Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Новость
4 июля 2017, 16:23

ФАС подготовила масштабные разъяснения законодательства о злоупотреблении доминирующим положением

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что 23 июня 2017 года были опубликованы Разъяснения Президиума Федеральной антимонопольной службы «О применении положений ст. 10 Закона о защите конкуренции» (далее – «Разъяснения»). 

Документ разъясняет некоторые вопросы, касающиеся понятия злоупотребления доминирующим положением, его влияния на смежные рынки, а также выдачи предупреждений о прекращении злоупотребления доминирующим положением (далее – «Предупреждения»). Данный документ был подготовлен ФАС России и Объединением Корпоративных Юристов (ОКЮР) при непосредственном участии Николая Вознесенского, партнера, руководителя антимонопольной практики Goltsblat BLP, и других ключевых экспертов рынка в составе совместной рабочей группы.


Понятие злоупотребления доминирующим положением.

  • ФАС разъясняет, что нельзя квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как нарушение общего запрета злоупотреблять доминирующим положением, если его действия подпадают под какой-либо конкретный пункт ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции. Это разъяснение необходимо, в том числе, и для обеспечения выдачи предупреждений по соответствующим пунктам ч. 1 ст. 10, которых не было бы при возбуждении дела на основании общего запрета.
  • При установлении доминирующего положения необходимо определить не только размеры долей, но и проанализировать, может ли хозяйствующий субъект влиять на общие условия обращения товара на рынке. Так, для субъектов, занимающих долю от 35 до 50%, дополнительно учитываются: наличие незначительной разницы долей с ближайшим конкурентом, факты смены хозяйствующих субъектов с наибольшей долей на товарном рынке в течение анализируемого периода и другие факторы.
  • Определены условия назначения оборотного штрафа за злоупотребление доминирующим положением. Эта санкция может применяться только при наличии доказательств (возможности) ограничения конкуренции, которые должны быть проанализированы на этапе рассмотрения антимонопольного дела. В иных случаях презюмируются последствия в виде ущемления интересов других лиц или неопределенного круга потребителей, влекущие фиксированный размер штрафа.
  • Для того, чтобы доказать злоупотребление, теперь необходимо определить взаимосвязь между доминирующим положением и последствиями в виде ограничения конкуренции (в отсутствие доминирующего положения применяемый хозяйствующим субъектом способ реализации права становится невозможен или экономически нецелесообразен).
  • Разграничены злоупотребление гражданским правом и злоупотребление доминирующим положением как антимонопольное правонарушение (цитируется определение ВС РФ № 301 КГ16 1511 по делу № А82-777/2015 от 04.07.2016 г., в котором суд не усмотрел нарушения антимонопольного законодательства в нарушении специальных правил оказания услуг почтовой связи в отсутствие антиконкурентной направленности действий).


Влияние злоупотребления доминирующим положением на смежные рынки.

  • ФАС констатирует возможность доминирующего хозяйствующего субъекта влиять на смежные рынки, на которых он не присутствует. При этом, само по себе наличие смежных рынков не означает, что необходимо оценивать последствия либо их угрозу для рассмотрения конкретного дела, если не установлена прямая и непосредственная экономическая связь между действиями на одном рынке и последствиями на другом.
  • Впервые сформулирован порядок доказывания по делам, связанным с влиянием на смежные рынки. Так, уточняется, что антимонопольный орган должен устанавливать наличие доминирующего положения именно на том товарном рынке, на котором совершены спорные действия. Затем устанавливается объективная взаимосвязь между такими действиями и последствиями на смежном рынке. Формальный подход, состоящий исключительно в декларировании угрозы наступления последствий на смежном рынке без надлежащего доказывания, недопустим.
  • Отдельно рассматривается ситуация препятствий доступа на (смежный) товарный рынок.


Предупреждения.

  • ФАС обязана проводить анализ состояния конкуренции на соответствующем рынке перед выдачей Предупреждения. По запросу хозяйствующего субъекта, который его уже получил, анализ состояния конкуренции должен быть представлен для ознакомления.
  • Хозяйствующий субъект имеет право продлить срок исполнения Предупреждения, направив соответствующее ходатайство в ФАС. При этом он может повторно попросить о продлении срока исполнения, если у него есть дополнительные обоснования для этого. Правом на продление срока исполнения Предупреждения нельзя злоупотреблять.
  • Если хозяйствующий субъект исполнил Предупреждение, то антимонопольный орган не может возбудить дело в его отношении по тем же основаниям, даже если после исполнения Предупреждения ФАС получила дополнительные сообщения о таких же нарушениях хозяйствующего субъекта, совершенных до исполнения Предупреждения.
  • Зафиксированы формальные и содержательные требования к Предупреждению. В Предупреждении должны указываться конкретные действия хозяйствующего субъекта, которые он должен осуществить, чтобы прекратить нарушение антимонопольного законодательства, при этом эти действия должны быть исполнимыми.