Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Новость
6 апреля 2018, 16:47

Коммерческая организация как преступное сообщество или как следователи давят на бизнес

Гусаков Александр Иванович, адвокат, руководитель уголовно-правовой практики МКА "МАГНЕТАР"

Уголовное давление на бизнес – реальная проблема. Одна из тревожных тенденций – применение ст. 210 УК о преступных сообществах к экономическим составам преступлений. С ее помощью правоохранители берут под стражу тех, кого нельзя, или противозаконно продлевают срок содержания под стражей дольше года. Почему статью, которая задумывалась для борьбы лидерами организованных преступных группировок, криминальными авторитетами, теперь считают возможным применить к любой организации, рассказывает адвокат, руководитель уголовно-правовой практики МКА "МАГНЕТАР" Гусаков Александр Иванович.

Необоснованное привлечение бизнесменов к уголовной ответственности обсуждают очень часто.   Актуальность проблемы подтвердил и Пленум Верховного суда РФ, который в конце 2017 года принял постановление о мерах пресечения для подозреваемых и обвиняемых по «предпринимательским» уголовным делам. Снижение активности предпринимателей связывают с давлением силовых структур. Как показывает практика, такое мнение иногда имеет под собой основания.

Вызывает тревогу, что правоохранительные органы стали расширительно толковать термин «преступное сообщество» применительно к ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)», в «предпринимательских» уголовных делах. Так называемые признаки преступного сообщества хотят увидеть даже там, где их нет или есть обычные признаки организованной группы. Подобная квалификация в хозяйственных, экономических преступлениях очевидно сомнительна. Ведь законодатель ввел  ст. 210 в Уголовный кодекс в 90-х для борьбы с созданием так называемых мафиозных структур, как средство борьбы с лидерами преступных  сообществ. Изначально никто и не предполагал, что ст. 210 УК РФ будет распространяться на предпринимательские (экономические) составы преступлений. Но последующее усиление санкций по указанным  составам преступлений привело к тому, что практически все «экономические» составы «технически попали» под действие ст. 210 УК.

Почему и как это произошло, можно понять в ходе анализа норм и разъяснений ВС.

Дефиниции: что в них не так

Что такое структурированная организованная группа, структурное подразделение преступного сообщества (преступной организации), объединение организованных групп, разъясняет постановление Пленума ВС от от 10 июня 2010 г. N 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)".

Преступное сообщество (преступная организация) действует в форме структурированной организованной группы или объединения организованных групп под единым руководством. При этом закон не устанавливает каких-либо правовых различий между понятиями "преступное сообщество" и "преступная организация".

Под структурированной организованной группой следует понимать группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящую из подразделений (подгрупп, звеньев и т.п.), характеризующихся стабильностью состава и согласованностью своих действий. Структурированной организованной группе, кроме единого руководства, присущи взаимодействие различных ее подразделений в целях реализации общих преступных намерений, распределение между ними функций, наличие возможной специализации в выполнении конкретных действий при совершении преступления и другие формы обеспечения деятельности преступного сообщества (преступной организации).

Под структурным подразделением преступного сообщества (преступной организации) следует понимать функционально и (или) территориально обособленную группу, состоящую из двух или более лиц (включая руководителя этой группы), которая в рамках и в соответствии с целями преступного сообщества (преступной организации) осуществляет преступную деятельность. Такие структурные подразделения, объединенные для решения общих задач преступного сообщества (преступной организации), могут не только совершать отдельные преступления (дачу взятки, подделку документов и т.п.), но и выполнять иные задачи, направленные на обеспечение функционирования преступного сообщества (преступной организации). Объединение организованных групп предполагает наличие единого руководства и устойчивых связей между самостоятельно действующими организованными группами, совместное планирование и участие в совершении одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, совместное выполнение иных действий, связанных с функционированием такого объединения.

Иному читателю может показаться, что это описание обычной компании, если опустить слово «преступный» и его варианты. Такое совпадение – это результат поправок в статью 210 УК (в ред.  ФЗ №245 от 03 ноября 2009 года). Они изменили понятие преступного сообщества: из «сплоченного» оно стало «структурированным», что позволило включить в него организованные преступные сообщества и подчеркнуть его экономический характер. В то же время, такая формулировка позволяет признать «структурированной», по сути, произвольно, любую коммерческую фирму, которая формально подходит под критерии преступной организации.

Примеры и печальные последствия

Следствие нередко использует ст. 210 УК, чтобы взять под стражу тех, кого нельзя арестовать по вменённым экономическим или предпринимательским статьям, или для того, чтобы продлить обвиняемым по этим статьям срок содержания под стражей свыше 12 месяцев. Следователи при этом забывают, что законодатель связал определяющий критерий преступного сообщества именно с его повышенной общественной опасностью.

Показательным примером может служить уголовное дело, где сотрудникам одного из  научно-производственных объединений в Московской области вменяли ч. 4 ст. 159 УК за размещение и выполнение заказов  подрядными организациями, в составе которых по совместительству трудились научные сотрудники НПО. До того, как у них истек предельный срока содержания под стражей (12 месяцев), им совершенно необоснованно  инкриминировали  ст. 210 УК. Это позволило держать сотрудников под стражей долго, пока расследовалось уголовное дело, при явных признаках волокиты со стороны следствия. К сожалению, таких примеров достаточно много, что не внушает оптимизма.

Такое (порой техническое) распространение ст. 210 УК на предпринимательские (экономические) составы преступлений не только вредит экономике, провоцирует рост коррупции и судебно-следственного произвола, но способствует росту недоверия ко всей правоохранительной системе. Необходимо заново сбалансировать нормы Уголовного кодекса, которые касаются организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней) применительно к уголовным делам экономической направленности, делам, связанным с предпринимательской деятельностью. В итоге те, кто совершил преступления в сфере экономики (в том числе тяжкие) должны получить гарантии неприменения ст. 210 УК.

Итогом такой тонкой настройки, должны быть гарантии неприменения ст. 210 УК РФ к лицам, совершившим преступления (в том числе относящимся к тяжким), если они совершены в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.