Новые практики и помощь с релокацией: как сейчас работают региональные юрфирмы
Необходимые изменения
На фоне происходящего работа стала более стрессовой и напряженной. Об этом говорит управляющий партнер новосибирской юрфирмы Ветров и партнеры Виталий Ветров. Потому главы юрфирм стали уделять больше внимания вопросам психологической поддержки своих коллег. Приходится успокаивать, разграничивать панику и обоснованные опасения, объясняет управляющий партнер юрфирмы Ялилов и Партнеры Айнур Ялилов. Адвокатское бюро Яблоков и партнеры прошло в этой работе несколько этапов: от запрета в офисе обсуждать политическую ситуацию до организации занятия по тактической медицине.
А в юрфирме Насонов, Пирогов и Партнеры продолжили открыто говорить с командой про политические новости, высказывать мнение и видение дальнейших перспектив. Взаимная эмпатия важна в такие периоды как никогда, подчеркивает партнер Роман Пирогов. После объявления частичной мобилизации они провели несколько раундов переговоров между партнерами, чтобы услышать друг друга и выработать общую позицию, добавляет юрист: «Не паникуем, не бежим и продолжаем работать». Еще нижегородская юрфирма организовала ликбез для всего офиса на тему мобилизационных вопросов и индивидуальные встречи со всеми юристами-мужчинами на тему возможных рисков. Управляющий партнер адвокатского бюро Гребнева и партнеры Ирина Гребнева тоже не скрывает, что после объявления частичной мобилизации они с коллегами испытали стресс. По ее словам, некоторые сотрудники уехали из страны: «Пришлось перестроить работу с учетом удаленки для них, но пандемия научила нас этому».
Новости очень сильно отвлекают: все постоянно читают телеграм-каналы, обсуждают, переживают. Конечно, такой фон сказывается на личной и командной эффективности. По себе могу сказать, что очень непросто бороться с внутренней тревожностью и настраиваться на рабочий лад.
Пирогов и Ветров шутят, что тяжелые времена требуют пересмотра отношения к гендерному равноправию. Насонов, Пирогов и Партнеры даже скорректировали подход к найму новых сотрудников: теперь там временно отдают предпочтение девушкам.
В Юсконсалт не стали ограничиваться психологической взаимопомощью. Юрфирма изменила свою финансовую модель: появилась базовая часть вознаграждения без уменьшения прежних зарплат, а премии привязали к результату. Их управляющий партнер Евгения Бондаренко говорит, что коллеги с пониманием отнеслись к подобным изменениям: «Копим финансовую подушку для всей команды».
При этом не оправдались совсем уж пессимистичные прогнозы начала года для юррынка. «Вместо длительной рецессии, которой мы опасались, удалось расширить штат даже открыть офис в Москве», — рассказывает управляющий партнер Mazka, Metelkin, Bushmin & Partners Иван Мазка. В адвокатском бюро «Гребнева и партнеры» тревожились за судьбу практики защиты интеллектуальной собственности. В марте выручка у нее упала, но уже с апреля все восстановилось, уверяет Гребнева: «Остальные направления нашей деятельности оказались менее чувствительны к изменению внешнеполитической ситуации». Партнер юридической компании Центральный округ Зоя Филозоп вовсе настаивает, что региональный рынок юруслуг за последнее время даже вырос. Она объясняет это тем, что более крупные столичные компании стали чаще передавать им на субподряд часть проектов, оценив высокий уровень экспертных знаний регионалов по значительно более низкой цене.
Вместе с тем уход зарубежных компаний из разных сфер ощутили на себе и юрфирмы за пределами Москвы. Ялилов отмечает, что на 24 февраля 2022 года половина всех проектов их фирмы была связана с обслуживанием иностранного бизнеса в России: «Нам пришлось вынужденно развернуться вместо Запада на Восток». Аналогичные трудности испытала и команда Волга Лигал «Если раньше мы всегда ориентировались на привлечение инвестиций, то сейчас стало понятно, что это больше не актуально для североамериканских и европейских клиентов», — констатирует управляющий партнер этой юрфирмы. По его словам, единственными востребованными идеями для этой группы доверителей стали проекты на выход из российских активов.
Параллельно с решением основных клиентских задач юрфирмы стараются увеличить pro bono активности. «Юсконсалт» для информирования клиентов выпускает бюллетени с горячими изменениями по актуальным темам и проводит просветительские мероприятия для бизнеса бесплатно. А Contra составила подробный юридический гайд про трудовые отношения в условиях мобилизации. Управляющий партнер этой дальневосточной юрфирмы Кирилл Возисов подчеркивает, что они не стали зарабатывать на услугах, а зачастую псевдоуслугах по военному или так называемому мобилизационному праву. Речь идет об общих рекомендациях, которые некоторые юристы выдают за частные случаи и предоставление неких уникальных знаний.
С какими запросами приходят теперь доверители
Немало проектов у региональных юрфирм связано с закрытием в России иностранных компаний. Одни команды помогают им уходить из РФ, другие сопровождают сделки по покупке активов зарубежных предприятий, которые приобретают отечественные предприниматели. Правда, зарубежные бизнесмены нередко просят предусмотреть в соглашениях опционы для возможного возвращения в РФ, обращает внимание Возисов. Другие инициативы ставят на паузу. Клиент юрфирмы «Шаймарданов и Сабитов» приостановил создание крупного жилого поселка в Татарстане из-за изменившейся геополитической обстановки.
Отдельным блоком идут вопросы, связанные с блокировкой иностранных ценных бумаг, сомнительными действиями банков и брокеров, отмечает Ветров. Частыми спорами стали требования к российским кредитным организациям вернуть средства по «зависшим» валютным операциям, подтверждает Возисов.
В разы меньше обращений на сопровождение текущей юридической деятельности. Как правило, при любом кризисе бизнес начинает экономить на аутсорсинге и перекладывает работу на штатных юристов.
Сейчас предприниматели все чаще хотят видеть в консультантах полноценную подмогу для управления бизнесом, подчеркивает Мазка. И как раз таких запросов стало даже больше от мелкого и среднего бизнеса, который раньше не обращался за сторонними юруслугами, рассказывает Филозоп.
Меняются и направления инвестиционной деятельности. Пирогов утверждает, что все чаще доверители вкладываются в дефолтные активы: «В России сейчас много рублей, и их нужно во что-то вложить, в то же время немало банкротов, которых после отмены моратория станет больше». Юрист объясняет, что главная задача их команды не в том, чтобы обанкротить и продать за бесценок, а выработать стратегию: «Вместе с финансистами и управленцами обеспечиваем устойчивость актива на период переговорного процесса с инвесторами, сохраняя работающий бизнес, а не продавая руины». В то же время уже работающие фирмы их владельцы сейчас не хотят тревожить никакими изменениями. Бондаренко говорит, что уменьшилось число задач по реинжинирингу, так как компании могут избегать внутренних перестановок на фоне нестабильности внешней среды.
Из-за разрыва привычных логистических цепочек непросто приходится подрядчикам в госконтрактах, в проектной или рабочей документации которых предписано использовать конкретные марки комплектующих, оборудования или ПО. Бюро Яблоков и партнеры пришлось искать для своих доверителей выход из таких ситуаций.
Кто-то ищет новые рынки сбыта для продажи своих товаров — от Узбекистана и Казахстана до Турции и ОАЭ. Роберт Шаймарданов, управляющий партнер юрфирмы Шаймарданов и Сабитов, поясняет, что они помогали клиентам реализовать такие запросы, регистрируя юрлица в этих странах и открывая там банковские счета для своих доверителей.
Новые услуги и практики
Несмотря на все внешние сложности, региональные юрфирмы открывают дополнительные практики и запускают новые услуги. Ветров рассказывает, что они собрали в отдельный блок проекты вне РФ и с привлечением иностранных партнеров. «Солнцев и партнеры» установили деловые контакты с военными юристами после объявления частичной мобилизации. А «Юсконсалт» запустили пакетное предложение «Устав с советом директоров» на случай мобилизации единственного участника и директора.
Мы начали оказывать полный спектр услуг при создании и последующем правовом сопровождении компаний за рубежом, в том числе в странах СНГ, Турции и ОАЭ.
События 2022 года позволили команде Насонов, Пирогов и Партнеры определить для себя, что они хотят развиваться дальше только как судебные юристы в банкротстве и экономических спорах, не распыляясь на другие направления.
Сложные и необычные дела клиентов
Любой кризис обостряет имеющиеся противоречия и приносит новые. Управляющего партнера Волга Лигал Андрея Сычева удивил запрос клиента по защите от рейдерского захвата инфраструктурного объекта со стороны крупного муниципалитета, который «использовал недобросовестные инструменты 20-летней давности». А Возисову пришлось структурировать для кипрского клиента сделку по продаже бизнеса в России резиденту РФ с расчетами в криптовалюте и опционах.
После частичного отключения российской банковской системы от SWIFT в марте этого года около €100 млн доверителя Mazka, Metelkin, Bushmin & Partners «потерялись» между Сбербанком и Deutsche bank. Российский банк уже списал средства, а их немецкие коллеги твердили, что не видят их у себя, вспоминает Мазка: «После уверяли, что деньги у них, но доверителя проверяют на предмет связи с подсанкционными лицами. Каждый раз находились разные причины удерживать деньги на их стороне». После длительных переговоров и переписок при помощи немецких коллег удалось решить этот вопрос.
Яблоков для одного из своих клиентов решал задачу по срочной замене вида оборудования в большом госконтракте с заказчиком-министерством. Все происходило уже на этапе завершения работ при реализации важного социально-инфраструктурного проекта регионе. А юристы фирмы «Шаймарданов и Сабитов» придумали, как после введения санкций можно доставить в Россию оборудование, купленное за границей.
Пришлось «из себя выпрыгивать». Были переговоры с угрозами, письма «ва-банк», обратного пути после которых нет, даже участвовал в протокольном совместном совещании ряда ведомств. Чудом удалось продавить на здравом смысле без риска дела о мошенничестве в будущем.
В последние недели предпринимателей волнуют вопросы сохранения бизнеса и ценных сотрудников в период частичной мобилизации. Управляющий партнер Солнцев и партнеры Станислав Солнцев считает, что сложнее всего передать управление бизнесом индивидуальных предпринимателей: «Изначально этот формат работы не предполагал такого варианта, поэтому приходится продумывать сложную договорную и организационную структуру, хотя сам бизнес при этом может быть куда проще и дешевле того, что существует в условном ООО».