Партнерство между государством и бизнесом: новые возможности в современных реалиях
При рассмотрении актуальных инструментов ГЧП предлагаем сделать фокус на следующих группах проектов. С одной стороны, рассмотрим классические формы государственно-частного партнерства: концессии и соглашения о ГЧП/МЧП, а также опции поддержки инвесторов со стороны публичных партнеров. С другой стороны, исследуем формы взаимодействия государства и бизнеса, которые наиболее востребованы в различных сферах промышленности: специальные инвестиционные контракты (СПИК), а также относительно новый и набирающий популярность механизм поддержки — соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Концессии и соглашения о ГЧП/МЧП: тенденции
Сегодня очевидно прослеживается тренд на синергию различных инструментов и механизмов государственной поддержки в одном проекте для достижения максимального экономического эффекта для всех сторон.
Как показывает опыт нашей команды в области сопровождения крупных ГЧП-проектов за последний год, региональные и муниципальные органы власти готовы рассматривать финансовое участие в ГЧП-проектах и открыты к диалогу. По данным «Росинфра», в топ-10 по уровню развития ГЧП входят: Москва, Санкт-Петербург, республики Саха (Якутия), Карелия, Татарстан, Мурманская, Новосибирская, Нижегородская, Челябинская и Московская области.
Если региональный или муниципальный бюджет отдельно не может гарантировать исполнение финансовых обязательств публичной стороны по ГЧП-проектам, бюджеты различных уровней объединяют средства. В дополнение к этому государственные институты развития (например, ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ) и фонды (Фонд развития территорий, Фонд развития моногородов) активно участвуют в таких проектах и создают внутри специализированные команды, ориентированные на всестороннюю оценку рисков в проектах и взаимодействие с консультантами по разработке структуры проекта.
Исходя из особенностей проектов, которые мы реализуем на практике, мы видим, что сторонами ГЧП-проектов востребована помощь консультантов в разработке сложных инструментов, сочетающих различные механизмы ГЧП (в широком смысле) и применении нестандартных подходов, поскольку зачастую привычных схем взаимодействия публичной и частной стороны (где используется один ключевой механизм поддержки) оказывается недостаточно.
Пример № 1: Межбюджетные трансферты
В настоящее время существует не менее семи ключевых программ, которые предоставляют возможность для региональных бюджетов получить средства из федерального бюджета на софинансирование ГЧП-проектов в различных сферах: образование, спорт, автомобильные дороги, твердые коммунальные отходы, объекты социального обслуживания граждан. Например, действуют программы в рамках федерального проекта «Создание сети современных кампусов» национального проекта «Наука и университеты»; в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология»; в рамках федерального проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» государственной программы «Развитие физической культуры и спорта»).
Подобный инструмент называется межбюджетным трансфертом — это безвозмездные и безвозвратные деньги для региональных бюджетов (при соблюдении определенных условий).
Даже если проект не самый крупный и масштабный, первое, что нужно проверить — относится ли он к сфере, которая приоритетна для поддержки со стороны государства в конкретный момент. Другими словами, необходимо удостовериться, действует ли для такого рода проектов программа государственного софинансирования.
Многие проекты на рынке не запускаются из-за отсутствия средств региональных и муниципальных бюджетов. Когда появляется дополнительный источник финансирования, проекты становятся более перспективными для реализации.
Как с механизмом межбюджетных трансфертов связаны ГЧП-проекты? Приведенные примеры программ часто предназначены для софинансирования участия региона в ГЧП-проектах. Соответственно, для получения подобного рода поддержки проект должен быть структурирован по модели концессии / соглашения о ГЧП/МЧП.
Как это работает? Регион подает заявку в профильное федеральное министерство, проходит отбор (как правило, двухэтапный: отбор региона и отбор проекта в регионе) и получает средства на софинансирование ГЧП-проекта. Затем при необходимости этот инструмент финансирования учитывается в платежном механизме инвестиционного проекта ГЧП.
Дополнительный эффект от использования межбюджетных трансфертов — увеличение инвестиционной привлекательности ГЧП-проекта для потенциальных кредиторов (повышение bankability). Считается, что межбюджетные трансферты предполагают наличие в проекте более устойчивого и гарантированного источника финансирования со стороны публичного партнера.
Пример № 2: Институты развития и фонды
Не только средства бюджетов различных уровней могут быть источником софинансирования затрат по ГЧП-проекту, но и средства, доступные через специальные программы государственных институтов развития и фондов.
Так, активное участие в софинансировании затрат по ГЧП-проектам за последние годы и, в частности, в 2023 году принимают ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ, которые предоставляют заемные средства под обеспечение по специальным механизмам под «льготную» ставку. Программа ВЭБ.РФ получила название «Фабрика проектного финансирования», а программа ДОМ.РФ — «Инфраструктурные облигации ДОМ.РФ».
Еще один инструмент поддержки ГЧП-проектов — займы Фонда развития территорий (ранее — Фонд содействия реформированию ЖКХ), которые предоставляются за счет средств федерального бюджета (Фонда национального благосостояния) для финансирования, в частности, ГЧП-проектов.
Отдельный инструмент также доступен для моногородов: Фонд развития моногородов может выдавать займы для финансирования ГЧП-проектов. Фонд получает средства за счет субсидий из федерального бюджета на основании Постановления Правительства РФ от 11.11.2014 № 1186.
Пример № 3: Сочетание нескольких инструментов
Конкретный пример такого проекта, полным правовым сопровождением которого занималась команда Kept, — модернизация централизованной системы водоснабжения и водоотведения и очистных сооружений в Липецке на основе концессии. В этом проекте сочетается финансирование двух институтов развития (ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ) и Фонда развития территорий.
***
Отдельное внимание стоит обратить на два других инструмента, которые в настоящее время активно применяются при запуске и реализации инфраструктурных проектов: СПИК и СЗПК.
Специальный инвестиционный контракт
СПИК используется на рынке довольно давно. Первая его форма, так называемый СПИК 1.0, применяется еще с 2015 года. Он представляет собой инвестиционное соглашение между инвестором и публичной стороной и может давать, в частности, существенные налоговые льготы его участнику (инвестору).
По условиям СПИК инвестор обеспечивает создание или модернизацию производства промышленной продукции и реализацию этой продукции, приобретая право на получение налоговых льгот и налоговой стабилизации при соблюдении условий.
В настоящее время действует две формы СПИК. В дополнение к указанному ранее СПИК 2.0 предполагает создание производства на базе современной технологии.
Наличие двух действующих форм СПИК, на наш взгляд, также говорит о направленности государственной политики на расширение пула потенциальных мер поддержки для бизнеса. Мы со своей стороны отмечаем взаимный интерес бизнеса к рассмотрению и использованию таких мер поддержки в своих проектах.
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений
После долгих обсуждений, в которых мы также участвовали, 1 апреля 2020 года приняли Федеральный закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений».
СЗПК представляет собой инструмент, который проектировался как механизм дополнительной поддержки инвесторов. Дополнительный он по отношению к другим (основным) инвестиционным и преференциальным режимам, выбранным для конкретных проектов. Например, можно заключить концессионное соглашение и одновременно СЗПК по одному и тому же проекту.
Ключевые преимущества СЗПК — возможность для инвестора получить возмещение затрат в отношении инфраструктуры и затрат на проценты по кредитам или займам, а также стабилизировать нормативные акты на определенный период реализации проекта.
На текущий момент заключено порядка 60 СЗПК в различных сферах. СЗПК подходит для широкого перечня сфер экономики (за некоторыми исключениями): обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, туризм, образование, здравоохранение, аэровокзалы (терминалы) и прочие.
Механизм СЗПК в настоящее время набирает все большую популярность среди инвесторов, дополняя классический список мер поддержки государством бизнеса.
***
Инструменты государственной поддержки инфраструктурных ГЧП-проектов активно применяются на практике, их «меню» постепенно расширяется.
Если ваш проект связан с созданием или модернизацией инфраструктуры (предназначенной как для публичных нужд, так и для нужд предприятия и бизнеса), высока вероятность, что по итогам детального анализа проекта возможно будет найти оптимальный механизм взаимодействия и партнерства с публичной стороной, который позволит по максимуму использовать все доступные меры государственной поддержки и, соответственно, улучшить инвестиционную привлекательность проекта.
Компания Kept (ex-КПМГ) обладает обширным опытом юридического и финансового структурирования и сопровождения ГЧП-проектов в различных сферах (ЖКХ, медицина, социальная, транспортная, IT). Среди клиентов компании — крупнейшие частные инвесторы, финансовые институты развития и банки, региональные органы власти. Kept включена в реестры аккредитованных юридических и финансовых консультантов крупнейших кредиторов ГЧП-проектов в России.
Авторы:
Ирина НарышеваПартнер, руководитель юридической практики Kept
Олеся ХитяникСтарший юрист, руководитель направления ГЧП юридической практики Kept