Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Новость
7 декабря 2017, 17:31

Курс на стабилизацию: как выглядит юррынок-2017

Глобализация, специализация, роботизация

"Отсутствие плохих новостей - уже хорошая новость," - заметил Андрей Яковлев, управляющий партнер ЮГ "Яковлев и партнёры", говоря о юридическом рынке 2017 года. Существенного облегчения год не принёс, но оснований для падения консалтеры не видят: это тот самый случай когда стабильно - уже хорошо. "Игроки осознали, как вести себя в изменившихся рыночных условиях, и начали достаточно успешно к ним приспосабливаться, " - заметил Игорь Горчаков, партнёр Allen&Overy

"Рынок продолжает начатый в конце 2016 года рост, мы ожидаем, что конкуренция дальше усилится," - говорит Андрей Гольцблат, управляющий партнер Goltsblat BLP. При этом он отмечает, что позиции некоторых международных компаний за прошедший год ослабли, некоторые даже были вынуждены уйти с рынка, поскольку не смогли приспособиться к нынешним политическим и экономическим условиям и адаптироваться к новым реалиям рынка. По мнению Игоря Горчакова наибольшие проблемы у тех ильфов, у которых нет солидных российских клиентов или тех иностранных клиентов, которые давно и успешно работают в России.

Российский рынок следует за западным в заметной тенденции - расслоении на крупные и бутиковые фирмы. C одной стороны, фирмы укрупняются за счёт слияний и поглощений, с другой - бутики образуются через отделение команд от больших компаний. "Выжить сейчас можно либо за счёт глобализации, либо пойдя в противоположном направлении, фокусируясь на одной практике и повышая свой профессионализм и, соответственно, конкурентное преимущество за счёт такой узкой специализации," - поясняет Максим Кульков, управляющий партнер "Кульков, Колотилов и партнёры".

Другая тенденция рынка - автоматизация рутинных услуг. Впереди - проблемы с занятостью юристов среднего и низкого уровня: именно их спектр задач автоматизируется. Оба тренда говорят о том, что "средним" компаниям на рынке становится сложнее, а крупным фирмам и бутикам - проще. Первым помогут масштабы деятельности и отлаженность процессов. Тут помимо традиционных лидеров рынка очки набирают юрподразделения "большой четверки" аудиторов. Тем же, кто в условиях сжимающегося рынка выбирает специализацию, пока не о чем беспокоиться: они работают с такой категорией дел, где роботу справиться с юристом не под силу.

Законодательство и рынок

Законодательные изменения в этом году существенно не влияли на развитие практик: динамика была обусловлена скорее экономической ситуацией. "Были существенные изменения в законодательстве о банкротстве. Но сами по себе они никак не двинули вперед юридические услуги в этой сфере," - приводит пример Игорь Горчаков. Банкротства уже который год остаются одним из самых динамично развивающихся направлений работы консультантов. Причины - объективные: в августе-сентябре 2017 года уровень банкротств превысил рекордный показатель марта 2015 года.

Не прекращался в 2017 году и бурный рост уголовной практики: государство по-прежнему активно вмешивается во все сферы жизни общества, в том числе бизнес, пытаясь регулировать общественные правоотношения уголовно-правовыми методами. Реакция рынка разная: с одной стороны, растёт число обращений за защитой по уголовным делам и проводимым проверкам. "Правоохранительные органы в этом году были весьма активны в уголовном преследовании представителей крупного и среднего бизнеса, чиновников различного, в том числе и абсолютно неприкасаемого, уровня. Мы замечаем значительный рост подобных обращений", - говорит Андрей Гривцов, старший партнёр АБ "ЗКС". С другой стороны, увеличивается число новых игроков на рынке и усиливаются позиции зарекомендовавших себя юрфирм.

Востребованными остаются услуги, связанные с антимонопольным регулированием и госзакупками. "Когда снижается инвестиционная активность, и деньги остаются только у государства и крупных корпораций, это вполне очевидно," - комментирует тренд Андрей Яковлев. Сегодня компании понимают необходимость строгого структурирования своего бизнеса в соответствии с требованием закона: в связи с этим заметно возрос спрос на услуги в области налогового права, комплаенса, трудового права, замечает Флориан Шнайдер, управляющий партнер Dentons в России. Он также отметил рост активности в области банковского права и недвижимости.

Сергей Пепеляев, управляющий партнёр "Пепеляев групп", обратил внимание, что существенное влияние на рынок юруслуг сегодня оказывает политика деофшоризации. Обязанность российских юрлиц хранить и по запросу раскрывать бенефициаров соответствует мировому запросу на глобальную прозрачность, но преследует внутрироссийские цели, заметил он: сведения будут использоваться для налогового контроля. Не стоит забывать и о рисках применения концепции необоснованной налоговой выгоды. Другой важный тренд - наднациональное регулирование в рамках ЕАЭС: нормотворческий процесс в этой области существенно усложнился.

Еще одна существенная для юристов тенденция - рост ценности интеллектуальной собственности. "Во многом это связано с приходом в нашу страну крупных международных компаний, которые стараются максимально защитить результаты своей интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации," - разъясняет ситуацию Сергей Пепеляев. Андрей Яковлев также прогнозирует рост спроса на услуги юристов в вопросах регулирования интернет-торговли и оказания услуг в сфере интернета.

В некоторых сферах роста не наблюдается. Так, в 2017 году не очень хорошо обстояли дела с юридической работой в сфере рынка капитала и M&A. Ольга Хачикян, юрист корпоративной практики Hogan Lovells, отмечает уменьшение спроса на структурирование сделок: "Сейчас, как правило, клиенты приходят к нам с готовой структурой и подписанным соглашением о намерениях".

Профилактика дешевле лечения

Востребованными остаются судебные споры. Бюджеты от инхаусов если и растут, то незначительно: конкуренция всё чаще наблюдается даже не между юрфирмами, а между консультантами и юрдепартаментами, которые сами успешно оказывают услуги другим клиентам. "Клиенты сегодня привлекают юридических консультантов для решения сложных задач, с которыми не могут справиться своими силами, а также для международных проектов," - говорит Флориан Шнайдер. В итоге услуги консультантов наиболее востребованы именно в судпредставительстве.

Рост клиентской базы юрфирм происходит за счёт недальновидных компаний, попавших в "зону турбулентности". "К сожалению, не все понимают, что профилактика дешевле лечения", - комментирует Андрей Яковлев. Его коллега по цеху Сергей Пепеляев более оптимистичен: он считает, что этап активного сокращения бюджетов на консультантов остался позади. Помогает нивелировать юридические риски для бизнеса и растущий профессионализм инхаусов: во многих департаментах функционируют полноценные комплаенс-системы.

Ставки - на том же уровне

Хотя объёмы работы для юристов возросли, ставки не увеличились: поднимать цены не позволяет низкая платежеспособность покупателей. Большинство клиентов требуют установления фиксированных бюджетов ведения дел, говорит Максим Кульков: при этом значение почасовых ставок неуклонно снижается. Тенденция к фиксированию стоимости услуг "ильфов" для российских клиентов в рублях усиливается, отмечает Ольга Хачикян.

Мобильность на юррынке в этом году невелика: фирмы аккуратно подходят к найму новых сотрудников, и особенно партнеров, а переходы для последних могут быть проблематичными. Также в крупных компаниях продолжают формироваться новые молодые команды. Стартапы начинают те, кому стало тесно под крылом работодателя, и единственный сдерживающий фактор - репутация: новички могут брать только демпингом.

Монополия работе не помеха

Одной из ключевых новостей для юррынка в этом году стало предстоящее введение адвокатской монополии на представительство в судах. Большинство опрошенных Право.ру экспертов поддерживают концепцию Минюста. "Хотелось бы надеяться, что адвокатская монополия позволит повысить качество оказываемых услуг, очистит рынок и поможет сблизить позиции юридического бизнеса и традиционной адвокатуры," - замечает Андрей Гривцов.

В условиях адвокатской монополии российские компании едва ли будут иметь значительные преимущества перед международными фирмами, считают опрошенные Право.ру эксперты. "Количество адвокатов среди сотрудников "ильфов" не намного меньше, чем в "рульфах", как это традиционно принято считать," - заметил Максим Кульков. Более того, во многих "ильфах" адвокатский статус - условие партнерства.

Проблемным может оказаться запрет для зарубежных фирм на работу через представительства и филиалы и невозможность контроля юрфирм иностранцами, прописанные в концепции. Однако вопрос о возможности допуска сторонних инвестиций в адвокатские образования еще прорабатывается. Трудности могут возникнуть и при структурировании отношений с работодателем: ведь адвокат не может работать по найму. Кто сможет быть участником адвокатского образования, в Минюсте также пока обсуждают.

Говорить о принципиальном изменении рынка преждевременно, сходятся консультанты. В том, что перемен стоит ждать уже в ближайшее время, юристы сомневаются.

 

Ирина Кондратьева