Сквозь тернии к искусству: как юристы меняют арт-индустрию
Сложности работы с российским арт-рынком
Сейчас арт-бизнес в России находится как под давлением универсальных, общих для всех вызовов, так и испытывает специфическое «внутреннее» давление. Старший партнер адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург»Денис Химиляйне указывает на множество нерешенных на правовом уровне вопросов: каков правовой режим арт-объектов, созданных с использованием искусственного интеллекта, должны ли по-иному оформляться на них права и кому они принадлежат или как защититься от различных цифровых способов нарушения прав.
Не стал прозрачным и открытым и арт-рынок, отмечает партнер и руководитель практики IP и право в сфере АРТ DelcredereАнастасия Тараданкина. Здесь большинство вопросов также не урегулирована, лишь складываются площадки и платформы официальной торговли искусством. Но больших аукционных российских домов с высокой репутацией как за границей тоже не сложилось.
При этом каждая сделка с предметами искусства — уникальна, поэтому зачастую в договорах купли-продажи произведений искусства есть специфические условия, касающиеся состояния объекта, его хранения, транспортировки и значительно отличаться от стандартных коммерческих сделок. Если речь идет о дорогостоящих исторических объектах искусства, то часто встает вопрос их подлинности, а приобретение подделки может обернуться для коллекционера финансовыми потерями и громкими спорами, которые станут достоянием широкой общественности.
Как и раньше юристы в области арт сталкиваются с множеством проблем при защите своих клиентов — отсутствие либо низкое качество оформления документов по сделке, непрозрачность цепочек продаж, покупка объектов у сомнительных компаний.
Проблемы есть и с регистрацией статуса арт-резиденций, которые во всем мире становятся центрами инноваций и творчества. Партнер Digital & Analogue PartnersЕкатерина Смирнова уверена, что укрепление этого института в России позволит не только поддерживать художников, но и активно участвовать в глобальных культурных процессах, а также на практике строить экономику будущего — креативную экономику. По мнению эксперта, наиболее продвинутые в этом смысле — галереи современного искусства, которые уже осознали важность юридического аспекта и работают в рамках международных стандартов. В последние годы добавилась проблема с ввозом-вывозом объектов искусства и проведением международных платежей.
Работа с предметами искусства требует и особого внимания к различным тонкостям, например юридическому провенансу (истории происхождения и владения предметом искусства) и атрибуции. По словам советника практики частных клиентов АЛРУДКиры Егоровой, долгое время этому аспекту уделяли недостаточно внимания, что создало проблему: у 90% произведений в частных коллекциях нет необходимых сопроводительных документов. Эксперт считает, что причины этого лежат в исторических особенностях: многие объекты покупались с рук, наследовались или ввозились в страну в сложные периоды, например, в военное время.
При этом для проведения сделок, особенно на международном уровне, провенанс играет ключевую роль. Он подтверждает легальность происхождения объекта, правообладание и защищает владельца от претензий. Без документов инвестиционная привлекательность арт-объекта снижается, что может вызвать вопросы со стороны банков, сопровождающих сделки, а также потенциальных покупателей, объясняет Егорова. Это особенно актуально, когда речь идет о подтверждении источников средств и законности владения произведением искусства.
Современные реалии требуют усиленного внимания к комплаенсу и прозрачности сделок. Для владельцев произведений искусства это означает необходимость структурировать сделки и оформлять документацию в соответствии с международными стандартами. Без таких мер возникает риск отказа со стороны финансовых институтов в сопровождении сделки или даже правовых споров о владении.
Химиляйне считает, что одно из принципиальных отличий работы с арт-объектами заключается в персоне художника, которая скрывается за любым искусством. Ведь его восприятие реальности зачастую сосредоточено на эмоциально-психологических аспектах. Так для художника могут быть важны его музы, бывшие и нынешние супруги, друзья, кодекс чести и прочие вещи, в то время как оформлению прав на арт-объекты он может вовсе не придавать какого-либо значения. А это будет влиять на документальное оформление любой коллекции для различных целей — от экспонирования до наследования.
С другой стороны мира искусства — арт-галереи, которые сосредоточены на прибыли и монетизации искусства, а также музеи, сталкивающиеся с административными ограничениями и цензурой. Все это создает микс из разнонаправленных интересов, которые нужно учесть при сопровождении сделки, а она в свою очередь осложняется устаревшим правовым регулированием и необходимостью защищать нематериальные права, такие как авторство и неприкосновенность произведений.
Юристы, коллекционеры, арт-галереи, государственные музеи и деятели искусства мыслят по-разному и существуют в параллельных реальностях. Поэтому работа с произведениями искусства — это этакое лавирование между Сциллой и Харибдой. Даже если удалось решить одну проблему, неминуемо придется столкнуться с другой, а потом еще и еще.
Шорт лист номинантов
Каждый год читатели выбирают лучшие проекты в рамках рейтинга «Право-300». В этот раз одной из дополнительных категорий спецноминации стало «Арт-право». В шорт-лист номинантов попали пять кейсов по сопровождению сделок и правовой поддержке связанных с предметами искусства.
Восстановление деятельности журнала «Наше Наследие»
В 2018 году закрылся известный российский культурно-исторический журнал «Наше Наследие», издававшийся с 1988 года. Журнал был учрежден советским Фондом культуры, а в редакционную коллегию издания входили видные государственные и общественные деятели такие как Раиса Горбачева и Дмитрий Лихачев. Издание неоднократно отмечало ЮНЕСКО, а в 1999 году он первым из периодических изданий России был удостоен Государственной премии России в области литературы и искусства.
Юрфирма полностью сопровождала переговоры и вела договорную работу по возобновлению издания журнала, включая вопросы интеллектуальной собственности. Старший партнер Алруд Василий Рудомино отмечает, что команда провела серию непростых многосторонних переговоров между создателем, редакцией и вовлеченными лицами, подготовив договор об отчуждении прав на товарный знак «Наше Наследие» и разработали лицензионный договор о его использовании. В результате права перешли бессменному главному редактору Владимиру Енишерлову с последующим предоставлением прав третьему лицу для обеспечения контроля над деятельностью нового издателя под условием перезапуска журнала. Юристы сопровождали сделку и в Роспатенте, составив необходимые заявления для регистрационных действий.
Сферы искусства и литературы всегда были в фокусе внимания компании, поэтому для команды АЛРУД было честью поспособствовать возрождению журнала, первый номер которого выйдет уже в 2025 году. Приятно быть причастными к возрождению важного для страны периодического издания.
Оформление юридического статуса коллекции искусства частного коллекционера
«Прайм Эдвайс Санкт-Петербург» подготовило для клиента развернутое заключение с практическими рекомендациями и планом действий по оформлению частной коллекции искусства в неделимый объект права, в частности для целей экспонирования, дополнения коллекции различными объектами, а также формирования коллекции как объекта наследования. Проблема заключалась в полном отсутствии правового регулирования для этих действий.
В коллекцию вошли художники: Илья Кабаков, Эрик Булатов, Эрнст Неизвестный, Гелий Коржев, Владислав Мамышев-Монро, Андрей Бартенев, Сергей Бугаев (Африка), Тимур Новиков, AES+F, Айдан Салахова, Ольга и Олег Татаринцевы.
При юрсопровождении арт-проекта Химиляйне выделяет два вида сложностей: отсутствие надлежащего и содержательно-грамотного оформления прав на объекты и пробелы в законодательстве. Так приобретение исключительных прав на объект нужно оформить письменно (под страхом недействительности договора уступки), но на деле это правило часто игнорируется. Другой пример — это влияние брака на юридическую судьбу предметов искусства. Без брачного договора коллекция и доходы от нее считаются совместно нажитым имуществом, и доля супруга учитывается и при наследовании. А если арт-объекты были постоянно размещены в квартире или доме, то их могут признать предметами домашней обстановки, если не позаботиться заранее об их объединении в единый объект.
Все это создает сложности не только с оформлением коллекции арт-объектов и дальнейшим распоряжением ею, но и с сохранением ее в качестве неделимого объекта, поскольку с точки зрения правового режима коллекция — это вещь движимая, составная, объединенная по ряду признаков и неделимая в силу своего назначения. В каждом случае коллекцию необходимо заранее сформировать и зафиксировать это единство. Как именно это делать, что должно быть в каталогах, нужны ли экспертизы, можно ли передавать коллекцию для экспонирования не единым лотом и как не спутать с предметами домашнего обихода, — может решить только каждый конкретный коллекционер.
Задача юриста — помочь увидеть приемлемые для коллекционера способы оформления коллекции и поддержания ее единства в разнообразных отношениях: деловых, семейных и наследственных.
Triptych Gallery
Команда Chervets.Partners сопровождала Triptych Gallery и ее художников по всем правовым вопросам: разработке документов, направленных на максимальную прозрачность отношений художник — галерея — коллекционер (в том числе защита авторских прав), составлению соглашений с авторами и правообладателями, правовому обеспечению выставок, art law, благотворительным соглашениям и прочему.
Реализация серии культурных событий в поддержку современного искусства таких как Альманах Soft Law Vol. 1 и Vol. 2 открыли юрсообществу имена талантливых художников: Сардора Эркинова, Лизы Токаревой, Вероники Кудашовой, Юлии Кривозубовой, Татьяны Вафиной и других. Фирма также организовывает благотворительные мероприятия в своем офисе, например поп-ап выставку «Субъект». В итоге 5% от стоимости картин направляется в благотворительный фонд помощи детям «Чистые души».
Правовая поддержка современного искусства и участников арт-рынка
Сегодня арт-бизнес в России — одна из самых незащищенных отраслей экономики. Пробелы в правовом регулировании напрямую влияют на динамику развития индустрии, поэтому совместный проект Delcredereс Ассоциацией галерей появился как ответ на правовую неопределенность в арт-сфере. В него входят:
работа над упрощением механизмов ввоза и вывоза произведений современного искусства; создание прозрачных правовых механизмов для оборота произведений искусства, выставочной и музейной деятельности;просвещение в области законодательства креативных индустрий.Команда коллегии разработала универсальные шаблоны договоров, регулирующие отношения художника — галереи, галереи — коллекционера, галереи и дилера, галереи и галереи. Тараданкина отмечает важность этого инструмента, поскольку он позволяет избежать конфликтов и нарушения обязательств.
Многие годы рынок искусства не имел достаточной нормативной базы. В современных реалиях его участники нуждаются в прозрачных юридических механизмах, правом просвещении и открытости
Частью проекта стала и просветительская деятельность, в рамках которой Delcredere помогает художника разобраться в тонкостях IP и особенностях передачи прав на произведения. Так для молодых художников коллегия провела обучающий курс лекций по юридическим нюансам их отношений с галереями, заказчиками, покупателями, а теперь планирует большой курс с Винзаводом на базе ВШЭ для арт-дилеров и галеристов.
Ассоциация арт-резиденций
Команда D&A оказала стратегическую и юридическую поддержку при создании первой в России Ассоциации арт-резиденций. В рамках проекта, охватившего резиденции в городах от Хабаровска до Санкт-Петербурга, юрфирма провела стратегические сессии, выявила потребности арт-сообщества и выработала стандарты деятельности ассоциации.
Рассказывая о проекте Смирнова отмечает близость концепции арт-резиденций для компании, поскольку они также верят в междисциплинарность. Арт-резиденции открываются в самых разных бизнес-локациях — от офисов Google до индустриальных пространств «Норникеля», чтобы за счет сочетания бизнеса и творчества находить новые взаимообогащающие решения, объясняет эксперт.
Нам сразу понравился масштаб задачи — речь шла не только о регистрации НКО в Минюсте, нам предстояло установить четкое понимание того, что такое арт-резиденция в контексте российской культурной среды, и создать прозрачные и недискриминационные правила для объединения резиденций по всей стране.
Самой насыщенной частью работы стало создание прозрачных и недискриминационных условий для вступления новых арт-резиденций в Ассоциацию. Для этого Digital & Analogue Partners подготовили устав и другие внутренние документы, которые установили четкие критерии отбора членов. «Это не просто юридическая формальность, а фундамент доверия и открытости внутри сообщества», — отмечает Смирнова. Ведь прозрачность правил обеспечивает равные возможности для всех арт-резиденций, независимо от их местоположения и размера, способствует повышению профессиональных стандартов и укрепляет репутацию Ассоциации.
Финальной и одной из самых непростых задач оказалась регистрация наименование НКО в Минюсте. Смирнова выделила два любимых тезиса, которыми им аргументировали причины отказа:
слово «арт» в русском языке относится исключительно к артиллерии;слово «резиденция» можно использовать только для обозначения официального места пребывания первого лица государства.Digital & Analogue Partners также модерировали процессы взаимодействия между арт-резиденциями от Хабаровска до Санкт-Петербурга, помогая им определить стратегию ассоциации и найти общие цели. Теперь Ассоциация помогает арт-резиденциям решать общие проблемы и продвигать совместные проекты, укрепляя связи между регионами и способствуя культурному обмену и взаимопониманию.
О специальных номинациях «Право-300»
Голосование по семи специальным номинациям рейтинга «Право-300» началось 15 ноября. Читатели портала могут выбрать любой понравившийся проект в трех традиционных номинациях, победителей в которых мы определяем каждый год:
Научно-просветительская деятельность.Pro Bono.Законотворческая деятельность.Отдать голос можно и в дополнительных категориях, которыми в этом году стали:
Арт-право.Международное развитие.Разблокировка активов.GR.Лучшие фирмы по итогам голосования назовут на церемонии награждения лидеров рейтинга «Право-300», которая пройдет 5 декабря.