От Сербии до Китая: международная экспансия российских юрфирм
ОАЭ — «классика жанра»
В этой номинации было много проектов юрфирм по открытию офисов в самой популярной сейчас стране — Объединенных Арабских Эмиратах. Низкие налоговые ставки, возможность открыть компанию в свободных экономических зонах и быстрорастущая экономика делают этот регион привлекательным для российского и международного бизнеса, объясняет партнер Пепеляев Групп, руководитель дубайского офиса PGP Tax Consultancy Мария Никонова. В мае компания объявила о запуске Middle East Desk в ОАЭ.
Главной трудностью выхода на международный рынок стало отсутствие больших якорных клиентов на Среднем Востоке, рассказывает Никонова: «Многие клиенты были заинтересованы в нашем расширении, но никто не гарантировал объем работы, позволяющей содержать целый офис».
Нам пришлось совершить своего рода «прыжок веры» — открыть офис с небольшим портфелем клиентов, рассчитывая на быстрый рост и расширение нашей клиентской базы за счет глобальных компаний на Ближнем Востоке.
«Меньше чем за полгода мы смогли заработать репутацию сильного налогового консультанта на рынке и расширить клиентский портфель до крупных компаний на Ближнем Востоке как с русским капиталом, так и без него», — продолжает юрист.
Присутствие в ОАЭ установила и команда GRATA International: для этого юрфирма присоединила к своей сети компанию Mai Alfalasi Advocates and Legal Consultancy. В ОАЭ очень зрелый объемный и конкурентный рынок, рассказывает управляющий партнер юрфирмы Вячеслав Хоровский. Компания столкнулась с трудностями при выходе на этот рынок: пришлось искать «правильную команду, которая разделяет те же принципы и готова следовать нашим правилам и стандартам».
Сетевой подход
GRATA International дубайским офисом не ограничилась и присоединила к своей международной команде еще и Hukuk Consulting из Туркменистана. «Рынок Туркменистана относительно небольшой, со своими особенностями правовой системы и очень небольшим выбором местных консультантов, которые могли бы сопровождать международных клиентов фирмы на приемлемом качественном уровне, следуя нашим стандартам и принципам», — рассказывает Хоровский. Выбор такого направления для развития юрист объяснил давним участием юрфирмы в проектах на территории страны. Но если раньше для этих целей приходилось использовать местных консультантов, то теперь это можно делать с помощью своей команды.
Российская юридическая компания CLAIMS поучаствовала в образовании сети независимых консалтинговых фирм, представленных на территории Франции, Сербии и Финляндии, оказывающих услуги в сфере интеллектуальной собственности, защиты товарных знаков и патентования. Сейчас команда имеет офисы в четырех локациях, и если в Париже и Хельсинки клиентов консультируют местные специалисты, то в офисах в Санкт-Петербурге и Белграде работают российские специалисты.
«В балканский офис нам удалось удачно интегрировать коллег, ранее работавших в Санкт-Петербурге», — рассказывает бренд-менеджер CLAIMS Николай Шевченко. По его словам, это было особенно важно для маркетинговой функции всей сети: российский опыт команды в рамках сети был удачно перенесен на иностранную аудиторию. Основные сложности были связаны с HR, поскольку при переезде в новую страну коллектив сталкивается со множеством неизвестных сложностей и нуждается в адаптации, продолжает Шевченко. Поэтому для сотрудников были организованы корпоративные уроки сербского языка.
Варианты с развитием в Сербии рассматривает и АБ КИАП За последние полтора года команда установила присутствие в популярных у российских релокантов направлениях: в Турции, на Кипре и в Дубае. Бюро не ограничивается открытием собственных офисов и также заключает соглашения о сотрудничестве на условиях best friends более чем с 20 зарубежными локальными юрфирмами.
Одной из трудностей международной экспансии управляющий партнер бюро Андрей Корельский называет логистику.
Мне пришлось объехать десятки стран и больше сотни городов в поисках новых партнеров, что отвлекало ресурсы компании от внутреннего рынка. Удаленно многие аспекты сотрудничества решать не удавалось.
Также юрист в процессе столкнулся с тем, что уровень и стандарты клиентского сервиса во многих странах оказались гораздо ниже российского — пришлось совместно находить приемлемые компромиссы по срокам, качеству и ценообразованию. «Ну и третье, самое неприятное, встречались единичные случаи, когда зарубежные консультанты не готовы были обсуждать какие-либо формы взаимодействия с российскими юристами по национальному признаку», — поделился Корельский.
Окна в Китай
Важнейшим экономическим партнером российского бизнеса остается Китай. Поэтому российские юрфирмы стараются покрыть спрос на юридические услуги и в этой стране тоже.
China Window Consulting Group называет себя «единственной отечественной компанией, имеющей официальные лицензии на оказание юридических услуг в КНР». Первый офис в материковом Китае команда открыла еще в 2016 году, а в 2023-м добавила к нему один в провинции Хэйлунцзян на границе с Россией.
Задача создания компании в провинции Хэйлунцзян была предопределена территориальной близостью региона к границам РФ, обеспечением российского юридического присутствия в «северных воротах в Россию» и большим количеством российских клиентов, заинтересованных в развитии бизнеса в этой Russia-friendly провинции, рассказывает руководитель пекинского офиса компании Александр Зайнигабдинов.
Основной юридической особенностью реализованного проекта стало получение лицензии на оказание консультационных услуг, за исключением представительства в судах. Это становится мощным конкурентным преимуществом среди других российских и иных зарубежных консультантов.
Другой стратегией выхода на китайский рынок воспользовалась юрфирма INGVARR: команда создала Russia-China Desk с китайской юридической фирмой Zhong Yin, благодаря чему клиенты получили доступ к 2300 юристам в 40 офисах в Китае. Юрфирма оказывает полный спектр юридических услуг российским компаниям, работающим на китайском рынке, и китайским инвесторам, которые ведут бизнес в России, рассказывает управляющий партнер компании Игорь Мазилин.
Продолжится ли экспансия российских юристов?
За последние годы многим клиентам удалось создать стабильно работающие структуры за рубежом, отмечает Шевченко. «По нашим наблюдениям, у пост-российского бизнеса сохраняется интерес к расширению и выходу на новые рынки», — комментирует он. Российские клиенты сейчас активно смотрят на новые рынки и им понадобится помощь юристов, подтверждает Хоровский.
Пока не будут снижаться санкционные ограничения для российского бизнеса за рубежом, тенденция на его международную экспансию будет сохраняться, уверен Корельский. «А без юристов, предоставляющих наработанный за эти годы legal-консьерж-сервис единого окна для клиентов в разных юрисдикциях, это будет непросто или, как минимум, менее эффективно», — считает юрист.
Транснациональные компании рождают спрос на транснациональных юристов. Юридические фирмы, как правило, следуют за клиентами, поэтому тренд на выход российского юрбизнеса на новые рынки будет сохраняться. Но если раньше фокус был на англосаксонских странах, то теперь новыми направлениями для юридичеcких фирм становятся арабские и азиатские страны.
Выход на новые рынки для юридической фирмы — отличный способ расширить портфель клиентов, диверсифицировать услуги и страновые риски, уверена Никонова. В ее компании следят за интересом клиентов к рынкам Ближнего Востока и Северной Африки, поэтому юрист не исключает, что для их обеспечения потребуется открывать новые филиалы.
В CLAIMS видят возможности для развития сети в таких регионах, как Австралия, Латинская Америка и франкофонная Африка. Команда Корельского также смотрит на страны Африки, которые представляют потенциальный интерес для сотрудничества, на первом этапе — с местными юрфирмами. Также он заявил об интересе к азиатским направлениям: к Индии, Китаю, Индонезии и Таиланду.
«У нас были и есть планы дальнейшего расширения в других юрисдикциях. Речь в первую очередь идет о юрисдикциях, интересных нашим клиентам. Мы находимся в постоянном контакте с клиентами, чтобы быть в курсе того, чем они живут, что делают сегодня и что планируют на завтра», — комментирует Хоровский.
О специальных номинациях «Право-300»
Голосование по восьми специальным номинациям рейтинга «Право-300» началось 22 ноября. Читатели портала могут проголосовать за любой понравившийся проект в трех традиционных номинациях, победителей в которых мы выбираем каждый год:
Научно-просветительская деятельность.Pro Bono.Законотворческая деятельность.В этом году аналитики рейтинга предложили пять новых категорий, выбор которых был продиктован наиболее актуальными экономическими и общественно-политическими проблемами:
Развитие международной торговли.Поддержка бизнеса за рубежом.Слияния и поглощения: сделки с иностранными акционерами.Международное развитие.Большой спорт.Лучшие фирмы по итогам голосования будут названы на церемонии награждения лидеров рейтинга «Право-300», которая состоится 7 декабря.