Рейтинги, соцсети и советы оппонента: как найти юриста в незнакомом регионе
В начале ноября советник Saveliev, Batanov & Partners Юлия Михальчук столкнулась с интересной задачей. Ей нужно было найти юриста в незнакомом для нее регионе. Она решила воспользоваться помощью коллег и попросила их поделиться своим опытом.
Вообще, живя в России, не столкнуться с проблемой поиска юристов в отдаленных регионах просто невозможно, говорит Роман Фридлендер из Capital Legal Services. «И это зачастую связано даже не с тем, что ты не хочешь тратить несколько суток на участие в заседании, которое точно будет отложено, а с экономией бюджета клиента, которому такие командировки обходятся в крупную сумму», — замечает юрист.
Чаще всего к помощи коллег из регионов юристы прибегают для решения каких-то технических вопросов. Например, для ознакомления с материалами дела, получения на руки оригиналов документов из суда, осмотра доказательств с нотариусом и других подобных действий, говорит управляющий партнер юрфирмы «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков. Но иногда, по словам Кулькова, они передают региональным юристам и более серьезные задачи — вплоть до участия в слушаниях, поскольку местные специалисты могут лучше разбираться в специфике того или иного судьи.
Как и где искать
Вариантов поиска местных юристов довольно много. В комментариях к посту Михальчук ее друзья и подписчики советуют воспользоваться тематическими группами в социальных сетях, региональным рейтингом «Право.ru-300», «Консультантом Плюс» и даже обратиться к организаторам ближайшего юридического форума.
Мы попросили экспертов Право.ru поделиться своим опытом. В результате у нас получилась настоящая дорожная карта.
Начинать поиск следует с разговора с самим клиентом. Вполне вероятно, что у него на месте есть проверенные специалисты, говорит Фридлендер. Если таких специалистов все же нет, то следующий этап — опрос знакомых коллег. Довольно эффективный вариант, учитывая, что многие московские юристы родом не из Москвы, замечает Фридлендер. Также не исключено, что коллеги когда-то сами судились в этом регионе и видели сильных оппонентов.
Артур Зурабян, партнер ART DE LEX, рассказывает, как однажды их фирма вела крупный спор в Западной Сибири. «На стороне оппонентов выступал очень толковый арбитражный управляющий, который креативил интересные позиции и неординарные решения, заставляя нас работать на пределе. Мы по итогу выиграли, но профессионализм его оценили», — вспоминает юрист. Потом этот управляющий стал адвокатом и вот уже почти 10 лет ART DE LEX сотрудничает с ним по региональным проектам.
Кстати, бывшие оппоненты могут также стать хорошими советчиками. В этом, например, убедился Владислав Варшавский, управляющий партнер ЮК «Варшавский и партнеры». Их компания тоже как-то раз судилась в одном из сибирских регионов. Представитель противоположной стороны хорошо показал себя в процессе. Поэтому, когда в следующий раз юристам понадобился специалист в том же регионе, они обратились к этому представителю за советом (сам он взять дело не мог). Опыт оказался положительным: юрист, которого порекомендовал бывший оппонент, очень качественно провел дело, вспоминает Варшавский.
Вообще, сарафанное радио выручает где-то в половине случаев, делится своими наблюдениями партнер адвокатского бюро «НБ» Елена Менде. «Можно быстро выйти на контакт, поговорить в зуме, послушать оценку ситуации, и чаще всего все складывается удачно», — говорит юрист. Никаких специальных тестов Менде в таком случае не использует, полагаясь на ощущения от общения — насколько грамотно и структурно человек пишет, насколько внятно и адекватно говорит.
Если поиск через знакомых все же не увенчался успехом, можно спросить в общих чатах, которые остаются после юридических форумов и в профессиональных группах в соцсетях (например, в фейсбуке группы «Юристы» и «Коллеги»), советует управляющий партнер КИАП Андрей Корельский.
Если и это не сработает, тогда есть смысл переходить к самостоятельному анализу рынка интересующего региона. Сначала стоит составить long list (англ. длинный список) на основе публичных источников, в первую очередь — рейтингов («Право.ru-300», «Коммерсант»).
В них я обычно обращаю внимание на «восходящих звезд» или «партнеров нового поколения». Они, как правило, нацелены на привлечение новых клиентов и предлагают лучший сервис по более низкой цене.
Если же юристы нужны для какой-то технической работы — распечатать, сшить, пронумеровать пакет документов и отнести в нужный орган, — нет смысла переплачивать и лучше выбрать юрфирмы не из лидирующих групп, советует Александр Беляев из юркомпании «Лемчик, Крупский и партнеры». При этом само по себе нахождение в рейтинге, по его словам, будет неким гарантом, что компания выполнит задачу качественно.
Помимо рейтингов, можно обратиться к базам данных с судебными актами и посмотреть, кто представляет крупные компании, говорит Менде. Два раза она именно так находила юриста в нужном ей регионе. Но нужно приготовиться, что искать, скорее всего, придется долго, предупреждает Менде.
Когда long list готов, можно переходить к проверке. Оценить профессиональные навыки, опять же, помогут судебные акты, которые покажут, насколько эффективно юрист отстаивает интересы своих клиентов, говорит Варшавский. Впрочем, одной профильной экспертизы и релевантного опыта недостаточно: важны также уровень, качество и оперативность коммуникации, обращает внимание Корельский. По его словам, на основе этих трех параметров они формирует short list (англ. короткий список), в который обычно входят три-четыре наиболее понравившиеся компании.
Фирмам из short list мы направляем техническое задание. Они в ответ присылают коммерческое предложение. После этого мы наконец делаем финальный выбор по критериям «цена — качество — опыт — репутация».
«Как правило, сначала даем коллегам какое-то небольшое поручение. Если они его качественно выполнили, повышаем сложность и стоимость совместных проектов», — добавляет юрист.
Но главное после успешного поиска — не забыть внимательно отнестись к оформлению документов, напоминает партнер «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов. Если юрист нужен, к примеру, для ознакомления с материалами, то в договоре должны быть четко определены сроки, штрафы и качество передаваемых документов, а в доверенности — прописан ограниченный объем прав (только ознакомление). К слову, после выполнения поручения доверенности нужно попросить вернуть, добавляет Ефремов.
Миссия выполнена
Михальчук в итоге нашла юриста с помощью знакомых. «Для меня было важно, чтобы человек специализировался именно на нужных мне юруслугах и чтобы его порекомендовали как минимум три разных человека», — делится своими критериями Михальчук.
Как только набралось несколько таких кандидатов, она перешла к оценке их компетенции. Проверка началась с беседы и закончилось анализом судебных актов, в которых претенденты одержали победу по нужному Михальчук направлению.
Тестовые задания не давала, так как на это не было времени, но в разговор «вшивала» определенные вопросы, ответы на которые подразумевали знание конкретных подходов судов. Это сразу показало по уши в теме человек или нет.
Вообще, по ее словам, оказалось достаточно сложно быстро найти юриста-профессионала, который не раскручен в СМИ и просит адекватные гонорары без коэффициентов за известность. Именно поэтому лучше всего не экстренно искать специалиста, а постоянно мониторить рынок, знакомиться и поддерживать связи с нужными юристами, сохраняя их контакты в свою личную базу, резюмирует Михальчук.