Советы по памяти и недооценка оппонента: главные ошибки опытных юристов
В юридической работе ошибки можно условно разделить на два вида: «операционные» и «стратегические». Об этом говорит адвокат АБ Бартолиус Анна Смола. К первым относятся очевидные оплошности из-за забывчивости или невнимательности. Она вспоминает, что однажды поехала не в тот аэропорт, направляясь на заседание в другой город. Правда, удалось приобрести билеты на следующий рейс и успеть к нужному времени. Партнеру юрфирмы Taxology Алексею Артюху повезло меньше. Командировка в Сибирь у него оказалась неудачной, так как процесс там он проспал, перепутав время. В суд успел лишь на оглашение «резолютивки». Другая категория — «стратегические» — это просчеты при долгосрочном выборе. Будь то вопрос развития юрфирмы или выбора правильной тактики для ближайшего судебного спора.
О чем проще говорить
Юристам легче признаваться в тех неудачах, которые они совершили в самом начале карьеры. Партнер Dentons Сергей Клименко рассказывает, как 15 лет назад приехал на регистрацию ипотеки ценой 700 млн руб. с доверенностью в простой письменной форме. Хотя для таких сделок требуется нотариально заверенный документ. А старший вице-президент по правовым и административным вопросам Фонда «Сколково» Николай Аверченко однажды в ходе спора с госорганом сослался на еще не вступивший в силу закон о регистрации юрлиц.
Когда профессиональный стаж бывшего старшего юриста Deloitte Legal в СНГ Артемия Иванюшина составлял около полутора лет, ему приходилось выполнять самые разные задачи, включая регистрацию разных филиалов и представительств. И один раз он сдал в налоговую вместо копий оригиналы документов, которые прислали из-за границы в единственном экземпляре. «Когда я осознал, что эти бумаги компании еще пригодятся, то пару дней чуть ли не в предынфарктном состоянии проходил, пока ждал приема в инспекции для урегулирования ситуации», — говорит юрист. Правда, оказалось, что все решается довольно просто. Сотрудники ИФНС просто поменяли оригиналы на копии в подшивке. Не менее важна правильная реакция руководителя в подобных случаях. Инхаус крупной столичной компании вспоминает, как в ситуации, аналогичной случаю Иванюшина, ее начальник спокойно сказал: «Разберемся, бывает».
Партнеру Legal tIP Ивану Бардову в свое время «хороший урок» преподнес один из судей АС Нижегородской области. Юрист тогда работал в организации, которая занималась «серийными» исками, взыскивая компенсации за нарушения исключительных прав. «У нас шел огромный поток типовых дел, по многим из которых не требовалась даже особая подготовка к заседанию», — отмечает эксперт. Обстоятельства споров оказывались идентичными, отличаясь лишь датами нарушений.
«Одно из таких разбирательств в первой инстанции растянулось на много заседаний из-за того, что ответчик представлял новые и новые отзывы, заявлял самые разные ходатайства и менял представителей. А нам приходилось готовить возражения порой на очень странные отзывы, представляя дополнительные документы», — вспоминает Бардов. Так вышло, что очередное возражение не удалось заблаговременно послать ответчику. Судья, устав от затягивания процесса и поведения сторон, устроил показательное наказание, напомнив, что участники спора должны направлять документы заранее, чтобы оппонент мог с ним ознакомиться. С формулировкой «за злоупотребление процессуальными правами» (ст. 111 АПК) на нас возложили все судебные расходы независимо от итогов рассмотрения дела, подчеркивает юрист. Руководитель компании был очень недоволен таким подходом, но обжаловать это определение мы не стали, да и сумма судебных расходов оказалось символической, добавляет Бардов.
Что губит опытных специалистов
Сложнее публично говорить о профессиональных неудачах, которые случились не так давно. Юристы боятся, что подобная откровенность может негативно сказаться на их репутации и отпугнет клиентов — существующих и потенциальных. Между тем о таких случаях коллегам пора уже научиться говорить вслух, уверен сооснователь Everland Legal Игорь Новиков. К 2016 году он уже на протяжении семи лет занимался делами, связанными с проектами по освоению космоса. Его даже судьи знали как отличного специалиста в сложных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР). «Ни одной отмены решений у меня еще не было, — говорит эксперт. — Я много работал, но все же привык побеждать и расслабился».
С похожим настроем юрист взялся представлять интересы НИЦ Планета в деле № А40-247666/2016 против Роскосмоса. Несмотря на высокую загруженность, Новиков согласился сопровождать этот спор при условии, что ему выделят помощника со стороны доверителя. От него-то в день заседания юрист и получил свою доверенность — два листа, скрепленные степлером. Первый из них оказался не заверен. «Я был в шоке, но прокатило, суд все принял, — делится эксперт. — С этой доверенностью выиграл дело в первой инстанции и отбился во второй». А вот в кассации судья Андрей Новоселов оторвал незаверенный лист доверенности со словами: «Игорь Алексеевич, а полномочий у вас нет». Страшны муки представителя, лишенного возможности защищать, говорит о своих ощущениях в тот момент Новиков. Эта ошибка стоила того, что дело вернули на новое рассмотрение обратно в первую инстанцию. Победный путь представителю НИЦ Планета пришлось пройти еще раз — с уже заверенной доверенностью.
Обидные просчеты у опытных специалистов происходят обычно из-за самоуверенности. Именно она погубила Новикова в типовом жилищном споре. Перед судебным заседанием с юристом связался представитель другой стороны и попросил о встрече. Когда сооснователь Everland Legal увидел своего оппонента, то еще больше расслабился: юноша, только окончивший университет, с мягким голосом и робкий в общении. А в итоге юность препарировала опыт в суде так, как в страшном сне не приснится, с ужасом вспоминает Новиков: «Расслабившись, я не думал о возможных вариантах доказывания. Был уверен, что коллега будет действовать по шаблону, а он взял и придумал свой вариант». «Позор» усиливался тем, что для того молодого человека этот судебный спор действительно был первым в карьере, а на заседание в роли группы поддержки приходили его мама c тетей.
Недооценка оппонента подвела и инхауса столичной компании, которая не отнеслась серьезно к иску по трудовому спору от заявителя, никогда не работавшего в их организации: документ кинули в стол, а на само заседание никто не пошел. Несмотря на подобные обстоятельства, суд удовлетворил требования «экс-сотрудника». А за игнорирование фирме пришлось расплачиваться тратами на процесс в апелляции, чтобы доказать свою правоту.
Опытным юристам часто кажется, что законодательство, с которым работают регулярно, они помнят наизусть. Такое ощущение подвело главу юрдепа известной российской спортивной команды. Тот по памяти применил регламент соревнования, помогая клубу оформить заявку на очередной матч. Подобный подход привел к техническому поражению — в составе коллектива не хватило одного молодого игрока. По правилам чемпионата спортсмен юного возраста был обязан присутствовать в составе.
Более того, один раз идеально заучить нормативные акты мало. Нужно еще постоянно отслеживать все поправки, которые вносят в них. Партнер АБ Q&A Сергей Токарев как-то раз не отследил изменения в УК и рассказал доверителю про устаревшую норму. Когда стало известно об ошибке, то клиент отказался от его услуг. С тех пор адвокат больше с ходу не консультирует подробно и берет паузу на подготовку разъяснений.
В похожую ситуацию попал и еще один партнер Taxology Алексей Сизов. Несколько лет назад после внесения очередных поправок в КоАП возник вопрос: какие суды должны рассматривать споры об административных правонарушениях в таможенной сфере. Эксперт сразу стал заниматься этой темой, написав несколько статей по ней и выступив на конференциях. Ему казалось, что он изучил нововведения лучше всех.
Наткнувшись на очередной кейс, где арбитражный суд прекратил производство по делу из-за подсудности такой ситуации суду общей юрисдикции, Сизов связался с истцом из этого спора и предложил тому помощь. В тот момент заявитель проиграл уже две инстанции.
Потенциальный доверитель откликнулся, мы с ним заключили соглашение, я быстро подготовил и направил жалобу, вспоминает юрист: «Предвкушал, что кассация точно отправит разбирательство на новое рассмотрение в первую инстанцию». Вместо прогнозируемой победы жалобу Сизову вернули. Окружной суд указал, что документ подали, пропустив срок на его подачу. По закону на оспаривание определений судов дается один месяц. А партнер-эксперт ошибочно ориентировался на двухмесячный период, который действует при обжаловании решений и постановлений.
Да, мне не приходилось до этого момента обжаловать в кассационном порядке определения арбитражных судов. Да, я все равно бы не успел подать кассационную жалобу в месячный срок, поскольку вступил в дело позже. Да, доверитель в итоге остался с тем же результатом, с которым смирился еще до моего прихода. Но я дал людям надежду, а это перевешивает все причины и оправдания.
Неоднозначные и управленческие
Гораздо труднее приходится в тех случаях, когда действия специалиста нельзя однозначно трактовать как ошибочные. Бывший глава правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов вспоминает, как однажды участвовал в обсуждении проверки приватизации нефтяной компании на расширенном заседании Счетной палаты. Мероприятие проводил бывший премьер-министр России Сергей Степашин. Он понес какую-то совершенно жуткую пургу, утверждает юрист: «Я, как единственный представитель компании с официальной доверенностью, встал и поправил чиновника. В итоге это нам вышло боком».
Я до сих пор гадаю, прав был или нет. Иногда не хочется даже бывшему премьеру страны позволять нести откровенную чушь, хотя все и поддакивают.
Отдельная проблема — с управленческими просчетами, которые становятся видны далеко не сразу, обращает внимание Александр Хвощинский, партнер и соучредитель Legal StratAgency. Да и не каждый руководитель юрфирмы осознает, что в чем-то ошибся. По словам эксперта, юрист может сокрушаться, что у него мало новых клиентов и поручений, не связывая плачевный результат с недостаточной удовлетворенностью текущих и бывших доверителей.
Цена ошибки на сайте или в публикации по факту оказывается в долгосрочной перспективе существенно меньше цены ошибке в построении и сохранении доверия с теми клиентами, которые у меня есть сейчас и были раньше.
Самые же коварные неудачи прячутся в кадровых решениях, ведь их последствия проявляются каждый день — в действиях и бездействии нанятого сотрудника. «Сколько времени, сил и денег я потрачу на исправление повторяющихся ошибок или откровенного безделья и безответственности моего младшего коллеги или тем более партнера?» — обращает внимание Хвощинский.