Юррейтинги в новой реальности: кому и зачем участвовать
В начале марта 2022 года Андрей Сычев, управляющий партнер Волга Лигал», обнаружил на рабочей электронной почте письмо от Chambers and Partners. Иностранные исследователи поздравляли российскую юркомпанию с успешным попаданием в юррейтинг, но уточняли: публиковать результаты не будут. Вскоре после отправки этого послания юррынок РФ исчез из рубрикатора Chambers. «Волга Лигал», как и другие отечественные правовые команды, на неопределенный срок осталась за бортом международных рейтингов. «Я знаю, что коллеги из других юрфирм пытались отправлять западным исследователям анкеты в инициативном порядке, но думаю, что сейчас это бесполезно», — говорит Сычев. При этом некоторые представители бизнеса из числа клиентов по-прежнему ориентируются на последние доступные результаты иностранных рейтингов, отмечает Елизавета Русина, старший менеджер отдела развития бизнеса «Пепеляев Групп» Но эта ситуация, по ее мнению, не может длиться вечно: «Рынок уже сильно изменился, и его обновление продолжится».
Главным последствием ухода из России международных исследователей, таких как Chambers и Legal 500, из России Дмитрий Позин, CEO и партнер корпоративной практики Stonebridge Legal, называет уменьшение прозрачности отечественного юррынка для иностранных клиентов. Безусловно, многие крупные рульфы, которые регулярно занимали в иностранных исследованиях высокие места, огорчены. Но современные реалии не позволяют грустить долго, подчеркивает директор по маркетингу и развитию МЗС Светлана Лашук: «Надо принимать быстрые решения в нынешних реалиях, ориентироваться в трендах и видеть перспективы». Их команда регулярно занимала высокие места и в отечественных рейтингах, и в зарубежных.
Зачем участвуют крупные рульфы и ньюльфы
Сегодня юрфирмам из РФ остается участвовать в российских юррейтингах. Среди них участники рынка, опрошенные при подготовке этого материала, выделяют два: «Право-300» и «Коммерсантъ». К остальным исследованиям юркомпании пока приглядываются с осторожностью. Если в новые рейтинги пойдут признанные лидеры юррынка, то тогда появится интерес и у остальных юркомпаний, объясняет директор по развитию адвокатского бюро «Казаков и Партнёры» Наталья Николаева.
Сразу несколько крупных рульфов отказались говорить о роли юррейтингов в их работе. Те, кто согласился, называют такие исследования традиционным маркетинговым «ритуалом» наравне с другими публичными активностями. Анна Кель, руководитель направления по маркетингу и коммуникациям Lidings, уточняет: этот инструмент нужен не для привлечения клиентов, а для демонстрации зрелого подхода фирмы к стабильному развитию. Плюс юррынок уже привык к независимой экспертной оценке и отказываться от нее не готов, добавляет Русина.
Немногие иностранные юрфирмы, работавшие в России, участвовали в отечественных рейтингах. После ухода ильфов их отечественные команды, создавшие ньюльфы, наоборот, охотно пошли и в «Право-300», и в «Коммерсантъ». Управляющий партнер одной из таких компаний (Меллинг) Сергей Войтишкин объясняет зачем: «Стоит подаваться тем, кто ищет новых клиентов, кто хочет удержать или расширить долю на рынке. Кроме того, рейтинг дает возможность получить приглашение от потенциального доверителя и поучаствовать в тендере». Тем более, заказчикам больше нельзя указывать в конкурсной документации, что подрядчики должны фигурировать в иностранных юррейтингах (дело № А40-127035/2022).
Экс-ильфы, которые в большинстве своем ранее не подавали анкеты в российские юррейтинги, изменили подход и стали более лояльными к инфопродуктам российского производства. Из-за этого обострилась конкуренция среди участников рейтингов: количество слотов в номинациях осталось прежним, а число участников ощутимо возросло.
Еще одна мотивация для ньюльфов, чтобы заявляться в отечественные рейтинги, — шанс рассказать о себе под новым брендом, который знают далеко не все участники рынка. И клиентам, и самим консультантам пока сложно ориентироваться в новом юридическом ландшафте, обращает внимание директор по маркетингу и развитию бизнеса Seamless Анастасия Котенкова: «В такой ситуации рейтинги помогают сделать визуально удобную подборку новых имен на карте юррынка РФ». В отличие от других маркетинговых инструментов по публикациям рейтинговых исследований легче понять, что из себя представляет юрфирма в комплексе, соглашается с коллегой Эльмира Смирнова, директор по развитию бизнеса и стратегическим коммуникациям LEVEL Legal Services: «В каких практиках и отраслях практикует, считается ли лидером среди конкурентов».
Российские юридические рейтинги сегодня — это абсолютно не про тщеславие юристов и бросание чепчиков в воздух, а про консолидацию и объединение рынка.
Сейчас ньюльфы находятся в таком положении, когда им важно примелькаться под новыми «вывесками», подчеркивает Смирнова. Если юрфирма с неизвестным названием занимает высокие позиции в рейтинге, то потенциальный клиент поймет, что речь идет не о новом игроке, а о консультанте с богатым накопленным опытом, рассуждает она. Одним словом, коммуникационная политика ньюльфов, в отличие от ильфов, должна быть направлена на открытость как коллегам по цеху, так и клиентам, констатирует PR-консультант Анна Можаева: «Поэтому участие в рейтингах при таком позиционировании обязательно».
Благодаря высокой активности ньюльфов увеличилось и число проектов, которые приходят на изучение отечественным исследователям. На это обращает внимание Вероника Галкина, ведущий аналитик рейтинга «Право-300». Раньше головные офисы ильфов не позволяли российским командам раскрывать информацию о работе. Теперь же у экс-ильфов под собственными брендами стало больше свободы выбора.
Мотивация региональных команд
За последние годы выросло и число региональных юрфирм, которые подаются в «Право-300» и «Коммерсантъ». Если раньше в рейтингах на постоянной основе участвовали четыре-пять самых крупных казанских юрфирм, то теперь их больше десятка, замечает партнер Yalilov & Partners Рустам Губайдуллин. Учитывая такую тенденцию, чаще стали встречаться фирмы, о которых раньше ничего не было известно, констатирует управляющий партнер Nasonov Роман Пирогов. С одной стороны, хорошо, когда в строчках появляются вышедшие из тени команды с реальным опытом, сильными проектами и безупречной репутацией, которые давно на рынке, рассуждает он. Но, с другой стороны, есть случаи, когда в рейтинг попадают «ноунеймы» с неоднозначной репутацией, говорит юрист. Чтобы отсеивать подобные компании, Губайдулин просит составителей рейтингов тщательнее собирать обратную связь от клиентов юрфирм и применять санкции к недобросовестным участникам — от снижения баллов в конкретной номинации до полной дисквалификации.
Из числа региональных компаний подаваться в рейтинги стоит командам, которые хотят получить субподряды от крупных рульфов. Те федеральные игроки, которые к нам обращаются, ориентируются именно на «Право-300», утверждает управляющий партнер Contra Кирилл Возисов. Учитывая продолжающуюся трансформацию отечественного юррынка, сейчас будут формироваться новые цепочки взаимодействия между федеральными и региональными фирмами, уверен Пирогов.
Регионалов привлекают на субподряды по большим проектам, где требуется участие нескольких команд с разными компетенциями. Особенно когда нужно оптимизировать расходы в проекте со сложной и дорогой логистикой между регионами.
Управляющий партнер Солнцев и партнеры Станислав Солнцев делится своеобразным лайфхаком, который поможет определить, пора нестоличной юркомпании подаваться в рейтинг или пока рано. Если фирма имеет десять интересных проектов или судебных дел по какой-то одной практике, то уже можно заявляться, советует юрист. Но важно не переусердствовать, подчеркивает Возисов. У юрбутиков нет таких ресурсов, как у федеральных юрфирм, на подготовку множества анкет, поэтому юрист советует региональным компаниям ограничиться участием не более чем в трех юррейтингах.
Для нас это маркетинговый инструмент, который несколько раз принес по миллиону рублей и окупил себя за все эти 13 лет, что мы участвуем в них.
При этом управляющий партнер Гребнева и партнеры Ирина Гребнева обращает внимание на важность грамотного и логичного позиционирования юрфирмы. Их команда готова предоставить защиту предпринимателям как минимум по семи направлениям, и результаты рейтингов это подтверждают из года в год. А некоторые коллеги «скачут» по очень разным номинациям: то они представлены лишь по разрешению споров в судах общей юрисдикции, то исключительно в банкротстве, а еще через год подаются только в налогах, не участвуя в других, делится наблюдениями Гребнева.
Участие в рейтингах упирается в стратегию компании: есть готовность открыться рынку или нет. Об этом говорит управляющий партнер Курсив Мария Ильяшенко, которая со своей юркомпанией прошла путь от бутиковой фирмы при крупных региональных холдингах до организации, придерживающейся политики открытости и публичности.
Мнение сторонних пиарщиков и будущее рейтингов
Свой взгляд на вопрос участия в рейтингах у пиарщиков, которые внештатно сотрудничают с разными юрфирмами. По мнению консультанта по юридическому маркетингу и продвижению Елены Успенской, подаваться стоит всем юрфирмам, которые работают с крупными корпоративными клиентами, и командам, только планирующим выйти на новый уровень. Например, когда они собираются привлечь известных заказчиков или покорить московский рынок. А Можаева советует брать за точку отсчета ответ на вопрос: «Что мы можем показать в этом году?» Она против анкет ради анкет, а за «лучше меньше да лучше», поэтому рекомендует сконцентрироваться на конкретных приоритетных практиках, в которых можно показать высокий уровень экспертов.
Опрошенные участники юррынка прогнозируют, что в ближайшее время юррейтингов станет больше. Этой тенденции будет способствовать тщеславность юристов, уверены Пирогов и Гребнева. Но крупные игроки вряд ли охотно побегут заявляться во все новые исследования. Важнейшее условие — наличие у рейтинга четкой и понятной методологии, объективных критериев оценки результатов, поясняет старший менеджер отдела развития бизнеса «Пепеляев Групп»: «Нужны четкие правила игры, без которых участие в рейтинге превращается в лотерею».
Вечерние наряды, красная ковровая дорожка и фуршет с игристым — все это ждет гостей мероприятия. Если ищете удобный формат нетворкинга с юристами, то вам точно стоит прийти. На церемонию «Право-300» приезжают представители нескольких сотен юридических компаний со всей страны.
Мероприятие состоится 7 декабря в отеле The Carlton Moscow. Приобрести билет на церемонию можно уже сейчас через форму оплаты в конце этого текста.
Чтобы рейтинг пользовался доверием, он должен быть объективным и понятным для участников и их клиентов, обеспечивать конфиденциальность предоставленной информации и актуальность оценки и учитывать специфику направлений юридической работы. На этом акцентирует внимание Позин. Антирекламой для новых исследователей юридического рынка может послужить пример юррейтинга от Forbes, который выпустили в прошлом году, а в этом уже не стали проводить. Такой подход немного подрывает отношение к только появившимся исследованиям, говорит Котенкова.
Число исследований юррынка будет расти за счет отраслевых рейтингов, полагает Солнцев: «Тренд «нарезать поменьше» и нишеваться останется». В Level, например, уже ждут, что в ближайшие годы появятся новые рейтинги с фокусом на отдельные практики и отрасли, такие как сделки M&A или IP. Если прогнозы экспертов оправдаются, то Котенкова просит составителей договориться между собой и развести публикацию рейтингов в календаре.
Еще Кель призывает сохранять отечественный юррынок видимым для зарубежных коллег. Поэтому она предлагает всерьез задуматься над переводом российских исследований на английский язык. По ее мнению, многие завсегдатаи международных рейтингов, чей пул клиентов в основном представлен международными компаниями, и ньюльфы будут готовы выделить финансирование на реализацию такого продукта. Пока же опрошенные юристы верят, что международные рейтинги рано или поздно вернутся в РФ, а тема подачи анкет в юррейтинги снова окажется в авангарде забот российских юркомпаний. И не будет меркнуть на фоне социально-политической обстановки, надеется партнер юрфирмы Intellect Анастасия Махнева.