Спецвыпуск: Право-300
6 декабря 2024, 7:04

В поисках лучших: за кого сражается юррынок

На юррынке дефицит талантов. Большинство крупных юрфирм находятся в поисках узких специалистов — тех, кто может дать доверителю конкретный результат. Но требуются и специалисты общей практики, ведь над крупными проектами они работают вместе. Генералисты смотрят на задачу шире, но при этом имеют более поверхностные знания. При этом будущее за мультифункциональными профессионалами, уверены эксперты. Они должны понимать своего клиента и помогать всесторонне решать его проблемы.

Юридический рынок труда перегрет. Юрфирмы активно ищут специалистов, но количество резюме сопоставимо не растет. За год спрос на юристов вырос на 16%, показало исследование HeadHunter. «Сейчас установился рынок соискателя. Причем это характерно как в целом для рынка труда, так и для рынка труда в юридической сфере», — говорит Юрий Донников, директор юридического департамента и комплаенс HH. Проблему кадрового голода подтвердили данные опроса читателей Право.ru. Так, 75% респондентов отметили, что найти юристов, особенно высококвалифицированных, стало сложнее.

Дефицит кадров усугубляется снижением уровня подготовки кандидатов, говорит управляющий партнер О2 Consulting Ольга Сорокина. Это вынуждает юрфирмы вкладывать ресурсы в обучение и развитие персонала, чтобы соответствовать требованиям бизнеса. При этом дефицит кадров подталкивает к повышению зарплат в юридическом консалтинге. Юристы с большим опытом готовы рассмотреть переход на новое место только со значительным улучшением условий труда, а зарплатные ожидания начинающих специалистов могут быть безосновательно завышены.

Причин такой ситуации на правовом рынке труда несколько. Например, последствия демографической ямы конца девяностых и начала нулевых. Из-за этого сейчас многим не хватает молодых специалистов, объясняет Елена Кожевникова, советник по развитию КА «Ковалев, Тугуши и партнеры» Другая причина дефицита — переход юристов в другие сферы бизнеса, предполагает управляющий партнер Tax Compliance Михаил Бегунов. Юристы начинают развивать свое дело и отходят от юридической работы.

Что касается опытных юристов, то с 2022 года дефицит кадров, особенно средних и старших юристов, связан с их переходом в инхаус и релокацией, продолжает Кирилл Миллер, партнер Better Chance

Мы допускаем, что на кадровом рынке произойдет некоторое улучшение ситуации за счет возвращения релокантов, у которых истекают сроки контрактов за рубежом. Существенная часть таких соглашений в 2022 году была заключена на два года.

Кирилл Миллер, партнер Better Chance

Есть и те, кто несогласен, что на юррынке есть кадровый голод. Мифы о рынке труда распространяют сами соискатели, уверен Евгений Шестаков, управляющий партнер юридической фирмы INTELLECT По его словам, сильный HR-бренд может покрыть все потребности компании и ее клиентов без особых усилий. Ежедневно на почту коллегии адвокатов поступают десятки резюме — это свидетельствует об отсутствии дефицита кадров, соглашается Кожевникова.

Кого ищет юррынок

Рынок находится в стадии трансформации: с одной стороны, меняется структура и рынки сбыта, с другой — регулирование. В условиях усиления собственных юридических департаментов клиенты все более заинтересованы в узкой и нерутинной экспертизе, говорит Дмитрий Магоня, управляющий партнер ART DE LEX Запросы клиентов становятся все более сложными и многогранными, поэтому требования к специалистам значительно возрастают, продолжает Анастасия Спиридонова, директор по персоналу BGP Litigation «В наши дни в авангарде оказываются те специалисты, которые не теряются в условиях неопределенности и могут сохранять спокойствие и рассудительность в любых условиях», — говорит она. По ее словам, это те эксперты, кто умеет видеть ситуацию шире, просчитывать риски и находить оптимальные решения для клиента. 

Чаще всего нашему доверителю нужен конкретный результат. А чтобы его добиться, важно подобрать правильный набор инструментов, которые представят интересы доверителя лучше всего. И здесь без специализации не обойтись. 

Даниил Рудницкий, операционный директор международного направления Versus.legal

Компании чаще всего находятся в поисках тех юристов, кто способен закрывать конкретный пласт задач доверителя, а не «везде и по чуть-чуть», объясняет Даниил Рудницкий, операционный директор международного направления Versus.legal

Клиенты всегда идут к лучшим. В среднем по больнице спроса может не быть, но к лучшему хирургу обычно всегда очередь по записи.

Сергей Войтишкин, управляющий партнер Меллинг, Войтишкин и партнеры

Дмитрий Утукин, CEO кадрового агентства Magic Staff, подтверждает, что консалтинг в большинстве случаев обращается с запросом на поиск узкого специалиста. Рынок ждет уверенных и высококлассных профильных «мидлов» (средних специалистов) 27–35 лет. «Такие кандидаты могут сразу умножать ценник на два, что неприятно удивляет работодателей», — утверждает Утукин. 

Компании приходят с запросом на конкретную позицию в востребованной практике. Они ищут готового специалиста, которого не нужно будет «допиливать», и он начнет работать уже завтра.

Дмитрий Утукин, CEO кадрового агентства Magic Staff

С вопросом о том, какие юристы сейчас более востребованы, мы обратились к партнерам крупных юрфирм и HR-специалистам. Результаты опроса 15 крупнейших компаний юррынка показали, что в большинстве случаев компании находятся в поисках узких специалистов (60% опрошенных).

Таких специалистов ищут чаще, потому что они позволяют точечно повысить экспертность каждого конкретного направления, рассказывает Владислав Риков, партнер практики транспорта и финансирования активов BGP Спрос на узких специалистов поддерживается и тем, что востребованные сейчас направления, начиная от IT и заканчивая международным арбитражем, отличаются сложным и несистемным регулированием, а значит, требуют глубокого погружения и уникальных навыков, добавляет Рудницкий. Сделки и споры в рамках внешнеэкономической деятельности, внешних инвестиций также требуют хорошего знания регуляторных и иных условий в разных юрисдикциях, а для этого нужен длительный опыт специализированной работы, уверен Магоня. При этом условия меняются чуть ли не еженедельно: стоит отметить хотя бы правила трансграничных платежей, говорит эксперт. По его словам, работа внутри страны также характеризуется стремительно меняющимся регулированием. Юристы общей практики не конкурируют с узкими специалистами в конкретных вопросах, убежден Марк Каретин, партнер КА «Юков и партнёры» Широкий кругозор может не совпадать с полем запросов клиента, что приведет к неудаче. 

Преимущества узких специалистов Сорокина объяснила на примере. В одном из трансграничных проектов клиент столкнулся со сложной ситуацией в новой юрисдикции. Привлечение к проекту специалиста с глубокими секторальными и страновыми экспертными знаниями позволило разработать нестандартное решение, которое значительно снизило налоговые риски и в цифровом выражении сэкономило клиенту около $100 млн.

Плюсы и минус узкого специалиста

⦿ Глубокие знания специальных норм и практики. Узкие специалисты сильны в отраслевом законодательстве и знании нюансов правоприменения. Опыт работы с IT-проектами, санкциями и криптовалютами невозможно получить быстро, а их регулирование разрозненное. Поэтому работающий в подобной сфере юрист становится незаменимым и востребованным профессионалом. Если практика редкая, то работодатели вынуждены охотиться за такими сотрудниками, считает Гор Егорян, партнер, директор по развитию Vinder Law Office

⦿ Уникальные навыки. Каждый проект в консалтинге уникален. Работа над ним помогает развивать редкие качества и навыки, отмечает Каретин. Сейчас востребованы уникальные знания в ИИ, IT, IPO и финансировании, добавляет управляющий партнер Меллинг Сергей Войтишкин.

⦿ Отсутствие комплексных знаний. Профильные юристы смотрят на задачу только с определенного угла, не вникая в глубину сопутствующей проблемы, говорит Каретин. Это может помешать комплексному разрешению спора.

Почему нужны «мастера на все руки»

Может показаться, что в последние годы спрос был только на узких экспертов, но это не так, говорит Алина Гаврилова, консультант рекрутинговой компании Get experts. Рынок не забывал о генералистах, то есть специалистах-универсалах. Такие вакансии в тренде из года в год, ведь широкопрофильные эксперты нужны и будут востребованы всегда. Больше работы всегда у юристов общей практики, подтверждает Шестаков.

Узкий специалист может оказаться менее востребованным на каких-то коротких временных участках, когда его практика проседает. У классного специалиста общей практики такой проблемы нет.

Евгений Шестаков, управляющий партнер Юридической фирмы INTELLECT

По мнению Войтишкина, на рынке больше всего востребованы именно универсалы, которые способны быстро адаптироваться к новым требованиям рынка и профессии. По словам Шестакова, у узкого специалиста есть уязвимость — нежелание развиваться в других практиках. А классный специалист общей практики легко адаптируется, может взять и узкое направление, если это необходимо. При этом эксперт отмечает: лучше всего, когда у юриста общей практики есть своя фишка — узкая специализация в чем-то особенном. 

В White Square нет формального деления на практики. В компании считают, что многопрофильность позволяет лучше выполнять клиентские задачи, так как на любой вопрос юрист начинает смотреть в другой парадигме, а это обуславливает более глубокие экспертные знания, считает партнер юрфирмы Анастасия Розеева.

Плюсы и минус генералиста

⦿ Взгляд 360° на проект. Специалисты широкой практики учитывают разнообразные аспекты проектных задач в комплексе, а не в отрыве друг от друга, поясняет Сорокина. 

Генералисты ценны в проектах, требующих комплексного подхода и быстрых решений. Они способны на нестандартные решения, что в условиях меняющейся конъюнктуры превращается в сверхценное качество.

Ольга Сорокина, управляющий партнер О2 Consulting.

⦿ Умение адаптироваться. Обладателям кросс-отраслевых знаний проще погружаться в проблемы, которые прямо не относятся к их сферам профинтересов. В сложных ситуациях универсал сможет быстро переключиться, чего нельзя ожидать от узкого специалиста, считает Денис Юров, партнер, адвокат Delcredere

⦿ Поверхностность знаний. Основная проблема специалистов широкого профиля состоит в том, что работодатель ожидает от них значительного опыта и широты знаний, а это часто не соответствует реальным навыкам соискателей, говорит Анастасия Орешкина, старший менеджер по подбору и адаптации персонала «Пепеляев Групп»

Трудно найти специалиста, который был бы профессионалом в нескольких специализациях, необходимых именно нам. Либо юрист — специалист только в одной интересной нам отрасли, либо «мастер на все руки» во всех интересующих нас отраслях, но знает их неглубоко.

Марк Каретин, старший партнер КА «Юков и партнеры»

То есть плюсы и минусы есть как у генералистов, так и у узких специалистов. Причем в обоих случаях достоинство будет продолжением недостатка, как и наоборот: у «широкого» нет глубины, у «узкого» — размаха, подытожил Юлий Тай, старший партнер АБ «Бартолиус»

Нужно искать баланс

Есть и те юрфирмы, которые предпочитают иметь в штате как профильных юристов, так и специалистов-универсалов. К такой позиции склоняются 27% юрфирм, которых мы опросили при подготовке этого материала.

Мы стараемся держать баланс между количеством узких специалистов и универсальных юристов. И те и другие необходимы для успешной конкуренции. Узкие специалисты важны для отраслевых практик, но есть проекты, где важно присутствие универсалов.

Денис Юров, партнер Delcredere

Клиентам сейчас важно, чтобы юрист был не просто хорошим экспертом в своей сфере, а стратегическим консультантом в широком спектре задач. То есть выходил за рамки «дать совет по одному вопросу и не думать о потенциальных проблемах», считает Риков. Поэтому не нужно выбирать между узким и универсальным специалистом, важно, чтобы он был готов участвовать в проблемах клиента и предлагать юридическую помощь в смежных вопросах. Такого же мнения придерживается Спиридонова: она предлагает не формулировать вопрос в ключе «белое или черное». Нужны разные специалисты. Так, BGP Litigation ищут кандидатов, которые умеют адаптироваться к уникальным ситуациям, находить множество вариантов решения, просчитывать вероятные последствия таких комбинаций.

Кто он — юрист будущего?

Для подготовки специалистов и решения проблемы дефицита талантливых юристов фирмы в будущем станут уделять больше внимания взращиванию и обучению молодых специалистов, говорит Константин Богородицкий, партнер Центра по работе с проблемными активами. Такая тенденция наметилась два-три года назад, и замедляться она не собирается. 

Рынок по-прежнему будет нуждаться в узких специалистах по таким направлениям, как корпоративное право и M&A, финансы, строительство и недвижимость, регуляторная практика, поскольку объем работы в этих областях остается стабильно высоким, прогнозирует Миллер. Также эксперт ожидает существенного прироста работы в практике международного арбитража и санкционного права. Миллер объясняет: накопленные убытки бизнеса и нарушения контрактных обязательств, вызванные ограничениями, приведут к росту количества споров.

При этом продолжится тренд на проектное сопровождение. Особенно это характерно для «длинных» проектов в сфере строительства и инвестирования, таких как комплексное развитие территорий, государственно-частное партнерство, масштабные инвестиционные проекты. Для их сопровождения требуется сильная и разносторонняя команда профессионалов из разных отраслей, считает Анна Жолобова, управляющий партнер московского офиса Регионсервис То есть грань между узкими и универсальными специалистами сотрется. От юристов будут ждать не только познаний в узких вопросах, но и целенаправленного развития «мягких навыков» (soft skills) и общих знаний.

Юрист будущего — мультифункциональный профессионал, который, помимо сильных юридических знаний, должен иметь менеджерский потенциал, понимать бизнес своего клиента, его проблемы и перспективы.

Анна Жолобова, управляющий партнер московского офиса Коллегии адвокатов «Регионсервис»

Сейчас бизнесу нужны незаурядные решения. Чем более многосторонне развитым будет юрист, чем большим набором знаний и компетенций он будет обладать, тем более востребованным он окажется, заключает Жолобова.