Пленум разъяснил, что потерянный билет или багажная квитанция - не основание признавать договор недействительным или незаключенным. Деловые отношения между пассажиром и перевозчиком можно доказать другими документами. Вместе с тем, перевозчик не вправе брать плату за оформление билета. Деньги при заключении договора перевозки пассажира может брать агент, если билет покупается через него.
Верховный суд напоминает, что надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки является доставка пассажира и багажа в пункт назначения. И если поездка была прервана в связи с поломкой транспорта или в связи с ДТП, то пассажиры вправе продолжить движение по своим билетам на другом подобранном или предоставленном перевозчиком транспортном средстве.
Пересадку должен организовать перевозчик. В случаях, когда он не может предоставить замену вышедшему из строя транспорту в разумный срок, пассажир может потребовать возврата стоимости проезда в полном объеме, а также потребовать возмещения иных убытков. При невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта назначения по не зависящим от перевозчика причинам пассажир может потребовать вернуть ему стоимость билета пропорционально непроследованному расстоянию.
Верховный суд обратил внимание, что перевозчикам теперь надо будет ответственнее относиться к багажу пассажиров, поскольку полную ответственность за потерю и порчу багажа будет нести именно перевозчик. Исключение — если вещи пассажира потерялись или испортились из-за чрезвычайных ситуаций.
В постановлении Верховный суд также разъясняет, что агрегатор отвечает за ущерб, который пассажир получил во время поездки. Правда, касается это только случаев, когда агрегатор заключил договор перевозки от своего имени или у пассажира при заказе машины сложилось впечатление, что договор заключается именно с агрегатором. Такое мнение у пассажира может возникнуть, например, на основе рекламных вывесок, информации в Интернете, переписки при заключении договора. При этом высшая инстанция разрешила доказывать ответственность компании ее рекламными вывесками или информацией о ней в Интернете.
Это одно из важных разъяснений постановления Пленума Верховного суда.
О возможности привлекать агрегаторов такси к ответственности за вред, причиненный пассажирам при исполнении заказа перевозчиком, Верховный суд уже указывал в своем определении от 09.01.2018 № 5-КГ17-220 по резонансному делу, где родственники погибшей пассажирки взыскивали расходы на погребение и моральный вред не только с водителя и перевозчика, но и с компании-агрегатора, принявшего заказ и разместившего его в системе. Суды отказались взыскивать суммы с агрегатора, считая, что он оказывал только информационные услуги. Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение, согласившись, что агрегатор может отвечать перед пассажирами.
В течение всего периода существования сервисов им удавалось успешно уходить от ответственности перед пассажирами, пострадавшими в ДТП, ссылаясь на то, что агрегатор всего лишь собирает информацию о свободных машинах и передает её. Вместе с тем, указанные разъяснения Пленума Верховного суда позволят пассажирам и их родственникам взыскивать убытки не только с водителей, которые по большей части являются выходцами из стран СНГ, но и с компаний-агрегаторов.
Необходимо отметить, что в странах Европейского союза уже решили подобную проблему. В декабре 2017 года Европейский суд признал агрегатора Uber сервисом такси и постановил, что агрегатор должен подчиняться всем требованиям транспортного законодательства Евросоюза и нести ответственность за качество и безопасность перевозок.