Статьи
6 декабря, 18:08

Оценка для юриста

В условиях конкуренции юрконсультанты борются за новых клиентов из бизнеса, демонстрируя профессионализм команды. Рейтинги — надёжный ориентир для тех, кто ищет проверенного партнёра в лице юрфирмы

 

Зачем юристам оценка?

Еще лет 10 назад рейтинги для российских компаний не имели значения. "Мы в России жили своей отдельной, внутренней жизнью, а "какие-то там рейтинги" существовали в параллельной реальности", - вспоминает Игорь Андреев, специалист по работе с международными и российскими рейтинговыми агентствами юридической фирмы "ЮСТ". Сегодня многое изменилось: число желающих увидеть свою фирму в "списках лучших" растет. Это объяснимо: рейтинги — ориентир для клиентов-инхаусов. В силу разных причин — от перегруженности до необходимости специальных знаний по вопросам, требующим узкой специализации — корпоративные юристы не готовы решать специфические задачи сами. Дорогостоящие разбирательства, сложные сделки, выход в новые регионы — все это бизнес хочет доверить надежному партнёру.

Особенно важно подтвержденное признание на этапе первого обращения, когда доверие еще не создано. "На результаты рейтинга опираются около 30% клиентов. Показатель не очень высокий, но, как правило, это самые крупные компании с наиболее денежными проектами", - говорит Александра Старостина, пиар-менеджер "Пепеляев Групп".

Упоминание регалий помогает побороться за клиентов на тендерах, где участие в рейтингах часто обязательно. Порой, иронизируют юристы, позиции в рейтинге — отличный способ объяснить выбор подрядчика. Участие в рейтингах - это и дополнительное обоснование стоимости услуг представителей, когда речь заходит об оплате судебных издержек. "Списки лучших" полезны и при найме сотрудников: это своего рода справочник по профессионалам.

Почему "рульфы" не в лидерах?

За последние годы российские компании усилили позиции в западных "топ-листах", хотя им по-прежнему сложно выбиться в лидеры. Консультанты признают объективность данных, но добавляют: путь наверх непрост. "Фирма может оставаться лидером в своей области, но не участвовать в рейтинге – для организаторов рейтинга это будет возможной причиной понизить ее позиции. В то же время, в силу достаточной консервативности справочников новым лидерам сложно пробиться наверх," – комментирует Ксения Соболева, менеджер по маркетингу и коммуникациям в юридической фирме Goltsblat BLP.

Сложность для "рульфов" заключается еще и в том, что во многих зарубежных компаниях отбор консультантов контролируется головным офисом в Европе или США. Итог — до комплексных проектов российские юрфирмы просто не допускаются.

Снижает шансы на лидерство и невозможность полноценного раскрытия содержания проектов, говорит Александра Старостина. Каким бы выдающимся ни был кейс, если с клиентом подписано соглашение о строгой конфиденциальности, проект рейтинговаться не будет: отношения с клиентом всегда важнее.

Успех зарубежных юрфирм связывают с их опытом и организованностью. На руку им играет и масштаб рейтингуемых проектов. "Чем больше у фирмы офисов, ресурсов и опыта в реализации проектов в разных областях права, тем больше у нее возможностей сопровождать самые масштабные и сложные проекты на рынке. Соответственно, и рейтинги такой фирмы выше", - объясняет Флориан Шнайдер, управляющий партнер Dentons по России.

Сильные стороны российских юрфирм

Российские фирмы имеют значительный вес в отраслях, требующих глубокой вовлеченности в российское право и плотного знакомства с правоприменительной практикой и обычаями делового оборота: корпоративное право, ГЧП, антимонопольное или уголовное право, где "рульфы" занимают практически всё пространство. "Русские хорошо знают правила игры у себя дома – и здесь могут быть успешнее, чем коллеги-гости из Лондона", - говорит Игорь Андреев. Филиалы международников могут их потеснить, только если у них работают специалисты с сильным российским опытом, добавляет он.

Но есть практики, где русские – "в гостях", а международные юрфирмы – у себя дома: например, связанные с инвестбанкингом, ценными бумагами, рынками капитала. Россиянам потеснить "ильфов" там, где они создают правила игры, непросто.

Разделение "сфер влияния" между российскими и международными юрфирмами в зарубежных рейтингах, самые популярные из которых - Сhambers & Partners, Legal 500, IFLR1000 и оценивающий не фирмы, а самих юристов, Best Lawyers, естественно, уверены эксперты. Но тенденции к смене лидерства намечаются по ходу изменений в законодательстве. "Недавние изменения в корпоративном праве способствуют тому, что российский бизнес, ранее заключавший сделки по английскому праву вне российской юрисдикции, частично возвращается в российское правовое поле. Это дает "рульфам" шанс немного потеснить "ильфов" в рейтингах, например, в сфере корпоративного права", - говорит Игорь Андреев.

"Право.ru-300": что нового

"Право.ru-300" — первый национальный рейтинг юридических компний. Ориентируется на него уже не только крупный бизнес, но и средние фирмы, которые хотят получить качественные услуги, не переплачивая за бренд. В национальных рейтингах у "рульфов" больше шансов быть замеченными — причём достаточно быстро. "Право.ru-300" оценивает прежде всего проектный опыт, мы не станем "придерживать" фирму, которая участвует в рейтинге впервые, но мы конечно обратим внимание, сколько лет фирма существует на рынке, на динамику ее развития, клиентскую базу", - говорит Екатерина Клейменова, руководитель специальных проектов Право.ru.

Рейтинг проводится в седьмой раз и является самым масштабным в России исследованием юррынка. Число "ильфов" в нем растёт: в этом году это такие ведущие игроки, как Herbert Smith Freehills, Hogan Lovells, Allen & Overy, Squire Patton Boggs и другие. С другой стороны, есть и компании, которые открылись только в 2016 году: "Некоторые из них сразу заняли достойные позиции в отраслевых группах, потеснив заслуженных игроков. Это связано с тем, что большинство из таких фирм образовали выходцы из крупных фирм. Новые компании не смогли поучаствовать в статистическом рэнкинге по выручке, так как методика накладывала ограничения, но в следующем году они претендуют на то, чтобы показать серьезные обороты", - поясняет Клейменова. Расширился региональный охват "Право.ru-300": в этом году в нем появился общий региональный рейтинг по отраслям права.

В этом году методика рейтинга усложнилась. При анализе учитывалось большее число факторов: разнообразие проектной работы, масштабность и инновационность проектов. С другой стороны, она стала более открытой. Изменился период исследования: анализ ведется не по календарным годам, а от рейтинга до рейтинга, что при быстро меняющейся экономической ситуации позволяет получить более объективную картину рынка. Увеличилось до десяти количество проектов от компании, появились новые отрасли. В этом году оценивали работу pro bono, научно-просветительскую деятельность, законотворчество.

Одно из важнейших нововведений - опрос клиентов. При анализе требовалось оценить уровень качества, уровень сервиса и соотношение цены и качества. "Если по первым двум показателям клиенты оценили юристов в целом очень высоко, то стоимость услуг некоторых компаний сочли высокой", - говорит Клейменова.

Экспертный Совет рейтинга был существенно расширен: сегодня это 39 человек из таких компаний, как "Найк", "Сименс", Teva Pharmaceutical Industries, ABBYY International Headquarters, General Electric, МТС, РОСНАНО, Интер РАО и многие другие. В 2016 году официальным аудитором рейтинга, который проверяет его результаты на легитимность и соответствие методике, снова стал Deloitte.

"Борьба в этом году была жесткой, и хотелось бы верить, что картина получилась объективной, — резюмировала Екатерина Клейменова. - Цель всех изменений – сделать достоверную и прозрачную карту российского юридического консалтинга, которой могут руководствоваться клиенты при выборе юристов".