Атмосфера и ценности: зачем и как выстраивать корпоративную культуру юрфирме
Зачем юрфирме нужна корпоративная культура
По данным исследования Head Hunter и Talantix в 2021 и 2022 годах, несоответствие нормам корпоративной культуры и представлениям о личности кандидата входит в список причин отказа в приеме на работу. В списке из тринадцати пунктов оно на девятом месте. Так, в прошлом году с этим было связано порядка 0,7% отказов в трудоустройстве.
Из статистики следует, что из-за несоответствия корпоративной культуре — нормам и образцам поведения, которые регулируют деятельность всех сотрудников компании и отношения между ними, — фирмы могут забраковать кандидата. Это подтверждает Андрей Шпак, партнер Tomashevskaya & Partners Он объясняет: по такому критерию удается отфильтровать тех, кому будет сложно работать в том формате, который сложился в конкретной компании.
Правильная корпоративная культура позволяет обеспечить нужный результат для клиента и требуемый уровень качества без необходимости перепроверять и давать конкретные инструкции на каждом шагу со стороны более старших товарищей.
При этом корпоративная культура работает и дает преимущество на юррынке лишь в том случае, когда транслируемые компанией ценности разделяют и ее сотрудники, и клиенты, обращает внимание Надежда Бобина, BD-менеджер Land Law Firm
Опрошенные эксперты едины во мнении, что без развитой корпоративной культуры юридическая команда не сможет добиться высоких результатов. Правда, чтобы такая система ценностей работала, ее необходимо постоянно развивать и поддерживать. В компаниях свои особенности корпоративной культуры, но все стремятся к тому, чтобы она способствовала развитию бизнеса. Собрали список рекомендаций от экспертов — они поделились, как юридическим компаниям выстраивать корпоративную культуру.
✅ Рефлексировать о позиционировании фирмы, клиентах, проблемах, которые вы помогаете им решать.
✅ Создавать свой стиль, который будет отличать компанию от остальных, формировать уникальные принципы и ценности.
✅ Выстраивать коммуникации между сотрудниками через совместную работу над проектами, поощрять их инициативы в работе.
✅ Проводить тимбилдинги и обучающие мероприятия.
✅ Передавать принципы вертикально: руководителям следует подавать пример младшим сотрудникам.
✅ Выстраивать корпоративную культуру постепенно, а не стихийно.
По рекомендациям юрфирм из рейтинга «Право-300»
Секреты корпоративной культуры топовых юрфирм
Корпоративная культура формируется из двух важных составляющих. Первое — забота о сотрудниках. Это проявляется в развитии их «жестких» и «мягких» навыков (hard и soft skills). Второе — пропаганда ценностей компании в коллективе.
К командообразующим инструментам эксперты относят выездные стратегические сессии. Одна из их основных задач — создать единое информационное поле в коллективе, повысить уровень вовлеченности персонала и сильнее сплотить его. На это обращает внимание Руслан Ибрагимов, основатель и управляющий партнер IRS Management Group, в прошлом вице-президент МТС. Подробнее об этом инструменте мы рассказывали в материале «Стратсессия компании на юрфоруме: совмещаем правильно».
Важно, чтобы компания и ее сотрудники слышали и понимали потребности друг друга, подчеркивает Екатерина Сапова, PR-директор КА Delcredere Эксперт обращает внимание, что важно поощрять сотрудников корпоративными картами в фитнес-клубы, ДМС, абонементами на выставки и другие мероприятия. Такие допрасходы компании становятся инвестициями в ее будущее.
Сотрудники даже могут увольняться из-за неразвитой корпоративной культуры в фирме. Очень важно предоставлять им возможности для профессионального и личного развития.
Помимо этого, чтобы развивать и поддерживать корпоративную культуру, в Delcredere часто организуют внутреннее обучение сотрудников как в сфере права, так и в области формирования «мягких» навыков. Еще партнеры фирм устраивают личные встречи с сотрудниками и рассказывают о своем проектном опыте, навыках ведения судебных дел, объясняют порядок работы с клиентами компании.
Кроме того, дважды в год в компании анкетируют и даже интервьюируют сотрудников, чтобы выявить основные «болевые» точки и устранить их, а заодно узнать, что нравится сотрудникам компании, какие особенности стоит развивать и усиливать.
Корпоративную культуру надо выстраивать постепенно. Возможно, сначала ее станут формировать интуитивно, будет период проб и ошибок. «Но наступит момент, когда необходимо будет задекларировать корпоративные нормы, чтобы культура не развивалась хаотично, а приобрела форму», — говорит Сапова. Шпак добавляет, что обсуждаемые единые нормы поведения в компании складываются из ежедневной работы и практики взаимодействия на сложных проектах.
«Как у спортсменов есть сыгранность, а у военных — боевая слаженность, так и у юристов во время совместной работы складывается культура профессионального взаимодействия, помогающая достичь целей клиентов и фирмы», — полагает Шпак.
При этом юристам важно не только развивать профессиональные качества, но и выстраивать коммуникации друг с другом. Татьяна Ножкина, управляющий партнер ZKS, отмечает, что коллектив бюро любит настольные игры и уже много лет играет в «мафию» с коллегами по рынку. Эксперт добавляет, что такой игровой формат наиболее интересен сотрудникам и позволяет лучше узнать друг друга максимально быстро.
В Land Law Firm ежемесячно проводят корпоративные пятницы, которые нацелены на тимбилдинг и развитие «мягких» навыков. Каждую вторую из них традиционно посвящают саморазвитию, куда чаще всего приглашают внешних экспертов для проведения семинара или мастер-класса. О развлечениях в компании тоже помнят. В одну из корпоративных пятниц сотрудники ходили играть в петанк в Парке Горького. «Никто даже подумать не мог, что эта игра настолько азартна. В итоге мы изрядно насмеялись и выпустили эмоции, одновременно повеселив собравшихся посетителей парка», — рассказывает Бобина.
Тимбилдинг в юрфирмах выстраивают по-разному. Никита Филиппов, заведующий «Де-юре», делится, что сотрудники бюро участвовали в «Гонке героев», преодолевали полосу препятствий длиной 8 км, проводили парусную регату.
Подобные спортивные мероприятия, связанные с преодолением препятствий, спортивным азартом, очень здорово сближают сотрудников. Мы считаем, это очень важный элемент корпоративной культуры. Они действительно сплачивают коллектив, позволяют совместными усилиями эффективно решать сложные и объемные задачи.
В вопросе коммуникаций есть важный момент: необходимо, чтобы все сотрудники — от помощников до партнеров — ощущали себя частью команды. Артур Зурабян, партнер, адвокат, руководитель практики разрешения споров и международного арбитража Art De Lex, отмечает, что в юридическом консалтинге очень многое зависит от исполнителя. Нельзя полностью контролировать процесс оказания услуги, в какой-то части приходится доверять младшим коллегам. По мнению эксперта, доверие работает хорошо только тогда, когда это улица с двусторонним движением: младшие коллеги должны не просто выполнять указания руководителя, но и доверять ему.
Даже самый младший сотрудник должен понимать, что он не просто винтик, не просто рабочая поверхность, приносящая прибыль, но часть интеллектуальной команды, от личного творческого вклада которой зависит конечный результат. Это предполагает повышенный стандарт ответственности вне зависимости от занимаемой позиции.
Один из способов сплотить коллектив и наладить коммуникации — совместные мероприятия, направленные на тимбилдинг. В КИАП корпоративные тимбилдинги — часть традиции, отмечает Андрей Корельский, управляющий партнер компании. В бюро проводят забеги Legal Run. «Но больше всего пока мне запомнился наш выезд всем офисом весной 2020 года на зимний Байкал, где мы отмечали десятилетие бюро», — говорит юрист.
В Delcredere на одном из новогодних корпоративов поставили сказки Пушкина. Для этого пригласили театрального режиссера и арендовали красивые костюмы. Роль получил каждый сотрудник компании. «Было весело, особенно в моменты репетиций, когда каждый мог расслабиться и раскрыться как человек со своим характером и навыками. Благодаря этой идее мы смогли посмотреть на друг друга по-новому, обнаружить скрытые таланты», — делится Сапова. Эксперт отмечает, что постановка помогла сотрудникам улучшить коммуникативные навыки и получить опыт публичных выступлений.