. Алексей Потолицын, партнер и ведущий эксперт ЦРПА, объяснил это приростом банкротств юрлиц после моратория 2020 года, а также несостоятельных граждан, которые тогда же «набрали не обеспеченных ничем кредитов».
Вторая особенность 2021 года — желание работодателя нанять юриста-инхауса именно с опытом работы в конкретной отрасли, отмечает руководитель кадрового агентства Bridge2HR Дмитрий Жирнов: «Так поступают наши заказчики, например, из сферы логистики и ВЭД или фармакологии. Большое количество претендентов на юридическом рынке позволяет работодателям рассчитывать на опытного специалиста, которому не потребуется долго адаптироваться на новом месте».
Саушкин объясняет повышение требований также тем, что прошлый год позволил уволить менее эффективных.
Главные переходы года
Рынок топ-специалистов был довольно активным по итогам уходящего года, много переходов случилось в инхаусе, рассказывает Котова и Hays. «Замороженные» наймы и замены прошлого года почти в 100% случаев произошли в этом году. Также Котова отмечает ряд переходов с позиций старшего уровня (советников) крупных ильфов на должности руководителей юрдепартаментов в компании.
Несколько новых экспертов перешли в юрфмирмы из профильных ведомств. Так, к команде АБ «ЕПАМ» присоединилась Ольга Цветкова, ранее заместитель директора одного из департаментов Минюста. Цветкова стала соруководителем направления международного арбитража. А член правления, заместитель гендиректора и руководитель правового блока Росгеологии Михаил Казанцев стал работать в АБ «ЕПАМ», чтобы возглавить новую практику недропользования. В «Art De Lex» перешла Оксана Павлухина, которая прежде работала на руководящих должностях в антимонопольных органах, в частности в качестве начальника отдела судебной работы правового управления ФАС России. В юрфирме Павлухина заняла должность руководителя группы практики антимонопольного регулирования.
Еще один тренд — переход партнеров из иностранных юридических фирм в российские. В их числе оказался Борис Архипов, который много лет занимался как корпоративными, так и судебными спорами в международной фирмах (Baker & McKenzie, Freshfields Bruckhaus Deringer, Hogan Lovells и Gide Loyrette Nouel). В апреле юрфирма «Tomashevskaya & Partners» объявила, что Архипов возглавил их корпоративную и M&A практику. А Никита Жаров, который раньше работал в компаниях «большой четверки», занял должность старшего консультанта налоговой практики в ЮФ «Tax Compliance». Юрфирма специализируется на разрешении сложных налоговых вопросов.
1 июня 2021 года в Москве завершил работу американский ильф King & Spalding. Юрфирма сообщила, что уходит из России по коммерческим соображениям, в первую очередь из-за изменений на глобальном энергетическом рынке. Офисные помещения арендовала российская фирма «Рыбалкин, Горцунян и Партнеры». В нее перешла и часть команды King & Spalding: управляющий партнер офиса в Москве Сергей Комолов, советник Илья Зоткин, юрист Станислав Ржаксенский и юридический секретарь Ирина Волкова. Комолов занял должность партнера, Зоткин — советника. Комолов прокомментировал, что «планирует сохранить партнерские отношения с King & Spalding и продолжить совместную работу по ряду проектов». Подробнее на эту тему читайте «Импортозамещение на юррынке: почему ильфы уходят из России».
Если говорить о рульфах, то одним из самых громких трансферов стал переход из «Пепеляев групп» в BGP Litigation команды экспертов в сфере здравоохранения во главе с Александром Пановым. О том, что Панов покидает коллектив, в «Пепеляев групп» сообщили 12 февраля, а спустя три дня BGP Litigation объявила о присоединении эксперта вместе с его командой. «Команда Александра Панова зарекомендовала себя как одна из самых талантливых и продуктивных на рынке. За довольно короткое время Александру удалось создать одну из наиболее успешных практик в сфере здравоохранения», — прокомментировал Александр Ванеев, партнер BGP Litigation.
Год отметился и новыми повышениями внутри компаний. Norton Caine в своем обзоре обратил внимание, что назначения партнеров в московских офисах международных фирм в основном состоялись в практиках разрешения споров и международного коммерческого арбитража. Новыми партнерами стали Юрий Бабичев в Bryan Cave Leighton Paisner; Иван Теселкин в Herbert Smith Freehills; Олег Тодуа в White & Case.
Происходит миграция квалифицированных юристов и партнеров из одних фирм в другие: продолжается погоня за кадрами. Также можно отметить увеличение количества переходов руководителей практик на позиции партнеров.
Так, партнерами в рульфах этом году стали руководитель практики банкротства «Инфралекс» Станислав Петров, Павел Садовский, который возглавляет практику интеллектуальной собственности/технологий, медиа и телекоммуникаций в московском офисе АБ «ЕПАМ» , и Екатерина Калиничева, глава практики защиты интеллектуальной собственности в сети «Интернет» ЮФ «Semenov&Pevzner».
Новые практики и новые юрфирмы
Юрфирмы не боятся открывать новые практики. Если в 2020-м компании предлагали услуги по «коронаправу» (анализировали основные «ковидные» изменения и давали рекомендации по ведению бизнеса в сложных условиях) или открывали «взлетевшие по популярности» практики, связанные с IT, то в этом году набор направлений оказался более широким: от новой группы спортивного права Art De Lex до открытых практик недропользования «ЕПАМ» и нефтегазовой практики в «Delcredere». А компания Tax Compliance расширила число экспертов в области уголовно-правовой защиты бизнеса по налоговым преступлениям. Это связано с тем, что за последние годы увеличивается количество уголовных дел с участием налогоплательщиков.
Некоторые юристы открыли свои фирмы. Среди них Владимир Китсинг (раньше партнер МКА «Князев и партнеры»), создавший АБ «Китсинг и партнеры». Новое бюро специализируется на защите по уголовным делам в сфере налогообложения и госзакупок. Владимир Бубликов, бывший партнер ЮФ «РКТ», основал компанию «Бубликов и партнеры», которая займется сопровождением комплексных процедур банкротства и поиском активов должника. Ради собственного проекта BALAYAN GROUP Оксана Балаян покинула Hogan Lovells. Профиль новой компании — юридическое и стратегическое сопровождение сделок в области M&A, PE (фирмы инвестируют в частные компании, приобретая контрольный пакет акций) и VC (венчурные сделки).
В феврале 2021-го о создании собственной компании заявила и Ирина Орлова-Панина, которая была партнером Nektorov, Saveliev & Partners. Orlova-Panina & Partners специализируется на налогах. К команде новой юрфирмы в качестве партнера присоединилась и Мария Чурикова, которая работала старший юристом в Nektorov, Saveliev & Partners.