Юррынок
28 октября 2022, 10:47

Перестроить бизнес и взаимодействовать с властью: итоги форума «Право-300»

В 2022 году бизнес столкнулся с серьезными вызовами. Уход компаний с российского рынка заставил искать новых контрагентов. А после объявления частичной мобилизации в России организациям пришлось отлаживать взаимодействие с военкоматами. О том, как работать топ-менеджерам и бенефициарам в это непростое время, поговорили участники юридического форума «Право-300». Подробнее — в нашем материале.

Новые вызовы 2022 года

Россия столкнулась с беспрецедентными санкциями, а еще с «эффектом отмены». После начала СВО на Украине иностранные фирмы начали массово уходить из РФ, а заказчики — отказываться от контрактов с российским бизнесом. В итоге отечественные компании столкнулись с разрушением цепей поставок и крушением рынка сбыта, отметил Евгений Родин, партнер, руководитель практики «Ресурсы. Промышленность. Реструктуризация» VEGAS LEX По его словам, даже при разрыве контракта зарубежные компании не уходили по-английски, а пытались договориться и минимизировать свои риски. Но в некоторых случаях нежелание исполнять договоры все-таки повлекло возникновение судебных споров.

Никита Филиппов, заведующий БА «Де-юре», напомнил, что согласно ст. 248.1 АПК («Исключительная компетенция арбитражных судов в РФ по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера») можно перевести спор в дружественную юрисдикцию. Согласно норме, спор с иностранным элементом относится к исключительной компетенции российского арбитражного суда при условии, что в деле участвует лицо, на которое за границей наложили санкции. Попытаться перевести спор из недружественной юрисдикции, по словам Филиппова, можно по нескольким причинам. «Сейчас не приходится надеяться на справедливость в иностранном суде», — признал Филиппов. А еще в российских судах издержки на разбирательство ниже. 

Но правительство не оставило бизнес и пыталось поддержать его в непростое время, признала Татьяна Каменская, управляющий партнер Каменская & партнёры

С февраля 2022 года правительство приняло колоссальное количество мер по поддержке бизнеса. Мы все видим и приветствуем. На сайте правительства каждый день обязательно появляется какое-то постановление по поддержке, выделении субсидии из бюджета той или иной отрасли.

Татьяна Каменская

Одной из таких мер поддержки был банкротный мораторий, который действовал с 1 апреля по 1 октября. На протяжении полугода кредиторы вновь не могли инициировать несостоятельность своих должников — физических и юридических лиц. О последствиях введенной меры для участников рынка рассказал Давид Кононов, глава практики «Сопровождение процедур банкротства и антикризисный консалтинг» ЮК «Лемчик, Крупский и Партнеры». 

Он отметил, что в течение полугода после окончания прежнего моратория на банкротство на Федресурсе опубликовали почти 16 000 намерений подать заявление на банкротство. Сейчас активность кредиторов возросла. За первый день отмены последнего моратория появилось уже 454 намерения. Кононов считает, что при сохранении такого темпа рубеж в 16 000 будет преодолен уже через месяц с небольшим.

Если процедура инициирована до 1 января 2023 года, то трехлетний срок оспаривания сделок будет течь с 1 апреля 2022-го — даты начала моратория. Значит, у кредитора будет больше времени для пополнения конкурсной массы через оспаривание сделок.

В 2022 году бизнесу пришлось адаптировать работу и под законодательные изменения. Так, для совершения некоторых сделок теперь необходимо получать разрешение, говорит Ксения Степанищева, советник Ковалев, Тугуши и партнеры  Например, когда нужно предоставить кредит и заем «недружественным» иностранцам или совершить операцию в отношении акций и долей российских ООО. Сначала фирма обязана подать заявление и документы в Минфин. Потом их рассматривает правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ на заседании. И только тогда заявителю выдают разрешение. Степанищева считает, что такой порядок ведения обозначенных сделок будет существовать, пока действуют санкции. «Мы должны смириться, что это новая реальность», — заключила Степанищева.

В последний год многие в России задумались о переезде и получении иностранного гражданства, в том числе с помощью инвестиций. Сейчас для россиян доступны только три программы инвестгражданства, рассказала Софья Силина, вице-президент Apex Capital Partners по России и СНГ. Одна из них существует в Гренаде, паспорт которой дает безвизовый въезд более чем в 143 страны, включая Китай, Сингапур, Великобританию. Два других государства, которые готовые дать россиянам гражданство взамен на инвестиции, — Черногория и Турция. Но эксперт предупредила, что теперь там проверка претендентов стала проходить дольше.

Раньше инвестиционное гражданство Гренады оформлялось за 3–4 месяца, сейчас срок увеличился в несколько раз. Мы ориентируем клиентов на 10 месяцев, но может быть и дольше. 

Софья Силина

Взаимодействие с госорганами

21 сентября президент Владимир Путин своим указом ввел в России частичную мобилизацию. На некоторых территориях, в том числе в Москве, частичная мобилизация приостановлена, но не отменена полностью, предупредила Варвара Кнутова, партнер Сотби Она напомнила, что сейчас в Госдуму регулярно вносят законопроекты о новых отсрочках или мерах поддержки для тех, кого отправили в зону СВО. «Это происходит не потому, что кто-то исключает вторую и третью волну мобилизации», — объяснила юрист.

Она призывает бизнес не терять время и наладить ведение воинского учета. Кнутова напомнила о возможности бронирования сотрудников. Попытаться получить отсрочку для сотрудника могут не только оборонные предприятия, но и все юрлица: нужно обратиться в межведомственную комиссию по бронированию в своем регионе. Там следует обосновать, что конкретные сотрудники необходимы для бесперебойной работы организации. По каждому человеку комиссия принимает решение. Определить заранее конкретные специальности, которые точно получат бронь, не получится: документов по этой теме нет в открытом доступе, они засекречены. Кнутова дала несколько рекомендаций и самим сотрудникам. Она посоветовала заранее сделать доверенность на кого-то из близких, а еще оставить родным копии всех важных документов, в том числе военного билета.

Эксперты рассказали об особенностях взаимодействия с другими органами госвласти сейчас. Пожалуй, один из самых сложных органов в плане взаимодействия — налоговая, сказал Валерий Еременко, партнер, соруководитель судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и модератор сессии. Он отметил, что возникающие споры с ФНС лучше не доводить до суда. На этой теме остановилась Галина Акчурина, партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept По ее словам, досудебное регулирование в таких вопросах более эффективно, чем судебный спор. При обращении в вышестоящий налоговый орган удается оспорить порядка 80–90% незаконных доначислений.

Акчурина посоветовала активно взаимодействовать с налоговым органом. С этим согласен и Андрей Соломяный, партнер Tax compliance По его словам, если к компании возникли вопросы, нужно сразу направлять необходимые документы. Если же дело дошло до суда, то следует применять налоговую реконструкцию. То есть налогоплательщик, который использовал схемы по уходу от налогов, доплачивает в бюджет столько, сколько заплатила бы добросовестная компания при совершении таких же сделок.

Налоговый орган при взаимоотношении с налогоплательщиком готов идти навстречу. Поэтому чем больше будете общаться с налоговым органом, тем больше шансов уйти от уголовно-правовых и субсидиарных рисков.

Андрей Соломяный

Следующий выступающий — Михаил Казанцев, партнер АБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры — рассказал, как компаниям правильно выстроить работу с властью. GR (Government Relations дословно «взаимодействие с государственной властью». — Прим. ред.) необходим не только для получения поддержки от власти, но и для влияния на законодательные инициативы.

По словам Казанцева, необходимость создания GR-команды в компании зависит от масштабов бизнеса. Нет смысла создавать такую команду в малом и среднем бизнесе. 

Среднему бизнесу, наверное, лучше вступать в ассоциации и союзы. Потому что обычно вопросы, связанные с GR, возникают не так часто. Потому формировать огромную службу — не очень эффективная трата ресурсов.

Михаил Казанцев

Среднему бизнесу Казанцев порекомендовал обращаться к сторонним консультантам, чтобы они раскрыли методологию работы с госорганами разных уровней. А вот крупные организации могут иметь в штате свою GR-команду. Выстраивание ее стратегии — системная работа, считает Виталий Жигулин, партнер Kesarev.

Если вы не знаете стейкхолдеров (заинтересованные стороны, в том числе и органы власти), не поддерживаете системную коммуникацию, не распределяете внутри организации, кто с кем общается — кто с министром связи, кто с его заместителем, а кто с директором департамента, — это достаточно хаотичная деятельность, которая не принесет результата.

Виталий Жигулин

Каменская уверена, что нужно не только вести постоянный диалог с органами власти. Следует не забывать про бизнес-риски. Например, когда фирма убеждает госорган принять какой-то документ, в котором заинтересована организация, нужно понимать, что, возможно, необходимое разъяснение или приказ не выйдут. 

Новые запросы и требования к юристам

Постоянное взаимодействие важно не только для бизнеса и госорганизаций, оно необходимо между компаниями и консультантами. Юристам важно погрузиться в бизнес-процесс, уверен Денис Косенков, управляющий партнер Kosenkov&Suvorov Понимать, что важны не только их профессиональные компетенции, но и потребности клиента.

Логика простая. Бизнес зарабатывает деньги. У него есть потребности в сопровождении бизнес-проектов, связанные с юридическим обеспечением. Потому абсолютно любые юридические решения, которые предлагают бизнесу, должны приниматься юристами в так называемом бизнес-партнерстве.

Денис Косенков

Косенков говорит, что такое требование к консультантам связано с эволюцией бизнеса и оно прослеживается на протяжении нескольких лет. О том, как начали меняться запросы клиентов к юристам в 2022 году, рассказал Дмитрий Марканов, управляющий партнер Patentus  По его словам, сейчас существенно вырос спрос на гонорар успеха — соглашение между адвокатом и его клиентом, по которому в качестве платы за услуги юрист получает долю от выигранной суммы. Марканов обратил внимание и на другую тенденцию: организации просят предоставлять гарантии, спрашивают про финансовую ответственность консультантов. Происходящее эксперт связывает с финансовыми трудностями бизнеса или желанием сэкономить в непростое время.