Два года независимости: какое место на юррынке заняли экс-ильфы
Секрет успеха и первые трудности
«Отделение от глобальной международной юрфирмы и полная независимость, с одной стороны, усложнили работу, так как нам теперь приходится делать все самим, а с другой — мы можем брать проекты без оглядки на структурные ограничения, которые существовали раньше», — рассуждает управляющий партнер Melling Сергей Войтишкин.
При этом многим партнерам бывших ильфов не импонирует деление на ньюльфов и рульфов. «Мы не идентифицируем себя с прошлым, а уверенно смотрим в будущее и строим свою историю», — подчеркивает партнер White Square Михаил Суворов. Разделение на ньюльфов и рульфов должно превратиться лишь в исторический анекдот, еще более критичен в оценке управляющий партнер Никольская консалтинг Алексей Рудяк.
Нас странно называть ньюльфом, так как мы — старейшая юрфирма на российском рынке, запустившаяся еще в 1989 году. К 2022 году у нас из 130 юристов было всего два иностранца. Мы три десятилетия строили и вели юрбизнес в России, выступая «донорами» для глобальной сети, так как посылали работу в зарубежные офисы Baker McKenzie. У нас сохранилась слаженная команда и опыт, накопленный за 30 лет работы. Этим мы отличаемся от небольших ньюльфов, куда вошли юристы, вышедшие из разных глобальных фирм.
Опрошенные партнеры ньюльфов не скрывают, что столкнулись со сложностями, особенно в первые месяцы после запуска юрфирм. Основной удар пришелся по тем сотрудникам, кого принято называть support staff, отмечает СЕО, партнер Корпоративной практики Stonebridge Legal Дмитрий Позин. Так, по его словам, «это бухгалтерия, специалисты IT, маркетологи и секретари, которые усердно создавали и настраивали всю инфраструктуру новой фирмы. Одним словом, делали все, чтобы переходный период никак не отразился на наших клиентах и юристах».
Особой головной болью стала автоматизация рабочих процессов. Оперативно приобрести собственный софт оказалось непросто, вспоминает партнер и глава практик корпоративного права и недвижимости Seamless Арташес Оганов. Он объясняет: «Ведущие провайдеры IT-решений для юрфирм перестали работать с российским рынком, а отечественные разработчики сразу не смогли предложить равноценные аналоги». И команды, которые смогли эффективно поддерживать своих клиентов в кризисное время даже с учетом собственной трансформации, получили еще больший кредит доверия от бизнеса, отмечает Рудяк.
Когда административные и организационные вопросы были решены, возникли другие. На второй-третий год работы необходимо вовремя выявлять и лечить болезни роста компании, подчеркивает соуправляющий партнер, генеральный директор Birch Михаил Тимонов. К ним управляющий партнер Better Chance Булат Жамбалнимбуев относит масштабирование бизнеса: надо наращивать команду и сохранять стандарты качества при растущих объемах работы. Решать эти задачи сложно, так как в последнее время консультанты снижают стоимость своих услуг, делится наблюдениями Оганов, но «мы все же предлагаем коллегам конкурировать в качестве оказываемых услуг, а не в демпинге цен». Не менее трудно на фоне жесткой конкуренции за таланты удерживать и ключевых сотрудников, утверждает управляющий партнер Alumni Partners Николай Вознесенский. «Одним словом, рынок стал еще более конкурентным, сроки — еще более сжатыми, а клиенты — еще более требовательными», — констатирует Тимонов.
Тем не менее, сыгранные команды и тесные клиентские связи позволили быстро перезапуститься под новыми брендами и удержать долю рынка ильфов в РФ, замечает Суворов. При этом вопрос сохранения доверителей во многом зависел от структуры взаимоотношений российского офиса с головным подразделением. «Мы работали по контракту с Borenius, которому клиенты платили за нашу работу, — объясняет Андрей Гусев, управляющий партнер Nordic Star. — Некоторые доверители предпочли продолжить сотрудничество с ушедшей компанией, так как привыкли ей перечислять деньги за юруслуги». Вместе с тем немало других факторов помогли оставить большинство клиентов. Крупным отечественным бизнесменам важно получать советы от проверенных юристов именно в Москве, чтобы не искать консультантов где-то за рубежом, обращает внимание управляющий партнер Level Legal Леонид Эрвиц. По его словам, значимую роль играют давно налаженные человеческие отношения консультантов с предпринимателями: «Бок о бок друг с другом мы через многое прошли, не говоря уже об уникальной для российского рынка квалификации у специалистов из экс-ильфов».
Ильфы в России работали более 30 лет, собрав за это время слаженные команды и солидную клиентскую базу, и полное прекращение работы таких команд на российском рынке невозможно представить. Наработанная годами репутация и созданная международными фирмами в РФ инфраструктура позволили ньюльфам сохранить доверие клиентов.
Кому помогают ньюльфы
Более того, именно команды бывших ильфов сопровождают крупные бизнес-проекты в РФ. Так, над созданием нового российского холдинга МКПАО «Яндекс» работали юристы «Меллинг, Войтишкин и партнеры»: они отвечали за подготовку и согласование документов, программу мотивации сотрудников и организовывали последующую деятельность новой структуры. А Nextons консультировал консорциум инвесторов в приобретении бизнеса «Яндекса». В другой недавней сделке «Яндекса» по приобретению технологической платформы eLama обе стороны тоже представляли ньюльфы: Nextons — продавцов, а Denuo — покупателя.
Крупными сделками на рынке недвижимости занималась команда SEAMLESS Legal (SL Legal). Речь идет о покупке инвестхолдингом «Кама Капитал» бизнес-центра «Метрополис» и российских активов Ceetrus (входит в группу Auchan). Курировавший эти проекты Оганов объясняет, что клиенты выбирают конкретных юристов и в меньшей степени ориентируются на названия фирм, да и «новые бренды до сих пор не все еще выучили».
Доверяют ньюльфам и госкорпорации: в этом году Better Chance консультировал группу «Интер РАО», а ALUMNI Partners — «Роснано».
К 2022 году российский рынок юруслуг достиг такой степени развития, что по качеству обслуживания стал сопоставим с западноевропейским. Это позволило нам не только сохранить существующих клиентов, но и привлечь новых, поскольку мы смогли предложить высокий уровень сервиса и экспертных знаний, соответствующие их ожиданиям.
Планы и прогнозы
Все опрошенные представители ньюльфов делают акцент на необходимости инвестировать в новые технологии и искусственный интеллект. «Нужно автоматизировать рутинные процессы», — подчеркивает Эрвиц.
В то же время Nordic Star планирует активнее осваивать новые рынки. Речь идет о дружественных странах, куда идет российский бизнес, говорит Гусев. Амбиции на международную экспансию есть и у White Square «Будем идти к тому, чтобы у нас появились офисы в нескольких регионах мира», — делится планами Суворов.
Еще одна важная задача на ближайшие годы — стать наиболее привлекательным местом для работы молодых юристов и партнеров, обращает внимание Вознесенский. Аналогичная цель и у MVP «За прошедшие 35 лет наша фирма воспитала несколько тысяч юристов, многие из которых стали известными специалистами, — говорит Войтишкин. — Мы будем продолжать воспитывать талантливую молодежь для юррынка».
Кроме того, в погоне за клиентами и прибылью очень важно не «упрощаться», не искать легких путей, не отказываться от высоких стандартов и требований к самим себе и своему продукту, наставляет Тимонов. В конечном счете только время станет объективным арбитром в вопросе о роли ньюльфов на российском рынке юруслуг. Эрвиц резюмирует: «Время покажет, сможем ли мы, как представители юридической фирмы нового формата, сохранить и развить стандарты, сформированные за последние три десятилетия, или постепенно утратим свою уникальность, став частью общего ландшафта».
В нынешнем стремительно меняющемся мире загадывать на пять лет вперед, вероятно, сложнее, чем на пятьдесят или сто лет. Поэтому давайте просто пожелаем, чтобы в 2122 году ньюльфы, отметили столетний юбилей, получив гордое название «старльфы». Ну а мы, нынешние партнеры, сделаем все, чтобы сегодняшние и завтрашние паралигалы присутствовали на этом мероприятии в качестве партнеров.