Выживут не все: как изменится российский юррынок после ухода ильфов
На фоне бойкота всего российского из России массово уходят и западные юридические фирмы. За последние несколько недель об этом заявили около двух десятков компаний, включая те, чьи офисы работали в Москве более 30 лет.
Некоторые отечественные команды ильфов уже сообщили, что выходят из международных сетей и продолжат вести свою деятельность в РФ как самостоятельные фирмы. Так поступили, в частности, коллективы «большой четверки» и Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP
Где придется «заменить» ильфы
Зарубежные юрфирмы занимали лидирующие позиции в отраслях, где традиционно применяется иностранное право, прежде всего английское, говорит управляющий партнер юридической фирмы Кульков, Колотилов и Партнеры Максим Кульков. Речь идет про сопровождение крупных сделок слияний и поглощений, рынок капитала, банковское право и инфраструктурные проекты. Одним словом, ильфы обслуживали те сферы экономики, где было много международных связей, в первую очередь финансовых, подчеркивает консультант по юридическому маркетингу и продвижению Елена Успенская.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай уточняет, что неизбежно сократится весь трансграничный сектор юридической работы: «Особенно с бизнесом, а не физическими лицами». Люди же, наоборот, будут искать юридическую помощь, чтобы изменить географию своего бизнеса и личных капиталов, уверена она: «Поэтому практикам частных клиентов будет чем заняться».
Исходя из числа анкет, присланных юрфирмами для участия в рейтинге «Право.ru-300», наиболее широкое представительство у ильфов оказалось в шести отраслях. По всем этим направлениям отечественные юристы смогут заменить иностранцев, уверен управляющий партнер юридической фирмы Intellect Евгений Шестаков: «За исключением международных разбирательств, но они пока теряют практический смысл в текущих условиях». В новых условиях такой работы будет мало, подтверждает партнер адвокатского бюро Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры Денис Архипов.
Основные изменения на юррынке
По словам Архипова, крупный бизнес и раньше предпочитал обращаться со сложными комплексными поручениями именно к крупным рульфам: «Особенно в рамках так называемых специальных ситуаций». Он говорит, что нестандартные решения невозможно предложить без понимания реалий отечественного рынка и подхода регулятора: «Получается, при прочих равных выбор был очевиден в пользу «отечественного производителя», а сейчас просто отпала необходимость выбора».
С уходом иностранцев у российских юрфирм ожидаемо увеличится объем работы, но для ее качественного исполнения нужны соответствующие ресурсы. С прогнозируемым объемом сложной работы смогут справиться только крупные юрфирмы с большим штатом, включая юристов, имеющих квалификацию по иностранному праву, с полным спектром разнопрофильных практик.
Вот и Тягай полагает, что крупные рульфы, которые раньше конкурировали с ильфами за кадры и работу, смогут в новых условиях усилить свою экспертизу. А еще выстроить отношения с клиентами, прежде работавшими с иностранными компаниями — консультантами. Освободившиеся сотрудники этих фирм быстро найдут себе место в функционирующих российских компаниях, подтверждает управляющий партнер Пепеляев Групп Сергей Пепеляев: «На рынке сохраняется недостаток квалифицированных и опытных кадров с достойным уровнем экспертизы».
Мы не ожидаем существенных перемен в связи с объявленным уходом международных юрфирм из России. Все понимают, что по факту те же самые команды юристов продолжат работать под новой вывеской. Компании, которые заявляют о полном и бесповоротном уходе из РФ, малочисленны и в основном оказывают бутиковые услуги конкретным клиентам — ландшафт юррынка из-за их ухода не изменится.
Представители иностранных компаний сейчас заняли выжидательную позицию и отказываются давать комментарии СМИ. Один из партнеров крупного ильфа на условиях анонимности поясняет, что больше всего проблем возникнет с вопросами по английскому праву: российские юристы не все услуги смогут делать в этой сфере, а солиситоры (британские адвокаты) будут отказываться работать с клиентами из РФ. Аналогичного мнения придерживается и Кульков, который подтверждает, что при работе с иностранным правом без услуг зарубежных специалистов не обойтись: «Те из наших, кто говорит «Я сам знаю американское право», — шарлатаны».
Удар по качеству услуг
При этом в сложившихся условиях нужно быть готовым к тому, что пострадает само качество сервиса. Свою роль в этом процессе сыграют и снижающиеся ставки. Бывшим командам ильфов придется опуститься в цене, чтобы конкурировать с другими рульфами, подчеркивает Кульков: «Надо понижать зарплаты, привыкать к фиксированным ценам, а не к работе по часам». Крайне нелегко поддерживать высокое качество, имея низкий бюджет, рассуждает он: «Ильфы к этому не привыкли, пока будут адаптироваться, многие не выживут и развалятся».
Да и вообще количество проектов для консультантов в России уменьшится в целом за счет сокращения экономики, поясняет Успенская. В такой ситуации преимущество получат те команды консультантов, кто уже умеет работать в условиях бюджетов «в облипку»: раньше с этим чаще сталкивались рульфы среднего и небольшого размера. Эксперт предполагает, что много работы вернется в инхаус, а также усилится тренд нанимать мегаопытных юристов-фрилансеров: «В том числе выходцев из ушедших ильфов, и совсем необязательно базирующихся в Москве».
Изменятся и маркетинговые приемы для привлечения новых клиентов. Глобальный бренд все равно давал определенный положительный флер, а кого-то даже вводил в священный трепет, отмечает Успенская. Теперь ужесточится конкуренция в борьбе за доверителей. И для успеха в ней придется серьезно поменять методы работы, резюмирует Екатерина Клейменова, основатель LegalBranding, до 2021 года возглавлявшая рейтинг «Право.ru-300»: «Головной офис уже вряд ли приведет клиента, а те сами не будут идти «на бренд». Юристам придется очень быстро стать предпринимателями, менять подходы и стандарты сервиса, а бюджет — снижать».