Спецвыпуск: Право-300
8 декабря 2022, 9:39

Зарубежные проекты и рейтинги: когда и как инхаусы выбирают консультантов

Увеличилось число запросов на разрешение проблем с иностранными контрагентами. Теперь некоторые российские предприниматели стараются общаться с ними исключительно через проверенных юристов. Если раньше за юруслугами могли обращаться к консультантам главы юрдепов, то в этом году все чаще приходили с задачами сами собственники бизнеса. Критерии выбора остаются неизменными: личные рекомендации и юррейтинги.

Чаще всего инхаусы крупных компаний стали обращаться к консультантам, когда уже произошла какая-то проблема и ее надо оперативно решать. Об этом говорит управляющий партнер Пепеляев Групп Сергей Пепеляев: «Действовать на опережение и нивелировать риски сейчас слишком сложно из-за неопределенности в экономике и неожиданных политических решений». Поэтому весь 2022 год бизнес нуждался в оперативных советах по ограничительным мерам и нововведениям властей, замечает управляющий партнер московского офиса адвокатского бюро ЕПАМ Денис Архипов.

Задача внешних консультантов в такой ситуации — дать бизнесу время и правовую базу. Это позволит клиенту принять наиболее эффективное для своей компании решение, добавляет юрист: «Надо помочь разобраться, что в условиях новой реальности можно, а что нет». Очень пригодились отточенные в пандемию навыки инициативной поддержки постоянных доверителей, подчеркивает управляющий партнер Land Law Firm Денис Литвинов: «Мы с ними обсуждаем новости законодательства и практики чаще всего в лояльном и pro bono формате».

За какими услугами приходили инхаусы в 2022 году чаще всего

— Сопровождение налоговых споров.

— Создание компаний за рубежом в дружественных юрисдикциях.

— Санкционный комплаенс.

— Купля-продажа российских активов.

— Изменение корпоративной структуры фирм.

Со слов экспертов, чьи комментарии есть в этом тексте.

Главные задачи

Запросы в юрфирмы приходят разными путями. В АБ А2 чаще обращаются сами собственники компаний или руководители, говорит управляющий партнер бюро Михаил Александров: «Так сложилось изначально, и за последнее время тенденция не изменилась». А в Косенков и Суворов, наоборот, обычно приходили за консультациями главы юридических департаментов. Но в этом году ситуация поменялась. Сильно выросло количество обращений от владельцев компаний, связанных в преимущественно с корпоративными вопросами, трансграничными операциями и личными поручениями, констатирует управляющий партнер этой юрфирмы Денис Косенков.

Степень нашего участия в принятии управленческих бизнес-решений клиентов в этом году выросла. В кризисной экономике вес юридических компетенций при принятии стратегических решений бизнесом зачастую определяющий.

Денис Косенков

У консультантов в этом году менялся пул клиентов и задач. В первую очередь потому, что ушли из РФ иностранные юркомпании. Крупные российские фирмы, которые традиционно пользовались услугами ильфов, начали сотрудничать с рульфами. В частности, по такому направлению, как услуги в сфере интеллектуальной собственности, рассказывает Пепеляев. У Косенков и Суворов среди новых клиентов стало много компаний из IT-сферы, фармацевтики и финансового сектора. Увеличилось и число запросов на сопровождение споров с госорганами, отметил Литвинов. А еще «заиграли новыми красками» корпоративные конфликты, добавляет управляющий партнер Nektorov Александр Некторов.

В какой-то момент мне показалось, что мы вернулись в начало 1990-х или 2000-х годов. Все это требует внешней профессиональной юридической поддержки.

Александр Некторов

Прибавило работы российским юрфирмам и санкционное давление на бизнес. Компании «РАОС Проект» (дочернее предприятие «Русатом Энерго Интернешнл», входящее в состав госкорпорации «Росатом») понадобилась помощь юристов из-за отказа местных властей достраивать АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии. При поддержке юристов из ЕПАМ фирма попытается получить компенсацию за расторжение контракта в одностороннем порядке. У другой дочки Росатома под угрозой срыва возведение АЭС в Турции. На этом проекте юридическую поддержку им окажет адвокатское бюро Рыбалкин

Нужна правовая помощь и крупным региональным предприятиям из РФ, которым приходится разрешать споры с иностранными контрагентами. Так, Lidings согласились помогать Новосибирскому заводу химконцентратов. Тот искал юристов, которые проконсультируют по гражданскому праву Швеции и Нидерландов, а еще представят интересы предприятия в международном арбитраже.

Связи с иностранными юристами и подрядчиками сейчас часто выстраивают через российские юрфирмы, поясняет партнер ФБК Александр Ермоленко. Консультанты нужны для более тонкой настройки бизнеса — такой, чтобы уменьшить экономические и санкционные риски, не потеряв эффективности управления группой компаний, утверждает управляющий партнер Legal Леонид Эрвиц.

Критерии отбора

Главную роль по-прежнему играют подтвержденные рекомендации или опыт работы с консультантом, утверждает Литвинов. «Мы в первую очередь работаем с конкретными специалистами, — обращает внимание Александр Коновалов, руководитель юридического департамента «РТ-Инвест». — Я всегда предпочитаю людей компаниям, но иногда нужно использовать уважаемый бренд для обоснования рисков».

По словам Литвинова, рейтинги выходят на первый план, когда заказчик хочет расширить или изменить панель юрподрядчиков, или ему нужна услуга, для исполнения которой у него нет проверенных контактов. Чаще всего списки лучших юрфирм имеют дополнительное, подтверждающее значение. Недостаточно просто быть в них, уверяет Некторов: «Нужно, чтобы тебя как консультанта передали из рук в руки. Конечно, при этом и твоя фирма должна быть высоко в рейтингах».

Большинство заказчиков в последние годы опирались не только на иностранные юррейтинги, но и на отечественные, уверят Литвинов. «В последние годы мы действительно учитывали и те и другие», — подтверждает директор по юридическим вопросам ППК «Технониколь» Татьяна Жених.

После 24 февраля исследовательский центр Chambers & Partners и The Legal 500 перестали оценивать российские юрфирмы, теперь в этом разделе только украинский флаг. Поэтому последние исследования юррынка РФ из-за рубежа учитывают показатели только за 2020 год: за 2021-й рейтинги выпустить не успели. 

Рейтинг фактически остался только один — «Право-300». Все международные справочники перестали анализировать российский юридический рынок, поэтому и из тендерных требований эти рейтинги клиентами были исключены автоматически, объясняет последствия управляющий партнер адвокатского бюро КИАП Андрей Корельский. Пепеляев подтверждает, что документы для закупок особо не изменились: они содержат в качестве одного из требований присутствие в ведущих российских рейтингах. Иностранные тоже имеют значение до сих пор, но раз они не актуализируются, им уделяют меньше внимания, делится наблюдениями партнер юрфирмы Инфралекс Станислав Петров.