Стратсессия компании на юрфоруме: совмещаем правильно
Суть мероприятия
В сфере бизнес-консалтинга стратегическими сессиями называют мероприятия, на которых ключевые сотрудники компании и приглашенные специалисты вместе разрабатывают корпоративные решения. Как правило, речь идет о создании среднесрочного или долгосрочного плана развития фирмы. Юрдепы крупных предприятий тоже регулярно участвуют в подобных активностях. Для этого сотрудники выезжают на два-три дня за пределы офиса — на базу корпоративного университета или в дом отдыха, рассказывает директор правового блока «Ростелеком» Александр Смирнов. По его словам, если число работников в юридическом отделе не больше ста человек, то на выезд стараются брать всех. Когда правовая команда состоит из несколько сотен юристов, то приглашают только ключевых.
Одна из основных задач стратсессии — создать единое информационное поле в коллективе, повысить уровень вовлеченности персонала и сильнее сплотить его. На это обращает внимание Руслан Ибрагимов, основатель и управляющий партнер IRS Management Group, а в прошлом вице-президент МТС: «Такое мероприятие можно отнести к линейке мощных командообразующих инструментов». С коллегой соглашается и управляющий партнер юрфирмы Косенков и Суворов Денис Косенков, который до консалтинга более 12 лет руководил юридическими подразделениями в крупных российских компаниях. Он объясняет, что для достижения высоких результатов все работники должны трудиться в одинаковом контексте и четко видеть общие ключевые цели: «Стратегические сессии в этом хорошо помогают». На этих мероприятиях особенно удобно презентовать коллегам организационные изменения, которые только планируется внедрить. Узнав о них, команда сможет коллективно выработать наиболее эффективные методы для их реализации и спокойнее принять нововведения, поясняет бывший директор юридической поддержки «Сибура», а сейчас основатель компании «Юридический менеджмент» Алексей Никифоров.
Сотрудникам важно ощутить причастность к формированию базовых правил совместной работы, обменяться и обогатиться профессиональным опытом, увидеть успехи коллег, продемонстрировать достижения и даже, возможно, получить награды перед всем коллективом. Это повышает мотивацию работников.
При этом собираться в таком формате нужно хотя бы два раза в год, советует директор по маркетингу и развитию КА «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры» Светлана Лашук. А лучше — еще чаще. В «Кульков, Колотилов и партнеры» гармонично распределяют тренинги по разным темам на весь календарный год: пять-семь отводят для развития гибких навыков (софт скиллов) и семь-десять — для жестких. Практика показывает, что так информация лучше усваивается, говорит управляющий партнер этой юрфирмы Максим Кульков: «Когда людей вывозят на пару дней за город, где в первый день пичкают тренингами, а на второй пьют алкоголь, то запоминается обычно второе».
По наблюдениям Лашук, основные части работы на стратсессии должны быть следующими:
устроить игру или дать задания каждой группе (а-ля мозговой штурм);предоставить слово каждому, кто хочет высказаться;выделить место конструктивной критике и обратной связи;зафиксировать на бумаге все происходящее;подвести итоги в конце и обозначить дедлайны для поставленных задач, назначить ответственных;проследить, чтобы все выполнялось в срок.Важность для руководства и сотрудников
Эффективная стратсессия позволяет по-новому взглянуть на работу и руководству фирмы, и рядовым сотрудникам. Топ-менеджеры начинают понимать, чего им действительно хочется от бизнеса еще при подготовке к мероприятию — когда они собирают аналитику, говорит бывший главред журнала «Корпоративный юрист», а сейчас директор по развитию адвокатского бюро Kaloy.ru Елена Ершова. По ее мнению, порой начальство во время таких совместных выездов может открыть неожиданный потенциал у ключевых сотрудников. А работники, в свою очередь, ощущают себя частью бизнеса, которая тоже принимает решения и влияет на результативность команды.
Для многих стратсессия открывает новое понимание миссии в компании, особенно после знакомства с аналитикой, о которой многие даже не задумываются. Например, сотрудник узнает стоимость своего рабочего часа для компании и анализирует собственную эффективность или неэффективность.
Результат таких стратсессий не заставит себя долго ждать. После мероприятий в организации снижается текучесть персонала, повышается его вовлеченность в работу, а еще формируются новые связи между сотрудниками, чтобы быстрее решать сложные задачи, перечисляет Никифоров.
Иногда стратсессии дают коллективу столь необходимую перезагрузку. Если текущий подход к ведению бизнеса потерял актуальность, показатели падают и идет стагнация, то во время командной работы удается найти верный путь по выходу из кризиса, замечает директор по развитию адвокатского бюро «Казаков и Партнёры» Наталья Николаева. Правда, далеко не все руководители-юристы имеют бизнес-образование, поэтому подготовить стратегическую сессию получится лучше, если пригласить внешних консультантов, рекомендует эксперт. Ибрагимов уточняет, что в роли сторонних специалистов должны быть профессионалы, имеющие большой опыт работы в руководстве юрдепом и обладающие навыками использования элементов так называемой управленческой психологии.
Но найти подходящего спикера будет очень сложно. По словам Кулькова, главная проблема внешних консультантов — их оторванность от работы «в полях». Одно дело — найти эксперта по вопросам тайм-менеджмента, и совсем другое — по теме менеджмента судебного дела или выступлений в суде. Юрист рассуждает: «Даже если коуч — экс-партнер хорошей юрфирмы, то через три-четыре года после прекращения работы его знания и навыки устаревают».
Представьте, если хирург, который никогда не делал операций или сделал несколько много лет назад, вдруг начнет учить других, как резать скальпелем.
Объединяем разные форматы
Еще больше споров у экспертов вызвал вопрос совмещения стратсессий с юрфорумами, которые в последние годы стало модно проводить в разных городах. Николаева полагает, что два таких мероприятия юридическая команда может безболезненно соединить: «Выходит идеальная синергия, которая позволяет совместить приятное с полезным — профессиональное общение, обмен опытом, новые знакомства, приятная неформальная обстановка и некий тимбилдинг для всего коллектива». Кроме того, дискуссии в регионах дают возможность юристам оттуда, обладающим уникальным опытом, поделиться взглядами на развитие профессии, добавляет партнер адвокатского бюро Линия Права Алексей Костоваров.
Чтобы попасть на мероприятие, заранее приобретайте билеты.
Управляющий партнер адвокатского бюро КИАП Андрей Корельский, наоборот, видит в таком сочетании ощутимый минус: «Задачи у всех компаний разные, а многие особенности не подходят для широкой публики». Да и выехать на такую стороннюю конференцию большим составом будет проблематично, считает Лашук.
Объединять поездку на форум со стратсессией стоит, если есть четкая цель — обменяться лучшими практиками с коллегами из других фирм и активизировать внешние связи.
Комбинирование стратсессии и выезда на форум директор по развитию бизнеса и маркетингу АБ ЕПАМ Дмитрий Белов сравнивает с приготовлением рыбы фугу: «Одно неверное движение — и вместо уникального деликатеса вы получаете опасный продукт». Поэтому нужно быть первоклассным поваром, чтобы все сделать правильно и достичь результата, на который рассчитывали, подчеркивает он.
Если вы уверены в своих возможностях и в команде, готовы вложиться временем и ресурсами, чтобы получить этот редкий деликатес, — пробуйте. Если вам все удастся, вы будете щедро вознаграждены. Наше бюро самостоятельно делало такие крупные форумы, как Sochi Legal и Kazan Legal, и проводило стратсессии во время ежегодных конференций IBA. Наш богатый опыт проведения таких мероприятий показывает, что свою «фугу» мы готовим правильно и с нужным результатом.