Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Новость
7 декабря 2017, 17:40

Доска почёта: как юрфирмы используют рейтинги

Доска почёта: как юрфирмы используют рейтинги

Старт национального рейтинга Право.ru- 300 был объявлен 15 мая 2017 года. Но еще до этой даты на участие в нем было подано более 100 заявок. К финальной дате подачи анкет число участников выросло более чем втрое. С 2015 по 2016 год общее количество юрфирм в рейтинге увеличилось на 10%, и в этом году рост сохранился: количество новых участников составило 89 компаний. Прирост происходит в том числе за счёт крупных международных фирм - если в 2016 году в рейтинге было 10 иностранных компаний, то в 2017 году их число удвоилось и составляет 15% от общего количества фирм, попавших в рейтинг. Среди новых имен  - Ernst & Young и Debevoise & Plimpton LLP, занимающие лидирующие позиции во многих отраслях права.

Рейтинги: зарубежные или национальные?

В целом российские рейтинги за рубежом известны не слишком хорошо. В топе - флагманы рейтингования с многолетним опытом, такие, как Chambers или Legal 500. Российские команды в последние годы всё чаще оказываются в топе лидеров мирового юридического рынка.

"Международные рейтинги имеют более широкую аудиторию и в большей степени необходимы фирмам, ориентированным на иностранных клиентов. Вместе с тем, одних международных рейтингов для нормального функционирования национального рынка явно недостаточно", - замечает Андрей Зеленин, управляющий партнер Lidings.

Недостаточность эта обусловлена целым рядом причин. Популярные зарубежные рейтинги критикуют за инертность: новым командам продвинуться на уровень выше сложно, а те, кто уже закрепился на высоких позициях, продолжает их занимать, несмотря на недостаток интересных проектов или сокращение команды.

Одна из особенностей зарубежных рейтингов, которая может для кого-то казаться достоинством, а для кого-то недостатком,- это чувство некоего "фаворитизма" местных юридических фирм - отечественных фирм страны, в которой проходит исследование. Речь не идет о протекционистских тенденциях по отношению к национальному юрбизнесу, считает Вадим Гассий, ведущий специалист по развитию бизнеса EY. "Крупные международные игроки по мнению некоего абстрактного рейтингового агентства могут и не нуждаться в дополнительной "национальной" рекламе, что имеет шанс сделать рейтинги гораздо менее информативными и объективными. Хотя, в то же время, клиенты, ориентированные не на поиск "брендового" консультанта, а на выбор партнерской компании по заранее определенному набору критериев, заинтересованы именно в таких рейтинговых показателях", - замечает Гассий. 

"Международные рейтинги достаточно консервативны. Level up на один бенд может быть большим завоеванием. Российские рейтинги гибче, быстрее реагируют на изменения в раскладе конкурентной карты, быстрее замечают новые яркие команды",
- Сергей Савельев, партнёр Saveliev, Batanov & Partners.

При этом юристы могут столкнуться и с необъективностью в оценке отдельных направлений правового консалтинга. Пример - корпоративное право и M&A, считает Гассий: "Здесь мы отмечаем появление на высоких рейтинговых позициях компаний, не имеющих достаточных успехов в этих вопросах, однако проявляющих большую активность в публичной сфере".  Однако говорить о предвзятости не стоит, уверен эксперт: "Возможно здесь мы имеем дело с определенным стилем работы, свойственным в немалой степени зарубежным составителям рейтингов, когда одним из критериев оценки уровня компании может выступать ее публичная активность, а также с желанием аналитика рынка юридических услуг не упустить из поля зрения вновь зажигающиеся «звезды» на небосклоне этого рынка."

Последнее, однако, лучше удается рейтингам национальным, которые быстрее реагируют на изменения и гибче подходят к возможности совершенствования методики оценок. "Российские рейтинги, по идее - более близкие и понятные локальному рынку, с более широким кругом национальных участников. Нацелены в первую очередь на российский рынок, русскоговорящих клиентов и местные СМИ, " - соглашается Андрей Зеленин.

Для оказания услуг в России используются как международные рейтинги, так и их национальные аналоги аналоги: зарубежные компании в любом случае больше доверяют международным рейтингам, и при поиске консультанта в России по иностранному праву или в иностранной юрисдикции выбор, вероятно, будет в их пользу. Российские же рейтинги полезнее для местных игроков.

Зачем юрфирмам награды

Участие в рейтингах для юрфирм - много больше, чем ярмарка тщеславия. Одна из задач - маркетинг. Лидер юридической отрасли, как правило, не может себе позволить игнорировать крупные рейтинги - это препятствует расширению клиентской базы. Если продвинутые клиенты знают своего консультанта без всяких справочников, то для не слишком искушенных инхаусов база экспертов, распределенных по уровням - реальное подспорье в поисках квалифицированных юристов, компетенции которых подтверждены на экспертном уровне.

Случается, что ищут с помощью рейтингов и партнеров: этот вариант более характерен для случаев, когда речь идет о нетипичном для фирмы регионе, или и зарубежной компании, которой нужны консультанты в России."Ряд зарубежных юрфирм ищут себе юрпартнера в России - национальную звезду. И тут рейтинг может стать подспорьем. К примеру, Wachtell Lipton имеет только один офис в Нью-Йорке, но работает по всему миру, привлекая в качестве партнёра местных профессионалов. Даже международные фирмы, имеющие сеть офисов по всему миру, могут "проваливаться" в той или иной практике в конкретной юрисдикции, и тогда рейтинг может помочь," - говорит Сергей Савельев, партнер Saveliev, Batanov & Partners. Рейтинги помогают и юрфирмам из регионов найти достойных партнеров на федеральном уровне.

"Участие отечественных юридических компаний в зарубежных рейтингах - это возможность заручиться репутацией надежного партнера в тех сегментах юридического рынка, где потенциальные клиенты может быть не слишком знакомы со сферой юридических услуг, и в выборе консультантов ориентируются на весь комплекс «регалий» организации. Что же до перечня критериев, используемых отечественными и зарубежными рейтинговыми агентствами, то здесь, как правило, сложно найти большие различия как по объективности таких критериев, так и по репрезентативности обобщаемой на их основе информации", 
- Вадим Гассий, ведущий специалист по развитию бизнеса EY.

"Обязательная программа" участия в ключевых международных и национальных рейтингах нужна и тем, кто рассчитывает поучаствовать в тендерах: крупные заказчики часто указывают присутствие в "топе" рейтингов в качестве обязательного условия для участия в конкурсе. "Участие в рейтингах стало неотъемлемой частью развития юридического бизнеса в тех сегментах рынка, где этот бизнес предполагает установление деловых контактов с клиентом на альтернативной "конкурсной" основе. И наша компания в этом смысле не является исключением, поскольку мы видим перспективу развития своей практики в том числе и в этих сегментах," - делится опытом Вадим Гассий.

Во внутреннем негласном "конкурсе" в компаниях высокие позиции в рейтинге тоже помогут: это позволит объяснить выбор в пользу определенного консультанта. "Генеральный директор, нанимающий отрейтингованную компанию, даже снимает с себя некую ответственность перед акционерами, обосновывая свой выбор юрконсультанта," - подтверждает Сергей Савельев.

Однако иногда рейтинги используются и для других целей - например, при доказывания разумности расходов на представителя в суде. Или, что менее очевидно, для того, чтобы поддержать лояльность клиентов, действующих сотрудников, или привлечь сильных юристов в команду, представив компанию как престижного работодателя.

"Рейтинги помогают понять и место на рынке - своё и конкурентов, заставляют работать лучше и выстраивать рыночную стратегию," - добавляет Сергей Савельев. К рейтингам юридических компаний стоит прежде всего относиться как к одному из источников информации, отражающему фактическое состояние дел на рынке юридических услуг, подтверждает и Вадим Гассий: "И показательно тут не только место, занимаемое той или иной компанией в перечне ей подобных организаций, но и сам факт того, что эта компания проявила интерес к подобному способу заявить о своей деятельности."

 

Ирина Кондратьева