Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Новость
9 февраля 2018, 11:39

Общественные механизмы защиты предпринимателей

Михаил Кириенко, партнер Адвокатского бюро "Ковалев, Рязанцев и партнеры"

Многие сталкивались с такими ситуациями в практической деятельности, и надо сказать, что в таких случаях нужно проявить недюжее упорство и фантазию, чтобы доказать свою позицию, обратить внимание лиц, расследующих такие случаи или проводящих проверки, на фактические обстоятельства, влияющие на квалификацию и оценку такого или иного события. В таких случаях необходимо прибегать к альтернативным вариантам защиты доверителя, например институту Уполномоченных по защите прав предпринимателей и Центру общественных процедур «Бизнес против коррупции».

Уголовно-процессуальный закон, дает определенный инструментарий для защиты прав доверителя, в том числе право на заявления, ходатайства, обжалование незаконных действий в порядке ст. 124, 125 УПК РФ, привлечение специалиста и т.п., но как показывает практика, они недостаточны, и причиной  тому служит ряд факторов:

- низкая квалификация сотрудников правоохранительных органов;

- коррупционные факторы;

- неэффективность системы обжалования;

- сформированная модель оценки действий предпринимателей как потенциальных «преступников»;

- обвинительный уклон правоохранительной системы;

- участие в конкурентной борьбе.

В такой ситуации, предприниматели оказываются заложниками системы и их обращения, зачастую откровенно игнорируются и в таком случае, нужно следовать логике – когда нас много, мы сильнее. 

Как показывает опыт функционирования указанных общественных механизмов в Челябинской области, а так же на федеральном уровне, подавляющее большинство уголовных дел, где всячески игнорировалась предпринимательская природа отношений преследуемых субъектов, получило законный вектор развития благодаря их использованию.

Причинами обращения в Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» могут стать:

- игнорирование предпринимательской природы отношений;

- наличие бездействия правоохранительных органов в принятии мер реагирования на имеющие место преступные события;

- наличие пробела в законодательстве или спорность правого регулирования рассматриваемых отношений;

- конфронтация мнений правоохранительных органов и органов Прокуратуры РФ;

- откровенное незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность;

- подмена гражданских отношений уголовно-правовыми или административными.

Все указанные основания встречались в экспертной деятельности Адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры».

В одном из кейсов, рассматривалась ситуация  преследования бизнес-субъекта, который обвинялся в мошенничестве при преднамеренном неисполнении договорных обязательств, причем квалификация было по общей норме ст. 159 УК РФ, что позволяло существенно ограничивать права преследуемых лих, хотя на момент преследования уже были специальные виды мошенничества, и более того, по данному составу преступления истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Вся ситуация происходила в первой половине 2015 года, когда в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 11.12.2014 № 32-П ст. 159.4 УК РФ, утратила свою силу, а изменения уголовного закона для случаев мошенничества в предпринимательской деятельности еще не были внесены. Несмотря на расследование события, связанного с отношениям двух предприятий в рамках договора поставки, больше двух лет, ситуация не изменялась. Важный вклад внесли именно меры реагирования ЦОП «Бизнес против коррупции» и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ, что позволило прекратить на предварительном слушании.   

В другой ситуации, именно открытый диалог на площадке ЦОП БПК, позволил добиться прекращения уголовного дела в отношении руководителя предприятия, обвиняемого в преднамеренном банкротстве, при том, что дело тянулось не один год.

Есть и другие примеры, но принципиальная значимость данных способов защиты прав предпринимателей состоит в том, что они позволяют обеспечивать защиту предпринимателей от незаконного уголовного преследования, в том числе связанного с незаконным захватом активов предприятий (рейдерством), коррупционными действиями со стороны должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Данные механизмы позволяют обеспечить решение следующих задач:

- быть услышанными правоохранительными органами. В заседаниях принимают участие представители прокуратуры, полиции, органов Следственного комитета РФ. У нас в практике были ситуации, когда о явных нарушениях, вышестоящие руководите просто не знали, так как преследование бизнеса шло «кулуарно», на местечковом уровне и истинные факты не доходили до контролирующих должностных лиц. Кроме того, не мало важно то, что солидарная позиция бизнес сообщества, или представителей признаваемых общественных организаций, общественных деятелей позволяет добиться более внимательной оценки доводов доверителя. Поддержка в таком вопросе общественности и института Уполномоченных по правам предпринимателей сдерживает желание дать отписку на жалобы и обращения, и порой кардинально меняет ход следствия. 

- рассмотрение обращений предпринимателей позволяет выявить системные проблемы работы правоохранительных органов

- выявить пробелы нормативного регулирования и при поддержке бизнес сообщества обратить на них внимание законодательных и исполнительных органов власти

- осветить преследование предпринимателей и привлечь к ситуации общественный интерес и внимание, что способствует «выходу из тени» конфликта

- как показывает наш опыт, такие механизмы позволяю активировать переговорный процесс, который зачастую сводит на нет весь конфликт между хозяйствующими субъектами

- данные процедуры могут способствовать возбуждению уголовного дела, когда происходит нарушение прав потерпевших в сфере предпринимательской деятельности.

Это основные задачи, но не стоит забывать, что адвокат, который прибегает к общественным процедурам, может решать и задачи личностного, профессионального развития. Общественные механизмы позволяют позиционировать себя и не только как адвоката, но и как эксперт в вопросах защиты бизнеса. Участник таких процедур повышает квалификацию и уровень знаний, так как порой ситуации требуют погружения в очень специализированные правовые вопросы. Ну и конечно освещение деятельности, как приятное и такое необходимое маркетинговое сопровождение адвокатской деятельности.

Для адвоката, который практикует в области защиты прав бизнес-субъектов, общественные механизмы являются инструментом защиты прав и интересов доверителей, а в современных реалиях одной из стадий такого процесса. Важно не забывать, что указанные процедуры не призваны подменить судопроизводство, но они могут обеспечить его объективность и беспристрастность.

Михаил Кириенко, партнер Адвокатского бюро "Ковалев, Рязанцев и партнеры" .