1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный закон № 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и корректирующий № 409-ФЗ, которым внесены изменения в уже существующие законодательные акты.
Реформа третейских судов
«Задача реформы – восстановить доверие к третейскому разбирательству. Качество арбитражных учреждений важнее их количества», – заявил в ходе принятия документов парламентом министр юстиции России Александр Коновалов. По его мнению, новые правила помогут отсеять некомпетентные арбитражные учреждения, обеспечат прозрачность назначений, максимальную независимость арбитров и коллегиальность рассмотрения дел.
Теперь третейские суды называются арбитражными учреждениями и могут создаваться исключительно при НКО по специальному разрешению Правительства РФ. Право на работу будет предоставляться кабинетом министров на основании положительной рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, созданного при Минюсте. А арбитрами (прим. ред. - председателями третейского суда) будут граждане, которые имеют высшее юридическое образование, в том числе судьи в отставке.
«Бизнес нуждается в форумах, которые будут рассматривать споры на профессиональном уровне и без коррупции», – говорит партнер юридической компании «Савельев, Батанов и партнеры» Сергей Савельев. По мнению председателя правления Российской арбитражной ассоциации Владимира Хвалея, в России есть представление, что третейское разбирательство это жульничество, и чтобы его переломить, изменений в законодательстве недостаточно. Эксперт уверен, что важно взаимодействие с государственными судами.
В свою очередь партнер BGP Litigation Александр Ванеев считает, что инфраструктура, которая выражена в законе, «является во многом уникальной, поэтому непонятно, как она будет работать».
Ужесточение ответственности за незаконное уголовное преследование предпринимателей
10 ноября Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект № 15810-7 «О внесении изменений в ст. 299 УК РФ, в ст.151 УПК РФ».
После вступления документа в силу сотрудникам правоохранительных органов, которые незаконно возбудили уголовное дело в отношении предпринимателя, грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Важное условие: неправомерно возбужденное дело должно повлечь прекращение предпринимательской деятельности или причинение бизнесмену ущерба на сумму более 1,5 млн. руб.
Партнер юридической компании «ЮСТ» Александр Боломатов в целом поддерживает инициативу, при этом заметив, что «ужесточение санкций само по себе не гарантирует исполнения закона, но хотя бы окажет психологический эффект на недобросовестных правоохранителей».
Приказное производство в арбитражных судах
С 1 июня 2016 года вступил в силу федеральный закон от 2 марта 2016 года № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
Введение такой ускоренной формы производства, как судебный приказ, по мнению автора инициативы - Верховного суда РФ - в первую очередь «позволит освободить суды от тех дел, которые не нуждаются в развернутой процедуре рассмотрения».
«Изменения направлены, в первую очередь, на «разгрузку» арбитражных судов и ускорение процесса судопроизводства. В связи с тем, что поправки не так давно вступили в силу и еще широко не применяются, об их результативности можно будет говорить ближе к лету 2017 года», – считает руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights» Алёна Абрамович.
Отказ в принятии иска в арбитражном процессе
21 октября текущего года Госдума приняла в первом чтении законопроект Верховного суда № 1047746-6 «О внесении изменения в АПК (об отказе в принятии искового заявления)».
В пояснительной записке к документу указывается, что сейчас производство по заявлениям, не подлежащим рассмотрению в арбитражных судах, прекращается только при рассмотрении дела. Принятие законопроекта ВС РФ оптимизирует судебный процесс и ускорит решение процессуальных вопросов еще на этапе подачи иска в суд.
Юрист петербургской практики «Пепеляев Групп» Вадим Инсаров беспокоится, что суды получат возможность отказывать в принятии исковых заявлений по расплывчатым основаниям: «При таких обстоятельствах возможность обжаловать определение суда об отказе в принятии иска не обеспечит должных процессуальных гарантий, однако повлечёт затягивание рассмотрения дела».
Крупные сделки и сделки с заинтересованностью
С 1 января 2017 года вступит в силу федеральный закон от 3 июля 2016 года № 343-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об АО» и ФЗ «Об ООО» (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность).
Исходя из пояснительной записки, закон направлен на совершенствование механизма крупных сделок, урегулирование корпоративных конфликтов, стабилизацию гражданского оборота и укрепление баланса интересов всех участников общества.
Российское корпоративное право работает очень плохо, а институт оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью реально функционировал, считает Олег Зайцев, кандидат юридических наук, доцент Российской школы частного права. Юрист подчеркивает, что судьи в России вообще не очень охотно обсуждают вопросы экономики: «Нельзя законом изменить общество. Если в обществе много выводят активы и воруют, то надо этого опасаться и проверять сделки».
Раскрытие сведений о бенефициарах
21 декабря 2016 года вступит в силу федеральный закон от 23 июня 2016 года N 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс РФ об административных правонарушениях».
Закон разработан в целях реализации Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициаров компаний. Юридические лица обязали делиться сведениями о своих бенефициарных владельцах, а также принимать необходимые меры по установлению определенной законом информации о таких владельцах. Также закрепляется обязанность хранить подобную информацию в корпоративной документации в течение пяти лет. За нарушение предусмотрена ответственность в виде административного штрафа: на должностных лиц в размере 30-40 тыс. руб.; на юридических лиц – 100-500 тыс. руб.
Минусы этих нововведений могут возникнуть в налоговой сфере, особенно при реализации международного налогового планирования, а также во многих других отраслях, считает руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights» Алёна Абрамович: «Юрлица смогут формально подходить к требованию раскрыть информацию о бенефициарных владельцах, а возможности проверки таких сведений государственными органами ограничены».
«На практике конечный бенефициар зачастую владеет компанией через ряд других компаний, в том числе зарегистрированных на территории другого государства, что нередко усложняет или делает невозможной процедуру получения информации отдельно взятым юридическим лицом», - добавляет главный юрисконсульт СТС-Медиа Мария Дерягина.