Следом за клиентом: как работают юрфирмы, которые открыли офисы за границей
Бизнес ушел, а юристы остались
В 2022 году из России одна за другой стали уходить иностранные компании (подробнее — в статье «Кто уходит из России: список компаний»). Некоторые говорили о приостановке работы, другие отказывались платить в рублях, а третьи просто закрывались. Один из самых громких уходов коснулся магазина IKEA. О том, что компания закрывается, стало известно летом. IKEA провела онлайн-распродажу своих товаров, за которыми выстроилась огромная очередь желающих. Все, что не скупили сразу, уже осенью выкупил «Яндекс Маркет».
Преимущественно ушли компании с западными акционерами и капиталом, рассказывает управляющий партнер КИАП Андрей Корельский. И для юрфирм, которые работали с иностранным бизнесом, это не очень позитивная тенденция. Например, IT-компания Citrix, с которой сотрудничал КИАП, приостановила все продажи и поддержку клиентов в России.
С другой стороны, российские компании воспользовались ситуацией и стали активно заполнять освободившиеся ниши. Один из ярких примеров — «Вкусно — и точка», которая пришла на место «Макдональдса». Поэтому количество работы в общем объеме снизилось несущественно, отмечает Корельский. А по некоторым практикам, например в сфере корпоративного права и M&A, задач, наоборот, стало больше.
Управляющий партнер FTL Advisers Мария Чуманова признается, что бизнес клиентов компании по большей части остался в России. Но из-за санкций сильно изменились запросы. «Мы столкнулись с огромным количеством запросов, связанных с необходимостью создания юрлиц (включая представительства и филиалы) за рубежом, перенастройки логистических и финансовых цепочек», — отметила эксперт.
Чуманова рассказывает, что одной из самых популярных услуг стал сравнительный анализ юрисдикций для реализации бизнес-проектов. Компании просят юристов оценить налоговые и валютные риски в РФ и за рубежом, а еще помочь с поиском банков, которые готовы сотрудничать с российскими клиентами. Ведь на практике встречаются случаи, когда зарубежные банки не дают россиянам пользоваться счетами под предлогом разных проверок. Причем это касается не только попавших в санкционные списки.
Отдельная категория запросов поступает от людей, переехавших за рубеж, добавляет Чуманова. Многие столкнулись с необходимостью подтверждать источники дохода (например, при открытии банковских счетов и проведении сделок с недвижимостью). Поэтому для FTL Advisers подготовка комплаенс-файлов стала востребованной услугой.
Следом за клиентом
Некоторые российские юрфирмы последовали за клиентами, но к вопросу релокации подошли по-разному. Часть открыла собственные офисы и представительства, например Аронов и партнеры Сперва компания основала офис-филиал в Узбекистане, а накануне Нового года сообщила, что расширяется и в другие страны — Казахстан и Киргизию. Еще юрфирма планирует открыть ассоциированные офисы в Сингапуре, Китае и Гонконге.
Но не все компании действуют так масштабно. Versus.legal решил просто отправить в длительную зарубежную командировку нескольких сотрудников.
Открыть юридический офис за границей — дорого и непросто, поэтому принимать такое решение нужно обдуманно. Корельский советует следовать за клиентским спросом.
Если к вам обратились один-два раза за какой-то услугой, то это еще не рынок. Такие запросы проще перенаправить проверенным партнерам. А если спрос устойчивый и систематичный на протяжении нескольких месяцев и продолжает нарастать, то это повод задуматься.
Так поступил Versus.legal Управляющий партнер компании Геннадий Курдюмов говорит, что они пошли на новый рынок, чтобы помочь клиентам с релокацией. Речь идет в первую очередь о фирмах из IT-сферы и креативных индустрий. Он отмечает, что задачи компании выходят за рамки чисто юридических и включают помощь с бытовыми вопросами, поиском жилья и заходом в местные профессиональные сообщества.
Чтобы облегчить процесс, офис за границей можно открыть в сотрудничестве с местными юристами с хорошей репутацией. Так сделали многие юрфирмы: КИАП открыл офис в Стамбуле в партнерстве с турецкой юрфирмой Miran Legal, новый дубайский офис BGP Litigation создан совместно с компанией BSA Ahmad Bin Hezeem & Associates LLP, а Рыбалкин, Горцунян, Дякин и Партнеры открылся в Ереване на базе фирмы «Григорян и партнеры». Причем партнер юрфирмы из Армении Саргис Григорян стал партнером рульфа.
В 2022 году среди популярных направлений для релокации оказались Узбекистан, Казахастан, ОАЭ. Партнер FTL Advisers Дарья Невская рассказывает, что переехала в ОАЭ, чтобы на месте помогать клиентам решать вопросы и оперативно проводить встречи с банками и местными юристами.
Открытие офисов в ОАЭ и Казахстане связано со стремительным развитием этих регионов как новых финансовых и торговых центров для российского бизнеса, поясняет управляющий партнер O2 Consulting Ольга Сорокина. Компании из РФ не могут взаимодействовать с партнерами из недружественных стран, поэтому выстраивают работу через другие юрисдикции. Сорокина отмечает, что все офисы компании, в том числе и новые, работают по единым стандартам. Поэтому сотрудникам O2 Consulting, которые переехали в ОАЭ и Казахстан, не надо было перестраивать работу. Зато им пришлось адаптироваться к часовой разнице, местной погоде и культурным традициям.
У BGP Litigation всегда было много проектов на Ближнем Востоке, рассказывает партнер Дмитрий Базаров.
Мы давно консультируем клиентов из ОАЭ, Катара, Саудовской Аравии, Египта. В 2022 году число запросов резко увеличилось, а юрбизнес всегда следует за клиентом. Чтобы оказывать поддержку 24/7, требовалось лично присутствовать в регионе. Поэтому решили открыть офис в Дубае.
В дубайском офисе BGP Litigation постоянно находятся четверо сотрудников фирмы. Еще четверо периодически сменяют друг друга, приезжая в командировки для работы по отдельным проектам. Базаров добавляет, что специфика работы в регионе заключается в ее комплексности и срочности. Проекты мультиюрисдикционные и работают по ним сразу несколько практик. Например, параллельно юристы могут заниматься разрешением корпоративных вопросов, международным налоговым планированием, консультированием по санкциям и вопросами сохранения благосостояния, отмечает эксперт.
Дубайский офис BGP Litigation показывает успехи. Так, операционный директор фирмы Элина Собакарь победила в номинации «Запуск новой услуги или практики» национальной премии в области юрмаркетинга Best Law Firm Marketing за его открытие.
Офис BGP Litigation в Дубае
Сейчас юрфирмы, которые открыли представительства за границей, занимаются обустройством офисов и налаживают быт сотрудников. Не забывают юристы и о клиентском сервисе. Так, Denuo готовится к первому клиентскому семинару в Дубае. Вместе со своими партнерами из ближневосточной юридической фирмы EKP эксперты расскажут об особенностях ведения бизнеса на Ближнем Востоке, налоговых и санкционных требованиях.
Опрошенные юристы признаются, что трудности за границей есть, но не раскрывают детали. Лишь говорят, что работы много, задачи сложные и нестандартные, их приходится решать быстро, поэтому времени на отдых не всегда хватает. При этом эксперты отмечают, что с любыми трудностями можно справиться, если есть мотивация развивать бизнес в новых странах.