Спецвыпуск: Право-300
7 декабря 2023, 15:17

Жизнь ньюльфов год спустя: трудности и успехи

На этот раз в рейтинг «Право-300» заявились 26 фирм, которые созданы в прошлом году партнерами, ушедшими из ильфов. Пока эти компании продолжают считаться на юррынке отдельной кастой. Наследники ильфов пояснили, с какими вызовами столкнулись в первый год работы под новым брендом, и рассказали о своих клиентских портфелях. А еще руководители ньюльфов объяснили, с какими особенностями конкуретной борьбы на юррынке столкнутся в ближайшее время.

Главные трудности

Одна из первых проблем, с которой столкнулись преемники ильфов, — придумать себе новый бренд. Управляющий партнер «Никольская Консалтинг» Алексей Рудяк в интервью главному редактору Право.ru Борису Болтянскому объяснил «нелепый нейминг» ньюльфов отсутствием опыта: «В нашей индустрии, мне кажется, сложно выбрать название, которое не было бы привязано к именам партнеров в бизнесе. Мы привязались к географии, получилось у нас или нет — покажет время». Поиск нового имени оказался сложнее, чем юристы себе представляли, подтверждает сложности в этом вопросе Леонид Зубарев, старший партнер SEAMLESS Legal

Следующая трудность, с которой пришлось разбираться наследникам иностранных юрфирм в России, — необходимость заново создавать IT-инфраструктуру после отказа крупных зарубежных поставщиков работать с клиентами из РФ. Все пришлось выстраивать фактически с нуля, признается партнер антимонопольной практики Alumni Partners Виталий Дианов. Он объясняет это тем, что до ухода иностранцев юрфирмы практически полностью работали на западном ПО: CRM, биллинг, почтовые программы, системы видеоконференций, e-discovery, облачные хранилища. Все это в один момент стало недоступно местным юристам. При этом оказалось крайне сложно найти в России IT-продукты со сколько-нибудь близким функционалом и качеством. 

Давайте скажем прямо, у многих таких сервисов аналогов в нашей стране не было раньше и до сих пор не появилось. Появятся ли в будущем — тоже пока под вопросом.

Виталий Дианов

В итоге, по словам Дианова, обсуждаемую проблему решали комплексно: где-то использовали временные решения от отечественных разработчиков, где-то нашли возможности вернуться к проверенным иностранным продуктам, а где-то включились в работу над разработкой нужных программ под себя. Не все работает на твердую пятерку, но в текущих условиях это почти максимум того, на что может рассчитывать отечественный юрбизнес, констатирует эксперт. При этом подобные сложности выглядят лишь мелкими помехами, которые теперь просто решаются чуть дольше и сложнее, чем раньше, добавляет Дмитрий Позин, CEO, партнер Корпоративной практики Stonebridge Legal

Тем, кому удалось сохранить IT-инфраструктуру, доставшуюся от ильфов, как, например, юрфирме Меллинг, Войтишкин и партнеры, пришлось устранять проблемы, связанные с проведением международных банковских платежей. По словам управляющего партнера Сергея Войтишкина, пока они успешно справляются с этой задачей, но ситуация все время меняется: «Уже найденные открытые двери захлопываются и приходится искать новые». Один из пока работающих вариантов — зарегистрировать собственное юрлицо в нейтральной юрисдикции. Так поступила Level Legal Services, открыв юрфирму в Дубае. Объединенные Арабские Эмираты сейчас наиболее практичны как экономический хаб между юрисдикциями, говорит управляющий партнер Леонид Эрвиц. 

В основном сложности носили технический характер. Прежде всего, это организация эффективной платежной структуры для расчетов за рубежом с учетом крайне усложненного комплаенса в иностранных банках.

Владимир Мельников, партнер Orion Partners

Почувствовали на себе ньюльфы и «культуру отмены». Многие локальные консультанты существенно ужесточили правила комплаенса для российских клиентов или в принципе отказались сотрудничать с ними, замечает Кирилл Миллер, партнер практики банковского права и финансирования Better Chance Из-за этого пришлось налаживать новую сеть контактов с иностранными юрфирмами, готовыми сотрудничать с бизнесом из РФ, говорит Зубарев. 

Развернулась среди ньюльфов и острая конкуренция за таланты. Миллер объясняет это тем, что многие квалифицированные юристы с опытом сопровождения сложных трансграничных проектов покинули российский рынок. Опытных специалистов стало меньше, а число проектов, наоборот, увеличивается. И на рынке нет достаточного количества профессионалов, которые могли бы обеспечить такой рост в будущем, бьет тревогу Игорь Сотников, партнер ELWI 

За прошедший год перед нами стояли две основные задачи: стабилизация команд и обеспечение международной поддержки трансграничных проектов.

Алексей Рудяк

Основные клиенты

Говоря о пуле клиентов, партнеры ньюльфов выделяют сразу несколько трендов. Во-первых, заметная часть иностранных доверителей ушла, прекратив вести бизнес в России. Это общее состояние рынка, в равной мере повлиявшее на все ведущие юрфирмы, обращает внимание Дианов. 

Во-вторых, экс-команды ильфов продолжают консультировать зарубежные компании, оставшиеся в РФ. При этом их доля от общего количества клиентов фирмы сейчас составляет примерно 60%, делится цифрами Сотников. Оставшиеся 40% — новые доверители. В основном это спонсоры крупных инфраструктурных проектов, бенефициары диверсифицированного бизнеса, предприятия отрасли производства нефти и газа, перечисляет партнер ELWI. Действительно, выросло число запросов от крупнейших российских компаний, отмечает Войтишкин. По его словам, им стало чуть легче получать эти проекты, так как рынок high-end услуг основательно поредел. К тому же Меллинг, Войтишкин и партнеры, как и другие ньюльфы, старается активно развивать отношения с теми клиентами, которые приобрели активы у ушедших международных корпораций. 

На самом деле именно запросы клиентов о дальнейшем сотрудничестве с нами послужили основным «толчком» к тому, чтобы открыть новую юрфирму и продолжить работу на российском юррынке.

Леонид Эрвиц

В-третьих, роста клиентской базы удалось добиться за счет обращений бизнеса, который остался без прежних консультантов и пошел к новым. Речь идет о тех ситуациях, когда на месте ушедших ильфов не возникло их «правопреемников», поясняет Миллер.

При этом даже по открытым данным видно, какие крупные и разноплановые проекты сейчас успешно сопровождают ньюльфы. Так, «Вымпелком» успел посотрудничать как минимум с двумя новыми юрбрендами. ALUMNI Partners оказала полную правовую поддержку «дочке» телекоммуникационной компании, которая инвестирует в технологические стартапы. А юристы LEVEL Legal Services помогли оформить выкуп «Билайна» у международной группы VEON. 

Тем временем Denuo тоже сопровождала покупку крупных иностранных активов в РФ отечественными компаниями. Речь идет о приобретении фирмой «Смарт Сервис Норд» 100% российских обществ, принадлежавших холдингу AmRest, который управлял ресторанами KFC в России, а еще о сделке, когда Cosmos Hotel Group достались гостиницы за €200 млн. 

Юристы ньюльфов успели одержать громкие победы и на международном уровне. Так, юристы Orion Partners смогли впервые за всю историю практики Суда ЕС добиться временных обеспечительных мер в форме частичного приостановления действия санкций до вынесения решения по существу спора (дело T‑743/22 R Nikita Mazepin v Council). 

Мы видим, что запросы на консультирование по санкциям и разблокировке активов выросли кратно. Это релевантно для клиентов из всех отраслей и для иностранцев.

Игорь Сотников

Предстоящая конкуренция

Пройдя трудности трансформации и добившись первых успехов под новыми брендами, экс-ильфы в ближайшее время еще активнее будут соревноваться друг с другом. «Другие ньюльфы считаются главными конкурентами, помимо давних крупных рульфов-«мастодонтов», которые, как и мы, работают на российском юридическом рынке уже 30 лет», — уверяет Эрвиц. Кроме того, к традиционной борьбе за клиента между юрфирмами добавляется теперь уже соперничество внешних консультантов с юрдепами, центрами правовой экспертизы больших корпораций, замечает Зубарев.

Несмотря на заметные позитивные тенденции, юридический рынок в России начал медленно сокращаться, делится наблюдениями Дианов. По его словам, этот процесс идет постепенно без громких банкротств или демонстративных закрытий отдельных практик в юрфирмах. Учитывая такую ситуацию, особенно ценно, что ньюльфы выделяют в самостоятельный сегмент рынка юруслуг, отделяя их от традиционных рульфов, резюмирует Позин.