Креативность и уверенность: какие soft skills важны для юриста
В требованиях к вакансиям все чаще используют термины soft skills («мягкие» навыки) и hard skills («жесткие» навыки). Юридические позиции в ведущих компаниях не исключение. По данным совместного исследования Head Hunter и Microsoft, юрисконсульт — одна из тех профессий, где соотношение этих навыков 50/50. Если «жесткие» навыки юриста понятны — уверенные знания нормативных правовых актов и теории права, то с «мягкими» все сложнее. Выяснили у экспертов из топовых юрфирм, какие гибкие навыки необходимы успешному юристу и наиболее востребованы и как их развивать.
Что такое «мягкие» навыки и какие из них нужны юристу
Есть версия, что понятие soft skills появилось в 1959 году. Тогда в исследованиях, которые проводили в армии США, к задачам офицеров добавили пункт supporting skills and knowledges — «вспомогательные навыки и знания». То есть помимо профессиональных военных компетенций солдатам необходимы были разнообразные умения. Например, чтобы проверить радар в истребителе, требовалось определять показания вольтметра.
Так, «мягкие» навыки — это гибкие, надпрофессиональные качества, которые помогают решать разные жизненные задачи. «Жесткие» навыки — буквальные профессиональные навыки, специальные отраслевые знания. Хотя в отличие от hard skills гибкие навыки имеют общий характер для всех профессий, в каждой сфере все равно есть своя специфика — что-то ценят больше. Какие «мягкие» навыки нужны специалисту, чтобы стать успешным юристом?
Андрей Тимчук, партнер коллегии адвокатов Delcredere, отмечает, что в их компании есть перечень необходимых юристу «мягких» навыков. Помимо логического мышления, уверенности в себе, креативности, способности к самостоятельной и командной работе, это, к примеру, навыки публичных выступлений, общения с клиентами, управления проектами, процессуального поведения.
Дополняет этот список Эдуард Олевинский, руководитель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» По мнению эксперта, самый дефицитный навык среди юристов — умение работать с системами сбора и анализа данных. Специалисты вручную сортируют и форматируют числа, а не с помощью встроенных инструментов ПО. Часто это даже незаметно, пока работа не касается больших сумм и сложных формул, разных периодов для начисления процентов и бухгалтерских расчетов. Автоматизация в таких случаях необходима, а времени учиться обычно нет.
Еще Олевинский обращает внимание, что важно хорошо знать русский язык: грамматические и стилистические ошибки раздражают и сильно отвлекают от смысла текста.
Набор необходимых юристу «мягких» навыков во многом зависит от его специализации.
Чередова отмечает, что юристу-судебнику важно убедительно выступать и удерживать внимание судьи, готовить «цепляющие» процессуальные документы, которые легко читать. Юристу-сделочнику важно развивать навыки драфтинга документов и ведения переговоров. На более высоких позициях на первый план выходят лидерские качества: умение объединить людей, эффективно организовать работу группы.
Михаил Тимонов, соуправляющий партнер, генеральный директор Birch Legal, говоря о soft skills, необходимых в консалтинге и в сфере сделок, выделяет навыки переговорщика и умение уверенно отстаивать свою позицию, при этом находя компромиссы с другими людьми. Кроме того, эксперт считает, что юристу принесет пользу широкий кругозор: так будет проще разбираться в бизнесе, с которым приходится иметь дело.
Другую классификацию «мягких» навыков предлагает Антон Панченков, партнер корпоративной практики / M&A ALUMNI Partners
Требования к набору необходимых soft skills растут пропорционально опыту юриста, в идеале обосновывая его карьерное продвижение наравне с профессиональными экспертными знаниями.
Панченков отмечает, что если младшему юристу или начинающему мидлу достаточно навыков работы в команде и тайм-менеджмента, то продвинутый мидл, старший юрист и тем более советник или партнер должны иметь высокие коммуникативные способности, уметь эффективно управлять проектом, выстраивать связи с клиентом, управлять их ожиданиями.
При этом есть навыки, которые будут полезны всем, кто хочет добиться успеха в правовой области. Светлана Емельянова, старший юрист Томашевская и Партнеры, выделяет навыки коммуникации, самодисциплину, самоконтроль и базовые управленческие навыки.
Как развивать «мягкие» навыки
Прежде всего, важно понять, какие soft skills нужно развить. Для этого Емельянова рекомендует рефлексировать, получать обратную связь от коллег и ориентироваться на опыт профессионалов в отрасли, пример которых вдохновляет.
Полезно и эффективно найти людей, заинтересованных в развитии той же сферы, для совместной практики, обмена опытом или отслеживания прогресса.
Нет универсального подхода, как развивать в себе «мягкие» навыки, полагает Тимчук. Какие-то из них приобретают параллельно с опытом работы, а некоторые можно развить самостоятельно или на курсах. Например, навыки процессуального поведения можно тренировать через моделирование тех или иных ситуаций, игровые процессы. Чтобы стать креативнее, эксперт рекомендует решать задачи по методике теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это набор техник, которые развивают творческое мышление и помогают создать новое. ТРИЗ построена на системе из трех этапов: сначала анализируют ситуацию, затем моделируют идеальную — «как должно быть», потом создают решение, чтобы достичь этого идеала.
Панченков выделяет три основных способа развития «мягких» навыков:
Выбрать человека — ролевую модель внутри фирмы и использовать его опыт как живое пособие. Причем опыт как позитивный, так и негативный — этот может оказаться даже важнее.Посещать профессиональные тренинги по развитию навыков.Самый важный — метод проб и ошибок. Теория бесполезна, если не попробовать самому управлять даже маленькой командой, например стажерами и паралигалом, или выстраивать общение с живым клиентом, или наблюдать, как работают межличностные отношения, на практике.«Здесь важны и чисто человеческие гибкие навыки, в особенности чувство меры. Юристу необходимо проявлять инициативу, но делать это в нужный момент и в нужном объеме, не стремясь перетянуть одеяло на себя и непременно запомниться как самому активному в переговорной комнате», — отмечает Панченков.
Эксперты едины во мнении, что «мягкие» навыки следует постоянно развивать. Гарвардский университет, Фонд Карнеги и Стэнфордский исследовательский центр провели исследования, которые показали: 85% успеха в работе достигают за счет хорошо развитых гибких навыков и только 15% — благодаря «жестким» навыкам. Но далеко не у всех есть богатая палитра качеств. Как быть, если кандидат преуспевает только в чем-то одном? Здесь мнения юристов разделились.
Soft skills vs hard skills — что победит?
Тимонов отмечает, что однозначно сделает выбор в пользу «мягких» навыков.
Суперзнающий юрист-профессионал, который неспособен взаимодействовать с клиентом, коллегами, контролирующими и проверяющими органами, выстраивать качественный переговорный процесс, не нужен.
Но не все делают выбор в пользу гибких навыков. Чередова делится историей, когда она склонилась в пользу кандидата с сильными «жесткими» навыками. Он был отличным экспертом из государственного органа, который желал развиваться, но впервые шел в консалтинг и не понимал стандарты. Одной из задач испытательного срока было освоение корпоративных стандартов драфтинга документов: структуры, стиля изложения, логического построения текста. «И у нас все получилось: через два месяца документы были близки к идеалу», — замечает эксперт.
По мнению Чередовой, если «жесткие» навыки — это непосредственно знания, которые нарабатываются усердием, трудолюбием, опытом и на это уходит большое количество времени (дольше, чем испытательный срок), то «мягкие» — это привычка, которая относительно быстро становится автоматической и не требует усилий.
«Гибкие навыки встраиваются в человека быстрее, их проще развить», — полагает Чередова.
Эксперт поясняет, что юрист может быть просто гениальным и выдавать блестящие идеи, при этом абсолютно не любить оформлять их в письменной форме — такая творческая личность. Иногда тут могут прийти на помощь, например, редакторы, младшие коллеги. Поэтому, по мнению Чередовой, можно закрыть глаза на отсутствие каких-то «мягких» навыков, но с «жесткими» дело намного серьезнее, и цена их отсутствия высока.
Соглашается с коллегой Сергей Лысов, старший юрист Кульков, Колотилов и партнеры Эксперт отмечает, что при найме в их компании руководствуются известным выражением: «Встречают по одежке, а провожают по уму», но наоборот.
Юридический ум кандидата: способность хорошо ориентироваться в различных областях гражданского права — ключевая компетенция при найме. Второй, но не менее важный по значимости критерий — знание английского языка.
Поэтому в первую очередь в компании смотрят скорее на «жесткие» навыки сотрудника, развивая «мягкие» уже во время трудоустройства. Например, если младшему юристу необходимо подтянуть навык публичных выступлений, он может отточить его, выступая на тренингах для коллег, поясняет Лысов.
Олевинский считает, что делать выбор нужно в зависимости от позиции. Эксперт отмечает: он готов мириться с тем, что крепкому цивилисту нужен помощник для работы с данными. И наоборот, специалисту по торгам в процедурах банкротства важнее не допускать ошибок в комплектовании имущества по лотам и правильном расчете параметров торгов, а проверку правильности квалификации предмета торгов, правоспособности участников торгов можно делегировать коллегам.
А Денис Косенков, управляющий партнер Косенков, Суворов, отмечает, что в их компании отдают предпочтение кандидатам, у которых в равной степени развиты как профессиональные навыки, так и гибкие.
Умный юрист, который не очень хорошо дружит со временем и боится ответственности, опасен для команды не меньше юриста с развитыми «мягкими» навыками и низким уровнем профессионального развития.
Эксперт выделяет список качеств, которые особенно важны в его компании: внимательность и эмоциональный интеллект, навыки тайм-менеджмента и способность четко доносить информацию, лидерские способности и опыт принятия решений в условиях многозадачности. Без всего этого перспектив в юриспруденции очень мало, считает Косенков.
Жанна Томашевская, партнер Томашевская и партнеры, отмечает, что в ее компании тоже оценивают кандидата комплексно. Если он приходит со студенческой скамьи, то в первую очередь присмотрятся к глубине знаний по предмету и аналитическим навыкам.
Мы также обращаем внимание на гибкость ума, способность к самоорганизации и уровень энергии кандидата. Мы знаем, что эти три качества помогут претенденту быть успешным именно у нас и целенаправленно приглашаем в компанию тех, кто их демонстрирует.
Еще один подход к выбору кандидатов выделяет Тимчук. Он отмечает, что в их компании при найме ориентируются на то, какие качества важнее для фирмы сейчас, в моменте, чтобы усилить команду. Например, компании требовались люди, которые ярко выступают, — тогда они были готовы закрыть глаза на некоторую нехватку знаний у кандидатов.
Эксперты отметили, что «мягкие» навыки развиваются в процессе работы. Компании заинтересованы совершенствовать гибкие навыки сотрудников и помогают в этом.
Как компания может помочь сотруднику развивать «мягкие» навыки
Косенков рассказывает, что в их фирме есть система наставничества, когда старшие коллеги помогают менее опытным с развитием гибких навыков. Иногда привлекают и внешних тренеров, но по мнению эксперта, менторство внутри компанды — более эффективный способ «прокачать» членов команды.
Поддерживает идею передачи опыта и Панченков. Он обращает внимание, что важна обратная связь от партнеров: они могут разбирать актуальную практику и конкретные кейсы юрфирмы с участием молодых коллег.
«Партнер должен быть источником не только работы, но и знаний и опыта для своих юристов. Юрист не должен стесняться задать партнеру вопрос о том, что он сделал не так, и критически важно, чтобы он получил на этот вопрос исчерпывающий ответ», — считает Панченков.
Помимо наставничества, компании проводят тренинги для сотрудников. Томашевская отмечает, что этим летом в их компании организовали двухдневный тренинг по «мягким» и «жестким» навыкам для новых сотрудников. По мнению эксперта, это помогает всем сразу начать говорить на одном языке. «Самым большим успехом пользуется тренинг по навыку problem solving и коммуникации, разработанный для нас консультантами из компании Mckinsey», — делится Томашевская. На этом тренинге решают задачи на логику, разбирают реальные бизнес-кейсы. Спикеры рассказывают о разных подходах к решению задач. После теоретической части сотрудники делятся на группы и выполняют практическую часть. Цель тренинга — улучшить навык быстрого и структурированного решения задач и повысить качество услуг.
Говоря о совершенствовании коммуникативных навыков, Тимонов отмечает, что лидеры юридических команд должны привлекать начинающих коллег не только к черновой работе, но и ко всему процессу сделки. А именно, брать их с собой на переговоры, позволять наблюдать за коммуникацией, а потом — частично их вести. Так младшие коллеги будут нарабатывать опыт.